HR-Journal.ru :: Черные рекрутеры
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Черные рекрутеры

© 11.07.2007
Александра Захарова, Журнал «ШТАТ»

Вольнонаемные консультанты наступают на пятки менеджерам по подбору персонала и сотрудникам кадровых агентств — время от времени компании охотно поручают фрилансерам закрывать нестандартные вакансии и топ-позиции. Чем рискуют работодатели и соискатели? И кто при этом выигрывает?

Однажды HR-менеджер крупной молочной компании получила e-mail: «Добрый день, это сообщение от Марии, свободного хедхантера. Мой телефон вы найдете ниже. Буду рада знакомству». Такие письма в корпоративных почтовых ящиках давно уже не редкость — почти половина менеджеров, опрошенных журналом «Штат», признались, что сталкивались с фрилансерами в сфере подбора персонала или слышали о них. Сотрудники служб персонала и топ-менеджеры компаний регулярно получают предложения о сотрудничестве от независимых рекрутеров. И таких инициатив не становится меньше.

Свободные рекрутеры обещают быстро, качественно и за умеренную плату решить проблемы с подбором персонала. Адреса электронной почты отправителей часто зарегистрированы в бесплатных почтовых сервисах. Они предпочитают назначать встречи на нейтральной территории или в офисе заказчика, а в качестве телефона указывают номер мобильного.

Между собой специалисты по подбору персонала называют этих людей черными рекрутерами — видимо, по аналогии с черными риэлторами и черными копателями. Черным рекрутером может считаться человек, который оказывает работодателю услуги по подбору персонала, при этом не являясь сотрудником кадрового агентства и не представляя интересы HR-службы или собственной компании. Подразумевается, что черные рекрутеры и работают «в черную», но зачастую это не так — в России постепенно формируется рынок свободных рекрутеров, которые регистрируются как индивидуальные предприниматели и ведут белую бухгалтерию.

Черные рекрутеры существуют столько же, сколько и сам рынок услуг по подбору персонала. Но об этом сегменте рынка рекрутинга известно не так уж много. Между тем, их деятельность заметна многим. А объем рынка рекрутинговых услуг в России выглядел бы по-другому, если бы существовала возможность учитывать объемы заказов, проходящие через фрилансеров.

Рекрутер цвета ночи

У HR-директора Media Arts Татьяны ПЕТРЯКОВОЙ достаточный опыт работы с независимыми консультантами по подбору. «Сейчас у нас в работе около сорока вакансий, 80% заявок закрывают два сотрудника отдела персонала. По остальным вакансиям работают агентства Executive Search и фрилансеры. Есть проверенные люди, которые помогают нам подобрать хороших сотрудников», — говорит она.

«С фрилансерами на рынке подбора мы не работаем — никто из них ни разу не предлагал мне свои услуги», — признается Алексей ЛИННИКОВ, руководитель отдела планирования и подбора персонала «МегаФон-Москва». Как правило, специально компании не ищут пути выхода на фрилансеров, да и сами черные рекрутеры в расширении клиентской базы не так уж заинтересованы. Им достаточно выполнять лишь несколько интересных и высокооплачиваемых заказов в месяц. Некоторые из них даже не занимались раньше подбором. Менеджер по развитию ресурсов одной компании, работающей в сфере FMCG, рассказывает, что для одного из руководителей ее компании подбор ведет фрилансер — корпоративный преподаватель английского языка. Слагаемые его успеха — отличные коммуникативные навыки и широкая социальная сеть контактов.

У черных рекрутеров всегда будут клиенты. Нередко агентства пользуются той же базой, что и специалисты служб персонала, поэтому обращаться к ним компании не спешат. В то же время заниматься прямым поиском у HR-ов далеко не всегда есть время.

В таких случаях и приходят на помощь черные рекрутеры.

Остерегайтесь подделок

Обычно свободные консультанты заботятся о собственной репутации, но бывают и исключения. «У нас был случай, когда мы приняли на работу сотрудника, найденного фрилансером. Через некоторое время выяснилось, что новый сотрудник нам не подходит. В таких случаях принято производить однократную замену сотрудника. Но фрилансер, который вызвался помочь нам с поисками, куда-то пропал», — вспоминает Татьяна ПЕТРЯКОВА. В результате пришлось искать замену собственными силами. Через несколько месяцев этот же человек позвонил снова с предложением о сотрудничестве, но в Media Arts работать с ним уже не стали.

Отсутствие гарантий вызывает серьезные опасения работодателей. Если человек не подойдет, бесплатной замены, которую всегда обещают клиентам агентства, компания может и не дождаться. «Репутация, за которую несет ответственность один человек, внушает меньше доверия, чем репутация целого агентства. Вот почему риск подбора персонала при помощи фрилансеров достаточно высок — деньги заплачены, и если сотрудник не подойдет, то, возможно, просить замену будет не у кого», — считает Натэла КОБУЛАШВИЛИ, президент кадрового агентства «Выбор».

Иногда консультанты, которые выдают себя за фрилансеров, и вовсе таковыми не являются — они пробуют выполнять заказы, оставаясь штатными сотрудниками агентств. «В кадровых агентствах есть рекрутеры, которые «работают налево»: пользуются ресурсами агентства, выполняя часть заказов для агентства, а часть — напрямую себе в карман. Можно ли это назвать фрилансом?», — говорит Алексей Линников из «МегаФон-Москва». Сами рекрутеры отмечают, что это вовсе не фриланс, а банальное воровство. Проверить, действительно ли консультант независимый, несложно. Прежде, чем доверить заказ, осведомитесь о рекомендациях вашего рекрутера и убедитесь в подлинности портфолио. Не исключено, что своими невероятными возможностями звезда рекрутмента обязана кому-то еще.

«Я однозначно не хотела бы работать с фрилансером по подбору, считаю это более рискованным методом. Менеджер по персоналу, подходя к выбору внешних источников подбора, руководствуется ценой услуги и репутацией агентства. Эти критерии определяют качество выполнения работы и надежность гарантий в случае возникновения проблем, — отмечает Лилиана ПОЛИКАРПОВА, старший менеджер по персоналу компании «Эксимер». — С этой точки зрения выбор будет однозначно не в пользу фрилансера, потому что за репутацией агентства — история, опыт компании, возможность работы с различными или несколькими консультантами одновременно. Если вакансия «горящая», меньше риск возникновения форс-мажорных обстоятельств по причине «человеческого фактора», когда консультант заболел, ушел в отпуск, не выполняет свою работу как следует — для этого в агентстве всегда найдутся административные рычаги воздействия. Свободный консультант всего этого не имеет и, соответственно, не всегда кажется работодателям надежным партнером», — подводит она итог.

Впрочем, искушение воспользоваться услугами черного рекрутера велико. Представьте, что вам звонит консультант и сообщает, что за умеренную плату готов помочь в подборе специалиста, которого вы уже отчаялись найти! Такие консультанты выгодны еще и потому, что клиенту не приходится оплачивать издержки, которые обычно несет кадровое агентство.

Союз благоденствия

Представители агентств по подбору персонала утверждают, что фрилансеры демпингуют. Рекрутинговой компании необходимо оплатить аренду помещения, обеспечить сотрудников агентства рабочими местами и всем необходимым для комфортной работы, оплатить работу бэк-офиса. Почти от всех этих расходов независимые консультанты избавлены. Правда, это не мешает свободным рекрутерам порой зарабатывать столько же, сколько клиент готов заплатить за закрытую вакансию кадровому агентству.

Хотя бывают исключения. Иногда фрилансеры готовы разделить доход с рекрутинговой компанией, отдав ей часть заказа. «Я слышал об одном фрилансере — он часто рекламировал свои услуги на работных сайтах: специализировался на сфере ИТ, работая из дома и общаясь с кандидатами посредством почты и телефона, не встречаясь с ними лично. Этого рекрутера, я помню, хотели переманить к себе несколько агентств, и одному из них это все-таки удалось», — вспоминает Алексей ЛИННИКОВ. Между сторонами было достигнуто соглашение: заказы, над которыми агентству не очень хотелось работать, оно стало отдавать этому рекрутеру, таким образом спонсируя его заказами, а доход от контрактов стороны делили между собой.

Но рекрутинговые агентства не всегда могут принять условия совместной работы, которые предлагают фрилансеры. «Не так давно мне позвонила старая знакомая, которая занимается подбором персонала фриланс. Она сообщила, что у нее есть большой заказ на несколько позиций, и была готова «поделиться» частью вакансий. Однако, выяснив, что никакого официального договора между компанией и черным рекрутером составлено не было, мы решили не браться за работу», — рассказал Владимир ВАШЕНЦЕВ, генеральный директор кадрового агентства «Выбор».

Правило правой руки

Умение найти подход к заказчику и расположить к себе потенциального кандидата — то, что делает работу с независимыми консультантами особенно привлекательной. В отличие от агентства, где все поставлено на поток, а процедуры стандартизированы, свободные рекрутеры зачастую выполняют штучную работу. Они более гибки и могут уделять больше времени заказчику. Но этим их достоинства не ограничиваются. Они всегда на связи, оперативно докладывают о том, как продвигается поиск, и выполняют работу с видимым усердием. Очень часто вольные рекрутеры — хорошие знакомые и доверенные лица кого-то из топ-менеджеров.

Хотя состав вакансий, которые готовы закрывать черные рекрутеры, принципиально не отличается от фронта работ кадрового агентства — и те, и другие могут работать со стандартными заявками и ведут прямой поиск топ-менеджеров и сотрудников редких специальностей, услуги фрилансеров почти всегда стоят дешевле.

Людей, которые приходят в этот бизнес, привлекает не только возможность заработать большие деньги в рекордно короткие сроки (хотя именно это обстоятельство подталкивает сотрудников кадровых агентств время от времени выполнять заказы на стороне, а самых отчаянных и вовсе уходить на вольные хлеба). Возможность выбирать, с какой вакансией работать, а от какой отказаться — другое преимущество работы фриланс.

Рекрутеры-фрилансеры нередко работают с топовыми позициями. «Я была знакома с хантерами, которые работают на глобальном рынке, закрывая заказы для международных хедхантинговых компаний или конкретного работодателя. Иногда рекрутеры-фрилансеры привлекаются компаниями для реализации сложных проектов в тех случаях, когда собственных ресурсов не хватает», — отмечает Оксана САМДАНОВА, руководитель отдела по подбору персонала международного рекрутингового агентства Kelly Services. Юлия УЖАКИНА, исполнительный директор, партнер компании «Амплуа-Брокер», тоже подтверждает, что чаще всего вольные рекрутеры берутся закрывать сложные, редкие позиции, в то время как агентства более ориентированы на работу с типовыми вакансиями.

Неэластичный спрос

Почти все эксперты, опрошенные журналом «Штат», не сомневаются, что спрос на услуги свободных рекрутеров в ближайшее время снижаться не будет. Хотя для кадровых агентств соседство с черными рекрутерами не всегда комфортно, там стараются относиться к явлению философски. «Конечно, таких одиночек не очень любят в профессиональном кадровом бизнес-сообществе. С другой стороны, если рынок формирует спрос на такого рода провайдеров услуг, то нет ничего удивительного и плохого в том, что они появляются на рынке. Я убежден, что для каждого провайдера, будь то черный рекрутер, или кадровая сеть — международный известный бренд, или дорогущая компания Еxecutive Search, в России найдется свой клиент, а для каждого клиента всегда найдется свой провайдер», — говорит Владимир ВАШЕНЦЕВ из кадрового агентства «Выбор».

Свободный хедхантер Елена АРЯМКИНА уверена, что в ближайшее время фрилансеры вряд ли исчезнут — их услуги будут востребованы всегда. «На мой взгляд, свободные консультанты по подбору персонала — это наиболее продуктивные и самодостаточные люди, которые уже создали себе имя пакетом заказов. Я в свое время поработала в кадровом агентстве и пришла к выводу, что в нашем деле затишья не бывает. Сезонность в подборе персонала — отговорка для неуспешных консультантов».

И действительно, рынку нужны черные рекрутеры. Зачастую работодатель ищет самого дешевого провайдера услуги, стараясь минимизировать затраты на подбор, и стремится решить проблему с поиском специалиста качественно и быстро. Для него не важно имя агентства, он вообще может не ориентироваться на рынке рекрутмента. Тем более работодателя не всегда беспокоит, положит ли человек выручку в карман или будет декларировать. Он «горит», ему нужен работник. И тут появляется наш герой. Почему бы не дать ему шанс?

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте