HR-Journal.ru :: Выбор тренинговой компании
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Выбор тренинговой компании

© 07.04.2005

Немецкая пословица предупреждает: «Кто выбирает, тот мучается». Мучается не только от множества вариантов, предоставленных выбором, но и от самой необходимости выбирать и, в конечном итоге выбрать, т.е. совместить все желаемое с имеющимися возможностями. Как не ошибиться с выбором? В статье мы попробуем дать некоторые ориентиры руководителям предприятий и выяснить, на что надо обратить внимание, выбирая тренинговую компанию.

«Право, такое затруднение - выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре. Как хочешь, так и выбирай... Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! Просто голова
даже стала болеть!»

Н.В.Гоголь «Женитьба»

Мифы и реальность

Заказчик:
1) компания, которая обращается за услугами в тренинговую компанию;

2) владелец или топ-менеджер компании, который ставит задачу по обучению и принимает решение о проведении тренинга.

Если незадачливая невеста Агафья Тихоновна мечтала о результате, исходя из более-менее реального материала, то заказчик услуг тренинговых компаний имеет дело с виртуальными вещами:

рекомендациями других компаний;

информацией с сайта тренинговой компании;

программами, написанными на языке обучения, который понять заказчику довольно трудно.

При первом знакомстве с тренинговым рынком у заказчиков возникают такие вопросы:

«А тренеры у вас свои?»

«А с компаниями, торгующими техникой (сталепрокатом, вином, колбасой, страхованием - список можно продолжить), вы работали?»

«А ваши тренеры работали в бизнесе?»

Вопросы эти законны и понятны. Заказчик хочет:

1) чтобы тренер был проверенный и надежный, «свой» для тренинговой компании. Заказчику интересно, чтобы компания могла поручиться за тренера и нести ответственность за его работу;

2) чтобы учитывалась специфика его бизнеса - и продавцов страховых услуг не учили продавать батарейки;

3) чтобы тренер выглядел, говорил, держался адекватно, как человек из бизнес-среды. И это тоже разумное пожелание: представим, например, что в тренинговый зал, где сидят 10 «зубастых» менеджеров, входит «академик», явно настроенный читать теоретическую лекцию не менее часа?
Ответы на подобные вопросы вряд ли дадут представление о качестве услуг компании. Как нам кажется, чтобы определиться с выбором тренинговой компании и с качеством услуг, заказчику было бы неплохо представлять, как устроен этот бизнес.

Виды тренинговых компаний

На рынке представлены тренинговые компании с различной организационной структурой:

1) у которых есть собственные тренеры;

2) которые привлекают тренеров под выполнение тех или иных заказов (посредники между заказчиком и тренером);

3) которые выстраивают партнерство с определенным кругом тренеров. Это означает, что компании заказывают тренерам определенные продукты (тренинги и комплексные программы), обеспечивают им PR, публикации.

Часть этих компаний ориентируется на определенную нишу бизнеса, причем нишей может быть как сфера бизнеса (банки, IT, страхование, риэлторы), так и социокультурные особенности (компании западного типа, российские компании с владельцами во главе бизнеса и т.п.), а часть - компании широкого профиля.

Продукты, которые предлагают тренинговые компании, также разнятся. Это могут быть лицензионные тренинги (тренинги, созданные, как правило, за рубежом и зарегистрированные как соответствующие определенным стандартам качества), авторские тренинги (тренинг, созданный тренером на основе наработанных им подходов и технологий), тренинги под задачу (штучный продукт, который создается под задачу заказчика).

Тренеры

Путь бизнес-тренера в нашей стране труден и извилист. Государство не признает профессию «бизнес-тренер», стандартов профессии нет, профессионализм тренера можно оценить реально только после того, как тренинг завершится.
Надо учитывать, что профессиональный путь тренера может складываться по-разному, в тренинг, как правило, приходят люди:

1) с фундаментальным психологическим образованием. Такие тренеры понимают механизмы взаимоотношений людей, «природу навыка». Опыт работы с бизнесом дает им необходимый контекст, является тем самым источником «понимания специфики бизнеса». Большой «плюс» для такого тренера - дополнительное образование в бизнес-сфере.

2) с опытом работы в бизнесе (зачастую это обязательное условие заказчиков по отношению к тренерам по продажам). Эти тренеры, как правило, знают технологию бизнеса, его устройство.

Бизнес-процессы, планирование, бюджет, наконец, будни в коллективе - все это испытано ими на собственной шкуре и потому является их сильнейшим конкурентным преимуществом в борьбе за заказчика. Однако часто основным препятствием на тренерском пути становятся те самые механизмы взаимоотношений между людьми (групповая динамика, способы осмысления собственного опыта, освоение навыков), а также отсутствие «опыта обучать». Здесь большим подспорьем тренерам является тренерская «ремеслуха» - качественная подготовка по программе обучения бизнес-тренеров и тесный контакт со своими тренерами-учителями.

Услуга: содержание

Надеемся, что все ранее изложенное проливает немного света на то, как устроены тренинговые компании и кто такие тренеры. Теперь пойдем дальше и определимся с тренингом как услугой. Как и любая услуга, услуга тренинговой компании состоит из содержания (тренинга и его результатов) и сервиса (обслуживания вас как клиента).

Для того, чтобы более или менее определиться с содержанием, отметим - не всякое обучение можно назвать тренингом. Часто за вывеской «тренинг» прячется форма, близкая к семинару либо лекции. Само по себе это не может быть чем-то, достойным осуждения, но лучше все же понимать, что именно вы собираетесь заказать. У вас как у заказчика могут быть свои предпочтения в обучении и для вас может оказаться более интересной форма, при которой сотрудники получат, пусть и недостающее, но чужое знание - семинар или лекция («Умный учится на чужих ошибках»). Если вам ближе форма обучения, которая построена на взаимодействии, на поиске актуального знания, то имейте в виду: главное отличие тренинга заключается в том, что в нем работают знания, умения и тренера, и группы. Каждый участник является источником примеров, способов решения сложных задач, каждый имеет возможность получить так называемую «обратную связь» от других участников. В тренинге обучение проходит посредством игр, упражнений, то есть в почти реальной ситуации. Перефразируя уже упомянутую шутку, можно сказать, что «учиться нужно и на своих ошибках, и на чужих». Эту возможность и дает тренинг.

Услуга: сервис

На тренинговом рынке выработались определенные стандарты обслуживания клиента. Примерный список включает:

вежливое, корректное общение с клиентом;

выполнение работ в обозначенные сроки;

идеальную документацию, в том числе - отчет по тренингу и сертификаты;

хорошие условия для клиента (бонусы, торг, удобное помещение, раздаточные материалы, кофе-чай, обеды).

На наш взгляд, сервис этим списком не исчерпывается. Менеджер, который ведет ваш заказ, должен хорошо себе представлять содержание вашей задачи, обязательно фиксировать договоренности и иметь четкое представление, о каких результатах тренинга идет речь, и каким образом они будут оцениваться заказчиком после проведения тренинга. В этом случае тренер всегда сможет обратиться к менеджеру и проверить, какие договоренности были достигнуты, и все ли он учел при подготовке программы. Сервис тренинговой компании состоит в том, чтобы оказать ту услугу, которая нужна вам, а не ту, что есть у нее в наличии. Чем лучше представители тренинговой компании поняли вашу задачу, чем полнее ожидаемые вами результаты тренинга будут зафиксированы в договоренностях, тем более удачной будет программа.

Выбор тренинговой компании

И, наконец, несколько конкретных советов, как начать процесс выбора тренинговой компании:

1. Создайте техническое задание на тренинг.

Для этого нужно ответить на 2 вопроса:

а) какие задачи я предполагаю решить с помощью обучения - вырабатывается список задач, которые можно решать (например: «я хочу, чтобы мой товар бросался в глаза покупателю», «я хочу, чтобы мои продавцы понимали, в чем суть продажи и что именно приносит прибыль моей компании», «я хочу, чтобы начальники отделов работали самостоятельно и не бегали ко мне жаловаться на подчиненных»);

б) что должно измениться в действиях сотрудников, чтобы мои задачи были решены (например, «торговый представитель работает с торговой точкой, чтобы она позволяла ему раскладывать мой товар так, как мне выгодно», «мои продавцы не уговаривают клиента купить больше товара за скидку, а работают с ним так, чтобы его собственная прибыль от работы с нами увеличилась», «начальники отделов знают и учитывают особенности своих подчиненных, в соответствии с этим ставят им задачи и контролируют их выполнение»).

Из ответов на эти вопросы комплектуется задание, которое вы даете менеджеру по персоналу: кого, чему и зачем учить?

2. Дайте задание менеджеру по персоналу провести первичный отбор тренинговой компании. Пусть он:

проведет тендер тренинговых компаний на уровне предварительных предложений (рекомендации, сайты компаний, резюме тренеров, программы) и отберет 3-5 компаний, отвечающих запросам (по цене, уровню тренеров, тематике тренингов, готовности работать под вашу бизнес-реальность);

организует переговоры с представителями тренинговых компаний, вышедшими во второй круг тендера;

предоставит материалы заказчику, то есть вам.

3. Проведите встречи с отобранными кандидатами.

На встречах у вас есть возможность понять, соответствует ли тренер вашим ожиданиям. Во время беседы с тренером и менеджером компании говорите о своих интересах, позволяйте задавать вам уточняющие вопросы, сами задавайте вопросы, например, попросите тренера рассказать, что и как он планирует делать. Говорите, что Вас устраивает, а что вызывает сомнения. Обязательно проговорите с тренером, что скрывается за каждым обозначенным вами ожидаемым результатом тренинга. И помните: тренинг - это взаимная ответственность компании, ее заказавшей, и тренинговой компании. А это значит, что, соглашаясь на услуги тренинговой компании, вы делите с ней ответственность за результаты.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

28.11 17:46 Степан
помощь новичку (7)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте