HR-Journal.ru :: Работник и работодатель – кто над кем?
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Работник и работодатель – кто над кем?

© 01.04.2008
Елена Семенихина, директор представительства Консалтинговой группы «Альфа Персонал» в Москве

Прошло то время, когда работники чувствовали себя уязвимой стороной в отношениях с работодателем. Сегодня с трудовым законодательством в развитых и развивающихся странах сложилась такая ситуация, что уже можно говорить об экстремизме со стороны работников.

Европа и США на сегодняшний день занимают самые высокие места в рейтингах по социальному обеспечению граждан. Расходы на соц. обеспечение неминуемо ложатся на плечи налогоплательщиков. В Европе есть страны (например, Дания), где пособие по безработице практически равно средней заработной плате. Из этого факта прямо следует, что количество иждивенцев очень высоко – зачем работать, если можно получать пособие по безработице и комфортно существовать на него? А если вдруг отказывают в пособии, всегда можно пойти в суд и отстаивать свои права – это и будет работой на период суда.

Уже очевидной проблемой для Европы и США стало трудовое законодательство, которое в большей степени защищает права работника, чем работодателя. Нормой являются трудовые контракты, защищающие работника от увольнения до окончания срока контракта, от невыполнения (даже минимального отступления) от условий трудового контракта, от так называемого sexual harassment (сексуальные домогательства) и многого другого. Работодатели в этих странах не могут указывать предпочтения по возрасту, полу кандидата при объявлении конкурса на вакансию. Работодатель не имеет права на то, чтобы поинтересоваться семейным положением кандидата/работника и его/ее планами на обзаведение детьми. Все эти вопросы немедленно трактуются работником как нарушение собственных прав. С учетом юридической подкованности населения, а также обширной судебной практики с явным уклоном в сторону защиты прав работников, в Европе и США работодатели находятся в критическом положении.

При этом любые попытки правительства изменить ситуацию встречают неизменное серьезное сопротивление со стороны мощных профсоюзов.

Яркой иллюстрацией могут послужить массовые забастовки во Франции, в которых в 2006 году участвовали студенты, а в 2007 году – железнодорожники, транспортники и энергетики.

Этим странам будет непросто изменить ситуацию, а она требует изменения, т.к. влияет на все уровни экономики. Полная защищенность работника дает ему право работать некачественно. Массовые забастовки наносят серьезный удар по ВВП. Список негативных пунктов можно продолжать.

Трудовой Кодекс, действующий в РФ с 2002 года с поправками, внесенными в 2003, 2004, 2005, 2007 годах, фактически задает России направление, в котором движется Европа. ТК РФ отлично защитил права работников, настолько, что даже, сотрудников, откровенно не соответствующих занимаемой должности, уволить работодатель не может.

Вот только несколько пунктов, исходя из которых, можно определить практически абсолютное «правие» российских сотрудников:

- Увольнение по инициативе работодателя стало почти невозможным (уже не говоря об увольнении сотрудника по статье). Для того, чтобы расстаться с сотрудником не по его собственному желанию, а по какой-то другой причине, компания-работодатель должна быть уверена, что у нее в порядке все кадровое делопроизводство, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, трудовые договоры, приказы, акты и многие другие документы. Потому что в случае, если в любом из вышеперечисленных документов будут найдены неточности или несоответствия трудовому законодательству (это могут быть любые мелочи), иск работника в суде удовлетворят.

- Невозможно уволить беременную женщину, даже если она еще до декретного отпуска перестает выполнять свои обязанности. Работодатель не имеет права ее уволить, даже если она совершит кражу или порчу имущества организации при свидетелях.

- Любой действующий сотрудник может написать жалобу в Трудовую инспекцию, и сотрудники ТИ обязаны отработать каждую жалобу. Практика показывает, что штрафы, наложенные Трудовой инспекцией, и время, потраченное на разбирательства, значительно превышают инциденты с Налоговой инспекцией. Облегчает участь работодателя только то, что у Трудовой инспекции очень много подобных жалоб, а инспекторам никак не доплачивают за разбирательства по ним.

Сегодня также вновь набирают силу профсоюзы, а это – очень мощные органы. В качестве примера можно привести недавний инцидент на заводе Ford. Забастовка на заводе, организованная с участием профсоюзов, остановила работу завода на несколько дней. С учетом масштаба производства, это вылилось для Ford в серьезные убытки.

Ныне действующему Трудовому Кодексу Российской Федерации не хватает баланса в защите интересов. Если этот баланс не соблюсти, то повышающаяся юридическая грамотность населения в сочетании с некоторыми особенностями менталитета приведет к ситуации, которая сейчас сложилась в Европе и США. Уже теперь можно сказать о том, что даже крупнейшие компании, имеющие штат юристов и бэк-офиса (он занимается административным сопровождением бизнеса: прописание регламентов в компании, бизнес-процессов, внутренних правил, кадровым делопроизводством, соблюдением трудового, гражданского и всех остальных законодательств), стараются не вступать с сотрудниками в трудовые споры. Людей уже не увольняют «по статье», со всеми стараются «договориться». Участились случаи увольнения с выплатой пособия в размере трех среднемесячных заработков и более. Причем это касается всех уровней сотрудников: начиная от линейного персонала и заканчивая топ-менеджерами компаний.

Чтобы не допустить инцидентов, подобных вышеописанным, крупнейшим компаниям следует объединиться в целях лоббирования законов, которые уравновесят трудовое законодательство – это мировая практика внесения изменений в законы. Малый и средний бизнес может внести свою лепту через такие организации, как Торгово-Промышленная Палата и ей подобные отраслевые организации и союзы.

Надо понимать, что такие меры не являются мерами против работников. Ведь когда один сотрудник выдвигает против компании-нанимателя обвинение, и эта компания проигрывает иск, неизбежно пострадают все остальные сотрудники компании – прямо или косвенно.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

05.12 22:50 EKG1987
Помощь новичку (1)

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте