HR-Journal.ru :: Как продавец кошачьей еды перевернул индустрию интернет-рекрутмента
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Как продавец кошачьей еды перевернул индустрию интернет-рекрутмента

© 25.08.2011
Алексей Гостев, www.Upladder.ru

Утром в понедельник 11 августа 2003-го года Марк Сенеделла, основатель американского сайта по поиску работы TheLadders, заснул за офисным столом. Предыдущая идея выдалась напряженной — сайт только запустился, несколько бессонных ночей подряд и работа на выходные, так что поспать было самое время. Но трудолюбивому стартаперу нужно было отправить рассылку пользователям ровно в 9 утра в понедельник. Время было выбрано не случайно — подписчики, придя в ненавистный офис после выходных, когда мысли о смене работы приходят сами собой, должны были получить бюллетень, состоящий из новых, элитных вакансий, вручную отобранных Сенеделлой и его коллегами. “Я элементарно проспал дедлайн, впервые на проекте, и рассылка не ушла. Уже в 9.05 в мой почтовый ящик посыпались десятки писем с вопросом: «Где наши вакансии?» Тогда я окончательно понял, что TheLadders «выстрелит» — рассказывает Сенеделла. «Тест на просыпание» действительно оказался эффективным способом предсказать будущий успех проекта. К 2010-му году TheLadders превратился в компанию с оборотом в $100 млн в год, и стал основным сайтом на американском рынке, где сотрудники с годовой зарплатой выше $100 тыс (в США такая зарплата считается «хорошей» для менеджерского персонала) ищут работу. Правда, чтобы добиться успеха, Сенеделле пришлось перевернуть традиционную модель интернет-рекрутмента.

Все привыкли к тому, что на работных сайтах платят работодатели, а соискатели откликаются на вакансии бесплатно. Гениальность идеи TheLadders заключалась в том, чтобы не просто заставить соискателей платить за возможность откликаться на вакансии, но и позиционировать эту «возможность платить» как дополнительный ценный бонус. Это кажется каким-то бизнес-парадоксом — пользователям предлагали платить за услугу, ранее бывшую бесплатной, да еще рассматривать это в качестве бонуса! Чтобы понять, как TheLadders удалось перевернуть рынок рекрутмента с ног на голову, попробуем разобраться, как работала индустрия подбора персонала в США до Сенеделлы.

К 2003-му году работодатели в США нанимали в среднем 50 миллионов сотрудников каждый год. До появления интернета объявления о найме в основном публиковались в газетах, а для сложных вакансий высокого уровня компании прибегали к услугам рекрутинговых агентств или хедхантеров. После появления интернета место газет заняли «работные» сайты, главный из которых, Monster.com, действует по модели, которая в России представлена, например, hh.ru. Соискатели пользуются таким сайтами бесплатно, а работодатели платят за размещение вакансий и доступ к базе резюме. Размещение одной вакансии на Monster.com стоит примерно $400.

«Однажды я вывесил на Monster.com вакансию на позицию вице-президента по продажам услуг хранения данных. В числе многих тысяч откликов я получил резюме человека, который был уверен, что обладает достаточной квалификацией для этой позиции только потому, что управлял лифтом на товарном складе [в английском языке warehouse «хранилище», причем один и тот же термин используется для хранилища данных и товарного склада — это и ввело в заблуждение соискателя]! У меня просто нет столько рабочих часов в сутках, чтобы разобрать всю эту помойку» — такую историю-анекдот рассказывает один из рекрутеров в интервью журналу Harvard Business Review. Аналогичная ситуация складывалась и с другой стороны: «По-настоящему востребованные кандидаты обычно не отвечают на письма, потому что получают слишком много нерелевантных предложений» — жалуется тот же рекрутер. Задача свести «элитных» кандидатов с «элитными» работодателями оказалась не под силу традиционным рекрутинговым сайтам. Элитные сотрудники — «жирные коты» рынка труда с большими зарплатами, оказались на помойке рядом с неквалифицированными кандидатами и сомнительными вакансиями. Чтобы решить проблему, нужно было создать какой-то фильтр для отсева некачественных игроков. Для этого Сенеделле и его проекту пришлось заимствовать некоторые бизнес-механизмы из, казалось бы, совершенно посторонней сферы — сайтов знакомств.

«В сущности, между сайтами знакомств и сайтами для поиска работы много общего. И там и там надо свести двух людей для серьезных отношений» — говорит Сенеделла. Проблема «плохих партнеров» — пользователей, которые используют сайт для съема девушек или просто для самоутверждения, не желая вступать в серьезные отношения, часто решается введением платы: у пользователя, который «заплатил» за знакомство, гораздо меньше шансов оказаться немотивированным.

По аналогии, TheLadders сделал доступ к сайту платным для соискателей — изначально услуга стоила $25 в месяц. На сайте четко указывалось, что он предназначен только для вакансий с доходом больше $100 тыс. Необходимость платить за пользование сайтом позиционировалась как бонус за кандидатов. Действительно, немотивированные соискатели вряд ли будут платить за возможность откликаться на вакансии, которые им все равно не подходят. Поэтому предлагая востребованному кандидату заплатить за доступ к сайту, TheLadders как бы позволял ему избежать попадания на привычную рекрутинговую свалку.

Вторая проблема — где взять элитные вакансии? С тем, чтобы отсечь «мусорные» вакансии, сложностей не было — TheLadders не брал деньги с работодателей, поэтому мог публиковать только те вакансии, которые прошли модерацию и действительно располагались в диапазоне от $100 тыс. Если же работодатели не знали о существовании Theladders и не публиковались там даже бесплатно, команда проекта могла собирать объявления, разбросанные по интернету в открытом доступе (например, на корпоративных сайтах). Даже сейчас таким образом публикуется 1\3 всех вакансий на сайте.

В России в 2011-м году появился сайт, действующий по модели TheLadders — Upladder.ru. «На нашем ресурсе вы увидите только качественные, отобранные вручную вакансии и резюме» — говорит CEO проекта Upladder Яна Каплан. Как видно, Upladder делает ставку на те же особенности, которые в свое время привели к успеху TheLadders и Experteer — отбор вакансий в премиальном сегменте, отсечение непрофессиональных игроков через ручную модерацию, и платные услуги для соискателей. Перед Upladder стоит задача «вытащить» поиск дорогих сотрудников на российском рынке труда из офлайнового пространства в онлайн. И, если ориентироваться на западный опыт, задача эта вполне решаемая.

Рынок рекрутмента меняется, и старые способы поиска работы для топов, прежде всего, кадровые агентства, уже не всегда могут быстро и эффективно установить коммуникацию между соискателем и работодателем. Центр тяжести поиска работы смещается в интернет, и «топовые» кандидаты постепенно тоже начинают искать работу именно там. Только не стоит ждать, что они станут пользователями традиционных работных сайтов – этот канал коммуникации для них слишком «захламлен». Для них придется создавать нечто вроде закрытых клубов по поиску работы по образцу TheLadders. И тогда «дорогие россияне» наверняка станут пользователями новых премиальных рекрутинговых сервисов.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте