HR-Journal.ru :: Секрет успешной работы с фрилансерами
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Секрет успешной работы с фрилансерами

© 14.02.2011
Андрей Коновалов, HR-Journal.ru

В этой заметке открывается секрет и большая тайна. Все знают, что работая с фрилансером можно получить как отличный результат, так и большую головную боль. Но от чего этот результат зависит, знают очень немногие. Я знаю. И вам расскажу.

Зачем заказчики идут к фрилансерам? В подавляющем большинстве случаев — за экономией. Почти всем фрилансерским услугам есть аналоги в виде компаний — студий, агентств и т. п. Но ценник у компании значительно выше, ведь у компании много издержек, а фрилансер содержит только себя. Поэтому разница в цене услуг может составлять несколько порядков. При этом непосредственным исполнителем заказа может оказаться один и тот же человек (компании тоже часто используют фрилансеров, как субподрядчиков). Ну а раз так, то зачем платить больше? И идёт заказчик счастья пытать на бескрайних просторах фрилансерских бирж.

А дальше частенько начинается традиционная песня с матерными словами. Заказчик ругается на исполнителя, который всё сделал не так и сроки провалил, а исполнитель клянёт заказчика, который, платя копейку, хочет на сто рублей, и всё время меняет своё «вИдение». И конца-края этим боданиям нет.

В общем, ужас. А всё потому, что есть тайное и секретное знание, которым не обладают ни заказчики, ни исполнители. Овладение им производит волшебное влияние на бизнес-процессы: с небес спускаются ангелы тихой радости и производительности, работа спорится, продукт выдаётся по утверждённому графику. А без неё — ничего такого нет, сплошные страдания, раздоры и горести.

Поскольку я являюсь одним из малого количества посвящённых в эти таинства, я могу открыть вам сей секрет. Явить магическую формулу. Приготовьтесь. Итак... Вот она:

«Фрилансер — это не компания!»

Видели, как сверкнула молния? Слышали, как ударил гром? Нет? Всё ясно... Вы ещё не готовы к моментальному постижению истины. Поэтому я объясню детали.

Практически все заказчики, имеющие проблемы с фрилансерами, полагают, что главное отличие между фрилансером и компанией — в уровне цены. И это принципиальная ошибка, от которой и идут все беды. Обращаясь к фрилансеру, такой заказчик ожидает того же уровня организации и менеджмента, что и в условной компании. Высокого уровня переговоров, самопрезентации, трезвого подхода к обязательствам, чёткого контроля за сроками работы. Но в компании эти функции чаще всего лежат на разных, специальных людях. Одни проводят переговоры, другие ставят задачи и контролируют их исполнение, третьи — задачи выполняют.

Так вот, фрилансер — это именно конечный исполнитель, который, например, может быть отличным, просто великолепным дизайнером, но абсолютно никаким переговорщиком. И иметь проблемы с планированием времени. И не уметь самостоятельно со слов заказчика составить задание на дизайн.

В итоге — проблемы. Заказчику рекомендовали человека как очень крутого специалиста, портфолио — выше всяческих похвал, а процесс пошёл вкривь и вкось. И все расстались, недовольные друг другом.

Безусловно, есть золотой фонд фрилансеров, обладающих всеми этими компетенциями «в одном флаконе». Но, во-первых, их реально мало, во-вторых — цены на их услуги зачастую превышают цены в аналогичных компаниях, а в третьих, — бывает, что компетенции переговорщика и планировщика перевешивают у них собственно нужные навыки. Перекос происходит в другую сторону. Например лично я очень сильно бы подумал, прежде чем доверять программирование сложного проекта человеку, отлично проводящему переговоры и вообще демонстрирующему высокий уровень социальной компетенции. Просто потому, что программирование и переговоры — навыки, стоящие с двух сторон одной шкалы. Если хорошо одно, то другое бывает хорошо очень и очень редко.

Итак, повторим. Фрилансер — это не компания. Поэтому, если мы хотим получить от работы с фрилансером хорошую отдачу, то мы не должны ждать от него того же уровня менеджмента. Напротив: мы должны взять на себя те функции, которые в компаниях лежат на коллегах нашего исполнителя. Примерно так:

  • Мы должны заранее максимально чётко и детально описывать стоящую задачу. Здесь нет никого, кто будет долго и тщательно сортировать наш поток сознания, и облекать его в форму техзадания. Если мы не сделаем этого сами, проект будет под угрозой с самого начала.

  • Мы должны чётко планировать бюджет. Если он мал — работать с теми, кого эти деньги устраивают, не стараясь «прогнуть» дорогого исполнителя. Ведь если даже мы уговорим его работать на неинтересных условиях, то очень велик риск, что проект просто бросят на полпути.

  • Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы у исполнителя не осталось неотвеченных вопросов. Все заданные вопросы должны быть закрыты, но более того — мы должны стараться понять, про что исполнитель забыл или не подумал спросить. В компании за этим следит руководитель проекта, проект-менеджер. При работе с фрилансером это должен делать сам заказчик.

  • Мы должны проявлять опыт и мудрость в отношении сроков. Сроки, называемые исполнителем, нужно утверждать, но для себя умножать их в полтора-два раза — практика показывает, что быстрая самостоятельная оценка исполнителем, как правило, неверна. В этом нет никакого злого умысла — профессионал оценивает задачу исходя из опыта решения подобных, по заданным условиям, но в процессе всегда появляются новые обстоятельства. То заказчик решит что-то изменить, то придёт в голову интересное решение, которое нужно обдумать. Точное соблюдение сроков возможно лишь на самых простых задачах, требующих нескольких часов на исполнение. Кстати, если исполнитель называет срок «три часа», смело ориентируемся на сутки.

  • Мы должны чётко понимать границы возможностей человека и не соблазняться предложениями сделать мегапортал в одиночку за два дня. Нужно выяснять подробности, но скорее всего исполнитель неадекватно оценивает задачу. Если мы не будем слепо ловиться на такие сказочные предложения, будет гораздо меньше оснований для конфликтов.

  • Мы должны сами управлять взаимодействием и информационным обменом. Выяснять состояние дел, назначать «контрольные точки», делать промежуточные отчёты — всё это наша задача. Мы должны быть готовыми описать и регламентировать все этапы взаимодействия, не оставляя в них белых пятен, про которые каждая сторона думает, что «это и так очевидно». Очевидность у каждого своя.

И вот когда мы крепко осознаем тот простой факт, что при работе с фрилансером вся ответственность за менеджмент ложится на заказчика, и начнём эту ответственность на себя брать — работа с фрилансерами станет приносить истинное удовольствие и окупаться многократно. А без этого — лучше и не пытаться.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте