HR-Journal.ru :: «Сотрудник отдела маркетинга» - это звучит гордо! Строим эффективный отдел маркетинга.
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

«Сотрудник отдела маркетинга» - это звучит гордо! Строим эффективный отдел маркетинга.

© 13.02.2008

«Сотрудник отдела маркетинга» сегодня как нельзя более уважаемый человек, а сама профессия довольно престижна и востребована практически на всех предприятиях, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности.
Отделы маркетинга на российских предприятиях стали появляться практически сразу, после вступления нашего общества в рыночные отношения, но вот эффективность работы подобных отделов все еще далека от совершенства.
В настоящее время существует великое множество определения «маркетинг», написано не одна тысяча книг, статей и монографий на эту тему. Но, опуская всё величие определений маркетинга, исторически принято считать, что под понятием «маркетинг» понимается установление отношений между потребителями продукции (товаров, услуг) и их производителями. И многие, это определение истолковали по-своему.


Современный отдел маркетинга, это, как правило, отдельное, или, как сейчас модно говорить, независимое ни от кого, подразделение, в котором работает достаточное количество персонала (иногда до 20 человек и более), выделяются деньги на его развитие, а сотрудники отдела чувствуют себя «белыми воротничками», свысока поглядывая на всех других сотрудников предприятия. В тоже время, результатов работы этого подразделения никто не видит, более того, сотрудники других подразделений не могут понять, почему же «отдел маркетинга только проедает наши деньги, не принося ничего взамен?». И недоумевают работники предприятия: «за что же этим «баловням судьбы и руководства» платят деньги?». Зачатую не маленькие деньги, что не может не вызывать если не конфликты, то как минимум недопонимание между сотрудниками подразделений. И, к сожалению, такая практика весьма распространена в российских предприятиях вне зависимости от вида деятельности, формы собственности и количества персонала.


Одной из основных проблем неэффективной работы отдела маркетинга является отсутствие четкого понимания предназначения самого отдела, его задач. После вступления российской экономики в рынок, основной задачей всех предприятий стала задача повышения прибыли предприятия. Поэтому, после того как появилось новомодное слово «маркетинг», функции добытчика денег для компаний поручили именно этому отделу. До сих пор нередка ситуация, когда на предприятии на вопрос «кто занимается у вас продажами» следует ответ «отдел маркетинга». А такой «микс» функционала неминуемо приводит к тому, что остальные функции маркетинга как такового сводятся к нулю. А отсутствие четкого представления о задачах и роли отдела маркетинга (а в идеале он должен разрабатывать и осуществлять маркетинговую стратегию, основываясь на стратегических целях самого предприятия) приводит к тому, что типичной становится ситуация «разброда и шатания» среди сотрудников отдела. Т.е. люди попросту не понимают своих функций и в итоге занимаются всем, кроме маркетинга. И только на редком российском предприятии существует маркетинговая стратегия на 3, 5 или даже10 лет, как это принято на западе.


А из-за такой функциональной неопределенности возникает еще одна проблема – текучесть кадров. И если даже бегло просмотреть объявления о вакансиях на различных сайтах, то можно заметить, что «специалист по маркетингу»  - один из востребованных и популярных на рынке.


Немаловажной является проблема подчиненности отдела маркетинга в компании и его авторитет у руководства. В идеальном случае, который, к сожалению, еще редок у нас, это когда отдел маркетинга подчиняется напрямую генеральному руководителю компании. Понятно, что в компаниях, с численностью более 500 человек, такая ситуация довольно редка. Что касается компаний малых форм собственности и численности, то подчинение отдела маркетинга напрямую высшему руководству может являться залогом эффективной работы. Более того, отдел маркетинга должен наряду с отделами финансов, продаж, развития принимать участие в создании и реализации стратегии развития всего предприятия.


Есть ряд проблем, которые связаны со структурной организацией отдела маркетинга. В настоящее время, функции внутри отдела маркетинга среди сотрудников распределяется хаотично. Нередка ситуация, когда один сотрудник выполняет две, а то и больше функций внутри отдела. Опять же, к этому примешивается тот факт, что многие сотрудники отдела маркетинга «заточены» на голые продажи, что, по меньшей мере, отвлекает от работы над собственно маркетингом.


Проблема кадров одна из актуальных для современных отделов маркетинга. Каждая функция маркетинга требует серьезной подготовки от исполнителей. Маркетологи-аналитики, маркетологи - специалисты по рекламе и PR, специалисты по международному маркетингу, специалисты по маркетинговым исследованиям - у каждого из них своя роль, свой круг обязанностей, а значит и своя квалификация. Замена одного специалиста другим, а также некое совмещение двух и более должностей может привести существенный вред всей работе в области маркетинга на предприятии.


Вот пожалуй основные проблемы, которые могут привести к неэффективной работе отдела маркетинга. И, чтобы существующие сегодня отделы маркетинга достигали операционной и стратегической эффективности, маркетинг должен принимать непосредственное участие в формировании стратегических целей; иметь функции, позволяющие достигать этих целей; персонал с четко распределенными полномочиями и кругом ответственности; систему планирования, бюджетирования и контроля.


Таким образом, можно сказать, что для построения эффективного отдела маркетинга HRу совместно с руководством компании требуется сделать несколько грамотных  шагов:
• четко определить цели и задачи отдела, адекватно донести их до всех сотрудников предприятия
• четко структурировать сам отдел и определить функционал каждого из сотрудников
• решить вопрос о подчиненности отдела маркетинга в сторону прямого подчинения генеральному директору.


Но будем надеяться, что большинство HR специалистов сегодня понимают роль имиджа и квалификации сотрудников отдела маркетинга на предприятии, которые являются гарантией эффективной работы всего предприятия, и могут адекватно донести эту мысль до руководства своих компаний.

Все материалы в рубрике

другу или в группу FB
Скоростная доставка статей!

Комментарии

Ваш баннер на этом месте