HR-Journal.ru :: Рецензия на книгу Бернарда Феррари «Умение слушать. Ключевой навык менеджера»
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Рецензия на книгу Бернарда Феррари «Умение слушать. Ключевой навык менеджера»

© 25.09.2013
Марина Ашеева, HR-Journal.ru

Умение слушать. Ключевой навык менеджера

Автор: Бернард Феррари

Перевод с английского Елены Лалаян

Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2013

Оригинал: Power Listening. Mastering the Most Critical Business Skill of All. Bernard T. Ferrari

Вообще-то, книга Бернарда Феррари написана для управленцев. Но у неё есть и другая целевая аудитория – не так важно, догадывается об этом автор или нет. Это эйчары. Потому что умение слушать (и слышать!) – ключевой навык любого HR-специалиста, даже если он и не принадлежит к числу руководителей, а отвечает за какой-то конкретный участок работы. Например, за подбор персонала. Или за его обучение. Или за мотивационные программы. Или… впрочем, довольно.

У эйчара тот же самый объект работы, что и у управленца. Это люди, сотрудники. Бухгалтер, инженер, маркетолог, прежде всего, работают с информацией. Когда же они дорастают до позиции руководителя (хотя бы небольшой рабочей группы), на них внезапно сваливаются обязанности управленца. И тут выясняется, что управление людьми – это совсем не то, что работа с потоками обезличенных данных. Оно требует других навыков и умений.

А эйчар работает с людьми с самого начала – какой бы ни была занимаемая им позиция. Именно от людей (сотрудников, соискателей) ему приходится получать нужную информацию: анализировать её, делать выводы, принимать решения. И если HR-менеджер не умеет слушать, не владеет этим навыком, то ключевой информации он так и не получит: принятые решения будут ошибочными, работа – неэффективной, и вряд ли из него выйдет крепкий специалист. Умение же слушать – признак профессионализма в HR-отрасли. Мне доводилось видеть виртуозных специалистов по подбору, которые буквально парой-тройкой фраз легко устанавливали контакт с замкнутыми (и даже угрюмыми) кандидатами, а далее лишь направляли беседу, почти вскользь задавая важнейшие вопросы. Новичок в подборе, не умеющий слушать и чувствовать собеседника, не добьётся такого эффекта даже «домашними» заготовками из самых хитроумных и заковыристых опросников.

Итак, эйчарам нужно учиться слушать, как и управленцам. И тут пора перейти к самой книге, которая так и называется: «Умение слушать. Ключевой навык менеджера». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» любезно прислало нам для рецензирования экземпляр своей новинки.

Описание: C:\Users\ZET\Desktop\2.jpgАвтор – Бернард Феррари, проработал 20 лет в McKinsey & Company – международной консалтинговой компании, ведущей бизнес в 60 странах. Честно говоря, меня впечатлил не столько рабочий стаж автора в McKinsey, сколько перечень его профессий: хирург, юрист, консультант, бизнесмен, а теперь ещё и декан (Бизнес-школа Кэри, Университет Джонса Хопкинса). Консервативное мнение, которого придерживаются и многие мои коллеги по HR-отрасли, сводится к тому, что метаться между профессиями – дело несерьёзное, а следовать нужно однажды выбранным путём. Но я уверена, что в разных видах деятельности (на первый взгляд, далёких друг от друга) пробуют себя, прежде всего, люди неординарные, которым тесно в рамках одной отрасли, склонные к рефлексии и саморазвитию. Разнообразный опыт даёт отличную пищу для ума и позволяет находить решения, что никогда бы не пришли в голову человеку, который не способен свернуть с единожды выбранной дороги. И, судя по содержанию книги, автору пригодились все пять его профессий.

Итак, к мнению Бернарда Феррари прислушаться стоит.

Умение слушать – навык. И это хорошая новость для тех, кто не знал этого раньше. Потому что навык этот можно тренировать, как и любой другой. Например, как чтение, письмо или ходьбу. Поэтому если вы до сих пор не научились внимательно слушать собеседников, не всё потеряно.

Многие уверены, что хорошее слушание – это молчание, пассивный процесс, почти что отдых (Б. Феррари с ними не согласен). Эйчары с психологическим образованием знают, что существуют разные техники слушания, например, активное слушание. Но цели у психологических техник иные, поэтому для бизнеса они не подходят, за исключением отдельных элементов. Автор же описывает как раз такую технику слушания, которую можно использовать в работе, не превращаясь ни в бессловесного чурбана, ни в психотерапевта, – полезную в итоге обоим собеседникам.

В книге представлены типология слушателей, описание типичных заблуждений, которые мешают людям слушать внимательно, и множество упражнений с пояснениями… Используемое автором понятие «осознанность» будет концептуально близко буддистам и психологам… Если знакомиться с книгой не просто «ради общей эрудиции», то вдумчивое чтение материала и практика могут действительно принести пользу – пожалуй, научитесь не только слушать, но и улучшите управленческие компетенции. Потому что слушание – процесс открытый. Он связан и с мышлением, и с принятием решений.

А вот и несколько цитат из книги:

«Не следует воспринимать внимательное слушание как занятие, отнимающее время. Наоборот, умея слушать, вы экономите время».

«Умение слушать – необходимый инструмент, а не просто элемент стиля руководителя. <…> Руководителю не обязательно соглашаться с каждой новой идеей, но важно воспринимать её всерьёз».

«Высокопоставленные руководители считают обязанностью контролировать разговоры в своих компаниях. Но выбрав позицию “меньше говорить и больше слушать”, вы не выпустите из рук бразды правления. Наводящие вопросы и своевременные реплики побудят ваших подчинённых сообщать новые факты, высказывать своё мнение, мыслить нестандартно и выдвигать ценные идеи».

«Наконец мы подошли к тому, что я считаю главным секретом хорошего умения слушать: нужно стать мастером задавать вопросы».

Краткое резюме:

Книга понравилась. Автору +100500. Работа с темой – отлично. Перевод – так себе. «Улучшить свои навыки слушать» – к сожалению, не единственный перл переводчика, зато часто повторяющийся. Куда смотрел редактор уважаемого издательства?! ;)

Рейтинг полезности от HR-Journal.ru: 9 баллов из 10.

Кому будет полезна книга: управленцам, HR-специалистам любого уровня, собственникам бизнеса, учителям – всем, кто работает с людьми. Помогает не только понять, почему вас не слышат, но и разобраться, как надо слушать.

Кому книга не подойдёт? Пожалуй, только тем, кто уже достиг на этом пути совершенства.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте