HR-Journal.ru :: Пример как эффективное средство обучения
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Пример как эффективное средство обучения

© 20.10.2008
Лесная Станислава Валерьевна

Пример как эффективное средство обучения

Как только «новенький» переступил порог офиса, встает вопрос: как скоро он освоит круг своих обязанностей и станет надежным сотрудником. В процессе обучения нового человека или повышения квалификации опытных сотрудников важную роль играют примеры. Как говорится, лучше один раз увидеть, как правильно делать, чем сто раз услышать.

Так устроено наше мышление: большинству людей проще понять и запомнить целостный образ, пример, чем набор инструкций. И когда нужно объяснить все тонкости новой для сотрудника работы – проще показать, как правильно делать. И как неправильно – тоже лучше дать увидеть на конкретном примере, чтобы такие ситуации не повторялись.

Человечество к этой мысли пришло давно, существовали традиции обучения ученика мастером. Подмастерье помогал опытному специалисту и учился повторять его действия. Если речь идет о шитье, вытачке деталей на станке – тут понятно, как обучаться: смотри и делай. Перенять правила ведения документации в конкретном учреждении тоже можно примерно таким же образом. Но как быть с более «тонкими» и творческими обязанностями? Или – когда такая схема просто невозможна, в штате предусмотрен один специалист на данную должность, предыдущий давно уволился и обучать нового «личным примером» некому.

Поэтому так важно умение руководителя, менеджера по персоналу обучать сотрудников, приводя яркие и точные примеры, которые помогут быстро и качественно освоить новый круг обязанностей и соблюдать традиции фирмы.

Для начала нужно определиться, что такое пример. Это описание конкретного события, явления, человека, иллюстрирующее определенную мысль. Сразу же рассмотрим конкретный пример :)

Допустим, Вы хотите объяснить сотруднику требования к корпоративному празднику, который он должен организовать. Выражения «что-нибудь новенькое», «нестандартно и креативно» — абсолютно неконкретны. Человек вряд ли поймет, что именно Вы хотите, и что от него требуется. А понятия о «нестандартном» у него могут оказаться совершенно для Вас неожиданными. Как не надо: «многие фирмы умудряются с небольшим бюджетом отметить праздник оригинально, и Вы придумайте что-нибудь такое же!». Как надо: «компания ХХХ прошлый Новый год отмечала в бассейне. Купание посреди зимы, различные «водные» конкурсы – это было неожиданно и всем запомнилось. Фуршет был легким, т.к. в бассейне много есть вредно, да и на костюмы тратиться не пришлось, поэтому бюджет был приятно небольшого размера, что абсолютно не сказалось на качестве праздника». Есть описание конкретного события, и подчеркнуты именно те стороны, которые хотелось бы видеть в результатах работы сотрудника. Два-три похожих примера – и становится достаточно ясно, какие требования должны быть выполнены.

Чему можно обучать на конкретных примерах?

Да практически всему – от профессиональных обязанностей до этикета и поощряемых в коллективе личных качеств. Работа коллектива – это интересный и сложный процесс, успех которого зависит не только от профессиональных знаний специалистов, но и от их умения договариваться, желания вкладывать, не халтурить и т.д. Поэтому ответственность, дисциплина, дипломатичность, преданность по отношению к компании, и многие другие позитивные качества и поступки нужно также показывать на примерах.

Где брать примеры

1. Великие и легендарные. В каждой профессиональной сфере есть свои лидеры и герои. Если в Вашей организации приветствуется здоровая амбициозность и культивируется подход «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» — именно на таких примерах следует делать акцент. Как удалось достичь успеха, справиться с трудностями величайшим профессионалам в данной сфере? Что они такого особенного знали, умели, делали, а следовательно, что нужно узнать, чему научиться и что делать сотруднику?

2. Истории из жизни. В большинстве случаев то, чему необходимо научиться Вашим сотрудникам, уже кто-то когда-то делал – на такой же должности, в похожих обстоятельствах. Будьте в курсе, собирайте интересные истории – в профессиональных изданиях, например. Яркая и поучительная история из жизни о том, «как надо» и «как не надо», может успешно заменить получасовую лекцию на тему пользы хорошего поведения.

Пример. Рассказывает директор супермаркета сотрудникам: «Вчера беседовал с Иван Иванычем, директором одного из наших магазинов. Такая история интересная: полтора месяца назад пришел паренек подрабатывать продавцом, студент из Театрального. Сразу усвоил все стандарты обслуживания, всегда опрятный, посетителям улыбается, свои «фирменные» пожелания клиентам придумал. В общем, через месяц в его отделе продажи в полтора раза выросли. Так теперь его Иван Иваныч делает администратором, и еще будет ему доплачивать за проведение тренингов с остальными продавцами. Ну а старого администратора пришлось уволить, вместе с кассиром, с которым они лишние товары в чеки добавляли. Неприятный, конечно, случай. Одно радует: такой штраф с них сняли, можно погулять!». Перед взором сотрудников, услышавших эту историю, уже стоят яркие и запоминающиеся картинки последствий – что получил старательный парнишка, а что – мошенники. Дальнейшие комментарии, как говорится, излишни.

3. Те, кто рядом. Среди сотрудников Вашей фирмы наверняка есть те, кто справляется со своими обязанностями лучше всех. Их можно и нужно ставить в пример. Разумеется, корректно, с уважением к начинающим и верой в их способности. Ведь после фразы «посмотрите, как Петров работает, не то, что вы, бездари!» у коллектива вряд ли появится желание работать лучше, да и теплых чувств к Петрову не прибавится. А в атмосфере зависти и «подковерной борьбы» сложно рассчитывать на слаженную работу и увеличение прибыли компании.

При желании в каждом человеке можно найти и подчеркнуть приятные и полезные личные качества и поступки. Пусть Леночка еще допускает ошибки во время переговоров с клиентами, зато отчеты у нее самые точные и аккуратные, и этому всем можно у нее поучиться! Тогда получаем коллектив не «бездарей», а раскрывающихся талантов, где каждый ценен.

Место и время

Если в Вашей организации действует система мотивации персонала в виде различных конкурсов и награждений – это отличный способ ставить лучших сотрудников в пример. Во время награждения лучше всего подчеркнуть, за что именно сотрудник получает свой приз, дать ему слово – пусть расскажет, как ему удалось ни разу не опоздать, выполнить проект досрочно, заключить так много контрактов за месяц и т.д. Перед остальными сотрудниками будет живой пример, чего же хочет от них начальство, и как этого достичь. Одно дело – теоретическое «повышение выплат», и совершенно другое – увидеть, как твой коллега радостно улыбается, сжимая в руках конвертик с премией, а потом приходит на работу с новыми часами. И самому захочется!

Разумеется, приводить примеры можно и во многих других случаях: на итоговом собрании, при объяснении новых задач, в личной беседе с человеком, наконец, во время специальных обучающих семинаров, где есть возможность подробно рассмотреть вопрос. Главное – чтобы сотруднику было понятно, с кого конкретно и в чем именно стоит брать пример.

Главный пример

Даже если всего вышеперечисленного не делать, никаких примеров не рассказывать – все равно это работает. Догадайтесь, с кого весь коллектив берет пример, сознательно или подсознательно? Конечно же, со своего руководителя. В большей или меньшей степени, но именно поведение лидера, конкретные поступки, отношение к организации, клиентам и сотрудникам, требовательность к качеству результата влияют на все, что происходит в организации. Глядя на руководителя, сотрудники определяют, что допустимо, а за что по головке не погладят, что поощряется, а что проходит незамеченным. Если руководитель отдела и сам не очень «горит» идеей, например, перестройки деятельности компании – откуда такому рвению взяться у сотрудников? И наоборот: заинтересованный руководитель, настоящий профессионал своего дела будет вдохновлять весь коллектив своим примером.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте