HR-Journal.ru :: Новые аспекты ведения трудовых книжек
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Новые аспекты ведения трудовых книжек

© 30.10.2006
Умяров Ильдар Гайярович, старший эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ, журнал «В курсе дела»

Как известно, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка. Но каждый ли работодатель имеет право оформлять трудовую книжку и делать в ней записи? Рассмотрим последние изменения в российском законодательстве.

Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого сотрудника, проработавшего в организации свыше 5 дней, если данная работа является для него основной (ст. 66 ТК РФ).

Однако индивидуальным предпринимателям до 6 октября 2006 г. запрещалось производить записи в трудовых книжках своих работников, а также оформлять трудовые книжки сотрудникам, принимаемым на работу впервые (ст. 309 ТК РФ, ред. от 09.05.2005). Во исполнение положений Трудового кодекса было принято Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках». В п. 3 утвержденных им Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей до настоящего времени также содержится запрет на ведение трудовых книжек работодателями – физическими лицами.

Учитывая нормы ст. 303, 309 ТК РФ, документом, подтверждавшим время работы у индивидуального предпринимателя, являлся письменный трудовой договор, зарегистрированный в органе местного самоуправления. Однако порядок и сроки регистрации таких договоров Трудовой кодекс не устанавливал. Не оговаривались в нем также последствия отсутствия регистрации, процедуру которой муниципальные образования определяли самостоятельно (Постановление главы города Владимира от 20.04.2006 № 1057 «О регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем – физическим лицом»; Постановление главы администрации МО Город Краснодар от 12.01.2005 № 9 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями – физическими лицами на территории муниципального образования Город Краснодар»; Постановление администрации города Орла от 24.03.2004 № 1082 «О новой редакции Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем – физическим лицом»).

С 6 октября 2006 г. ситуация кардинально изменилась. Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ внес значительные изменения в ряд статей Трудового кодекса РФ, в том числе в ст. 309. В ее новой редакции (от 30.06.2006) законодатель прямо обязывает индивидуальных предпринимателей вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К сожалению, переходные положения, связанные с реализацией норм названного Закона, установлены не были. В результате вопрос о том, как индивидуальным предпринимателям поступать с трудовыми книжками уже работающих у них сотрудников, остался открытым. В частности, неясно, следует ли в трудовую книжку работника, принятого на работу до 6 октября 2006 г., вносить запись о приеме на работу.

Минздравсоцразвития РФ в своем Письме от 30.08.2006 № 5140-17 разъяснило, что записи о приеме на работу предприниматели вправе вносить тем сотрудникам, которые были оформлены до вступления в силу изменений в Трудовой кодекс РФ, то есть до 6 октября 2006 г. Данный вывод чиновники аргументировали тем, что «при отсутствии в трудовой книжке записи о приеме на работу работника, принятого на работу к индивидуальному предпринимателю до 6 октября, запись об увольнении такого работника после 6 октября не имеет основания».

Действительно, без записи в трудовой книжке о приеме на работу запись об увольнении выглядит нелогично. Поэтому индивидуальные предприниматели вправе внести записи о приеме на работу сотрудникам, трудовые договоры с которыми были заключены до вступления в силу вышеназванного Закона, то есть до 6 октября 2006 г.

Обратите внимание: обязанность по ведению трудовых книжек физическими лицами касается исключительно индивидуальных предпринимателей. Для работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, запрет на ведение трудовых книжек остался в силе.

Очевидно, что указанные изменения потребуют внести соответствующие корректировки и в Правила ведения и хранения трудовых книжек, а также в Инструкцию по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69. В последний документ, вероятнее всего, будет включен специальный раздел, определяющий особенности ведения трудовых книжек работодателями – индивидуальными предпринимателями.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте