HR-Journal.ru :: Рецензия на книгу Адама Гранта «Брать или отдавать. Новый взгляд на психологию отношений»
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Рецензия на книгу Адама Гранта «Брать или отдавать. Новый взгляд на психологию отношений»

© 26.01.2014
рецензия Марины Ашеевой, HR-Journal.ru

Брать или отдавать. Новый взгляд на психологию отношений
Автор: Адам Грант
Перевод с английского Александра Анваера
Издательство «Манн, Иванов и Фербер». Москва, 2014. — 296 с.
Оригинал: Give and Take. A Revolutionary Approach to Success. Adam Grant

Книга замечательная. Нет, она не учит быстро продавать, не помогает резко увеличить прибыль компании, не открывает тайн HR-отрасли. Не нужно ждать от неё рецептов, она не для этого. Пошагового описания технологий, помогающих добиться успеха, в книге тоже нет. Зато есть очень интересное и глубокое размышление о жизненных установках, о том, чего люди ожидают друг от друга, как относятся к другим людям и делу. Если вдуматься, то темы эти гораздо важнее практических бизнес-рецептов. С последними они соотносятся примерно как фундамент и стены.

«Брать или отдавать» находится где-то на грани между бизнес-литературой и книгами по психологии. Скорее всего, она будет интересна и так называемым деловым людям, и психологам, и тем, кто просто интересуется психологией. От бизнес-литературы книга наследует стиль изложения: много примеров и человеческих историй — о людях известных и не очень. А с психологическими трудами книгу роднит сам подход: все примеры Адам Грант анализирует именно с точки зрения социальной психологии. Как (и за счёт чего) люди добиваются успеха? И верно ли, что успех «не светит» тем, кто не готов быть жёстким и напористым — гнуть всех и каждого в бараний рог, убеждая в собственной правоте?

Множество конкретных примеров и историй, рассказанных автором в книге, всё равно не низводят её ни на уровень классической бизнес-литературы, ни, тем более, на уровень бытовых представлений об успешности. Впрочем, книга получилась не только психологическая, но и философская — хотя написана легко и увлекательно, и типичными признаками философского труда не обладает. Однако автор предлагает, по сути, философию отношений, отличную от общепринятых представлений.

Уже в начале книги Адам Грант даёт краткую типологию: по типу поведения и отношению к окружающим автор делит людей на «дающих», «берущих» и «обменивающих». Авторская типология соблазнительно проста, поэтому сразу хочется её пересказать, привести описания типов. Но здесь я всё же от этого воздержусь, чтобы случайно не подарить читателю иллюзию, что рецензент уже рассказал «самое важное», что можно почерпнуть из книги. Однако было бы непростительным упрощением считать, что суть только в описании трёх поведенческих стратегий — тогда писать книгу не понадобилось бы. А книга немаленькая — тему «дающих», «берущих» и «обменивающих» Адам Грант рассматривает со всех сторон, уделяя внимание даже нюансам.

И это именно тот вариант, когда мудрее читать не рецензии, а саму книгу сразу ;)

Кстати, у книги Адама Гранта (у её англоязычного варианта) есть свой сайт.

А вот так выглядят в бумажном виде оригинал и русскоязычное издание (они очень похожи, но есть и различия):

И несколько слов о названии и подзаголовке. С заголовком всё просто: мы имеем дело с дословным переводом английского «Give and Take». А вот смысл подзаголовка в русском издании отличается от оригинального. «A Revolutionary Approach to Success» превратилось в «Новый взгляд на психологию отношений». Изменение подзаголовка само по себе может быть оправдано. Бывают случаи, когда русскоязычный вариант удачнее, чем оригинал (например: Рецензия на книгу Джека Митчелла «Обнимите своих сотрудников. Прививка от жесткого менеджмента»). Вот только в этот раз новый вариант подзаголовка непреднамеренно исказил реальность: дело в том, что сам подход Адама Гранта к анализу отношений как раз не нов. Новизна заключается именно в применении этого подхода (традиций гуманистического направления в общей и социальной психологии) к анализу успешности.

В целом же книга наследует идеи классиков психологии — Эриха Фромма, Виктора Франкла и Абрахама Маслоу, высказанные ещё полвека (а то и более) назад. Например, много общего с идеями Фромма из его знаменитой книги «Иметь или быть». Поэтому Адам Грант — всё-таки не основоположник, а продолжатель подхода, и русскоязычный подзаголовок приписывает ему то, на что он сам явно не претендовал. Сразу отмечу, что достоинств книги это никак не умаляет: автор делает в книге именно то, что и собирался: представляет новый подход к анализу успешности, и делает это на обширном бизнес-материале.

Несколько цитат из книги (возможно, не самых ёмких, которые можно было бы выбрать, а просто понравившихся):

«Есть доказательства, что одного только облачения в деловой костюм и изучения бюллетеней Гарвардской школы экономики достаточно, чтобы ослабить внимание к межличностным отношениям и интересам других людей».

«Так как большинство людей — обменивающие, то, работая в коллективе, они ведут в голове своеобразный бухгалтерский баланс, сравнивая дебет и кредит. Если какой-то член группы за своё бескорыстие получает индивидуальный кредит, то обменивающие подсознательно дают ему право отклоняться от норм ожидаемого поведения».

«Джордж Мейер фактически сделал и довёл до совершенства более трёхсот серий “Симпсонов”, но вопреки устоявшимся голливудским нормам заявил о своём авторстве только в двенадцати».

«Берущие вообще склонны считать себя самыми умными, а дающие, в отличие от них, с бОльшим вниманием относятся к опыту и знаниям других специалистов, даже если взгляды последних противоречат их собственным мнениям».

«Мы имеем обыкновение считать соглашателей дающими, а людей с трудным характером — берущими. Если новый знакомый ведёт себя дружелюбно и приветливо, то мы, естественно, заключаем, что у него добрые намерения. Если же он холоден, постоянно вступает в конфронтацию, то нам кажется, что ему абсолютно наплевать на наши интересы. Однако в таких суждениях мы придаём слишком большое значение оболочке, манере поведения, упуская из вида жемчужину — или скользкого моллюска, — что прячутся внутри раковины. Склонность давать или брать основана на наших мотивах и ценностях, выбор мы делаем независимо от того, являемся мы соглашателями или нет».

«Многие люди считают, что ключевым навыком влияния является умение делать уверенные, напористые заявления».

Краткое резюме: Отличная книга для неторопливого размышления о жизненных ценностях и жизненной стратегии, отношениях и успешности.

Рейтинг полезности от HR-Journal.ru: 7 баллов из 10. Сразу оговорюсь, что, как и со многими другими хорошими и необычными книгами, в этом случае сложно говорить об универсальной полезности для всех читателей (подробности ниже). Поэтому эти 7 баллов — скорее «средняя температура по больнице».

Кому будет полезна книга: тем, кто не ограничивает свой круг интересов лишь финансовыми показателями успешности и интересуется психологией не только ради личной выгоды. Читать будет интересно, если вы склонны к рефлексии и размышлениям о человеческих отношениях, а также не считаете, что цели надо добиваться любой ценой — чего бы это ни стоило окружающим.

В каком случае книга не подойдёт. Вы напрасно потратите время на чтение, если ориентированы только на прикладные и прагматические цели, то есть предпочитаете «рецептурную» бизнес-литературу.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

06.12 15:20 EKG1987
Анкета при приеме на работу (2)

05.12 22:50 EKG1987
Помощь новичку (1)

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте