HR-Journal.ru :: О физиках и лириках: ВУЗы готовят не тех специалистов, которые нужны компаниям
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

О физиках и лириках: ВУЗы готовят не тех специалистов, которые нужны компаниям

© 23.01.2008

Мы не раз уже говорили о проблемах трудоустройства выпускников и качестве их подготовки. К Ситуация на рынке труда по прежнему далека от идеальной или хотя бы более или менее устраивающей всех его участников. Трудовое население Москвы растет не только за счет мигрантов. Каждый год на рынок труда выходит порядка 120 000 молодых москвичей. Это те, кто пошел работать сразу после школы, а также выпускники ВУЗов и техникумов. Большинство тех, у кого образование выше среднего, не получат денег, на которые рассчитывают, а каждому пятому из них предстоит обивать пороги биржи труда. (по материалам astera.ru)

Другими словами – есть лирики, а нужны физики. Таков парадокс столичного рынка: здесь 70% соискателей имеют высшее образование. А среди вакансий, которые предлагают работодатели, порядка 80% составляют рабочие специальности: каменщики, сварщики, медсестры и т. д. Такие данные предоставило управление службы занятости населения Москвы. Это, конечно, не весь столичный рынок труда, а только та его часть, где работодателя и работника сводит государство. Но примерно та же картина во всей экономике: ВУЗы и техникумы выдают слишком много лишних дипломов, которые компаниям неинтересны.

Не то чтобы выпускники не нужны вовсе. Экономика растет, требуется все больше работников самых разных квалификаций, при этом на рынок их приходит все меньше — это поколение долгого демографического провала. Сейчас на одного человека до 18 лет приходится пятеро пожилых. Специалисты хедхантеры полагают, что в ближайшие 5-10 лет не возникнет переизбытка по каким бы то ни было специальностям и добавляют, что в стране существует избыток ВУЗов, а не отраслевой.

Есть ТОР-20 ВУЗов, за выпускниками которых работодатели выстраиваются в очередь. Но по мнению экспертов от 20 до 30% образовательных программ ВУЗов, представленных на российском рынке, не дает даже минимально необходимого для профессиональной деятельности набора компетенций. Работодатели считают, что по уровню знаний выпускники ВУЗов и техникумов последних лет, принятые на работу, уступают тем, кто уже работает.

Многие рекрутеры и даже некоторые работодатели предпочитают вовсе не иметь дела с выпускниками. Основная причина этого – несоответствие амбиций и зарплатных ожиданий молодых специалистов и предложения рынка. На неадекватность молодых кадров жалуются даже московские строители. Одна из строительных компаний, попытавшись сотрудничать со столичными ВУЗами и не найдя в них адекватных специалистов, в итоге решила потратить $1 млн на создание обучающего центра и обучить своих рабочих и инженеров самостоятельно.

Эксперты и представители курпных компаний сетуют на то, что сейчас выпускают черезчур много гуманитариев. А нужно их в несколько раз меньше, и в этом кроется причина «перекоса» — вполне понятно, что ректоры ВУЗов не будут менять учебные программы и сокращать количество студентов, когда есть столько желающих поступать. Но никто не думает о том, какие профессии нужны – ведь время идет, экономика меняется, а система образования – нет.

Единственный способ для бизнеса отфильтровать весь этот дипломированный планктон — создать собственную систему внешней оценки качества обучения. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) еще в 2005 г. выступил с инициативой ввести так называемый профессиональный экзамен для выпускников образовательных учреждений всех уровней, который давал бы независимую оценку их профессиональным компетенциям.

Многие крупные корпорации создают даже собственные корпоративные университеты. Но это похоже скорее на курсы повышения квалификации внутри компании, а не на полноценное образование. А с настоящими ВУЗами все работают примерно одинаково: спонсируют профильные университеты, проводят там «Дни карьеры», присматривают способных студентов и назначают им стипендию, приглашают на практику.

Полностью ВУЗы корпорации на содержание не берут. Раньше пытались: ЮКОС на излете благополучия выделил $100 млн на содержание Российского государственного гуманитарного университета, но вскоре был изгнан оттуда. А владелец «Русала» Олег Дерипаска в 2006 г. заявлял о намерениях приватизировать Экономическую академию имени Плеханова, где он учился, и вложить в нее более $60 млн, но чиновники эти планы не одобрили.

Максимум, что разрешается бизнесу в образовательном процессе, — это ввести своих людей в общественный совет при ВУЗе или техникуме (так можно участвовать в обсуждении программ) и финансировать приглашение профессоров.

Но эксперты предупреждают ВУЗы от слишком радикальной специализации программ обучения. Универсальность российского образования — это как раз плюс, заверяют они. Во-первых, только 75% выпускников работают по специальности, люди с хорошим базовым образованием легко находят себя в других отраслях: физик — в экономике, филолог — на производстве и т. п. А во-вторых, сейчас растет спрос на совмещенных специалистов. Например, «ВымпелКому» нужны менеджеры, которые и в физике GSM-частот разбираются, и EBITDA при этом считать умеют.

Все материалы в рубрике

другу или в группу FB
Скоростная доставка статей!

Комментарии

Ваш баннер на этом месте