HR-Journal.ru :: Опять двойка: Слабые сотрудники -- враги компании. Однако "двоечники" небезнадежны.
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Опять двойка: Слабые сотрудники -- враги компании. Однако "двоечники" небезнадежны.

© 17.10.2007

В любой компании есть люди, которые работают хуже и медленнее других, этакие корпоративные «двоечники», систематически недовыполняющие производственный план. Кроме того, в аутсайдеры можно угодить за неподобающее поведение, если, например, человек не разделяет принятое в фирме отношение к труду. Так, в департаменте по обслуживанию клиентов компании «Ренессанс управление инвестициями» при оценке сотрудника учитывают не только то, как он выполняет свои обязанности, но и его отношение к командной работе. Филисофия компании такова — сотрудник должен быть волком, однако ему стоит понимать, что охотиться лучше в стае.

Участь «двоечников» незавидна: они традиционно считаются первыми кандидатами на увольнение. Когда гуру менеджмента Джек Уэлч возглавлял General Electric, он делил всех сотрудников на три категории: А, В и С, по отношению к которым действовало правило 20–70–10. Люди категории А (20% всех сотрудников) — лидеры. Сотрудники типа В (70%) нормально справляются с возложенными на них обязанностями. Наконец, относящиеся к группе С (10%) — аутсайдеры. Они показывают худшие результаты из-за лени или неспособности выполнять свою работу. Как считал Джек Уэлч, от сотрудников категории C надо нещадно избавляться. За умение увольнять людей тысячами ему даже дали прозвище Нейтронный Джек.

Однако вопрос, стоит ли выгонять «двоечников» из «школы», сложнее, чем кажется на первый взгляд. У каждой компании свое понимание успеха, а следовательно, собственное видение неудачника и отношение к нему.

Корпоративная хирургия

«Со слабым сотрудником как с нелюбимой женой. И бросить жалко, и жить тяжело. Но зачем мучить друг друга, когда можно просто разойтись?» — говорит владелец одной из крупных компаний. С его точкой зрения согласны многие. Увольнение, пожалуй, самый популярный способ решить проблему «двоечников». Избавляясь от отстающих, компания уподобляется хирургу, вырезающему скальпелем опухоль. Вопрос лишь в том, как не перепутать больные ткани со здоровыми.

Такому подходу привержены фирмы, которые ведут беспощадную борьбу за оптимизацию бизнеса и сокращают издержки. Выгонять «двоечников» имеет смысл и тогда, когда их ошибки могут серьезно навредить компании.

Есть одно «НО» — «хирургическим» путем решить проблему с отстающими раз и навсегда невозможно. Даже если все сотрудники работают хорошо, среди них, по статистике, всегда будет 10% аутсайдеров. В соответствии с правилом Джека Уэлча, нужно будет постоянно кого-нибудь увольнять.

Стратегии управления

«Зачем увольнять или штрафовать человека, если он приносит компании деньги? — рассуждает владелец ресторанной сети. Пусть меньше, чем другой, но приносит. Подобрать нового будет дороже» — так рассуждает владелец крупной ресторанной сети.

Оказывается, далеко не всегда увольнение неэффективных сотрудников полезно для организации. Если они не причиняют ей вреда и не требуют больших издержек, руководство может выбрать одну из более мягких стратегий управления «двоечниками».

Первая из них — навязчивое выдавливание. Принцип этой стратегии таков — слабого сотрудника не увольняют, но держат в ежовых рукавицах. Человеку дают понять, что он хуже других: не повышают ему зарплату, изолируют его от важных проектов и т. д. Между тем компания демонстрирует, как она ценит его успешных коллег, постоянно продвигая их вверх по карьерной лестнице. Так у неэффективного сотрудника создается образ рабочего места как тюремной камеры, и он видит два выхода: просидеть годы с неизменной зарплатой или поискать счастья в другом месте.

Такой метод актуален для компаний, в которых успех сотрудника обусловлен не только его способностью перевыполнять план, но и наличием потенциала к росту. Особенно в интеллектуальном бизнесе, если руководитель смотрит на своих сотрудников так же, как инвестор на активы: чем меньше их рыночный потенциал, тем меньше внимания он им уделяет.

Вторая стратегия — underperformance management, или управление нерезультативными сотрудниками. Суть его в том, что плохая работа объясняется рядом причин и нельзя выбрасывать «двоечников» за борт, не разобравшись, отчего дело не ладится. Адепты этой стратегии верят, что каждого можно исправить. Применение подобной стратегии позволяет выявить ошибки менеджмента и минимизировать процент увольняемых сотрудников. Так, может оказаться, что иногда человеку не хватает ресурсов для выполнения поставленной задачи, иногда сама задача ставится неправильно, иногда дело может быть в обстоятельствах.

Коллекция талисманов

К «двоечникам» стоит относиться и с известной долей юмора. В мифологии большинства народов мира фигурирует трикстер (от англ. trickster -- «шут»). Это герой, нарушающий нормы. Однако своими выходками такой персонаж показывает, что на самом деле правила лучше не нарушать. Почти в каждой российской компании есть свой трикстер.

В одном агентстве недвижимости работает довольно странный сотрудник. Его официальная должность — врач, но у него нет оконченного медицинского образования. Более того, рядом находится поликлиника. Однако бесполезного доктора никто не увольняет, потому что он трудится в компании более 10 лет и к тому же является живым носителем корпоративного духа.

Некоторые фирмы рассматривают «двоечников» как корпоративный талисман. Подобное снисхождение может быть данью благодарности сотруднику, который отдал компании много лет, но в силу не самой высокой квалификации не способен сменить работу.

То есть можно с уверенностью заявить, что, «двоечники» не всегда обуза для компании. При должном желании и умении из них можно извлечь хоть небольшую, но пользу.

Источник: Электронный журнал «Работа с персоналом» по материалам www.sf-online.ru

Все материалы в рубрике

другу или в группу FB
Скоростная доставка статей!

Комментарии

Ваш баннер на этом месте