HR-Journal.ru :: Материал второй: МВА как угроза стартапу. Бизнес-образование и предпринимательский дух.
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Материал второй: МВА как угроза стартапу. Бизнес-образование и предпринимательский дух.

© 28.12.2004

Степень МВА и знания, полученные в бизнес-школах, не дают никаких преимуществ и даже вредят на этапе запуска своего дела, утверждают многие предприниматели. Лишь немногие из выпускников бизнес-школ открывают собственное дело.

Ларри Эллисон, глава глобальной корпорации Oracle, выступая перед студентами бизнес-школы Пенсильванского университета (Wharton) , назвал их лузерами и добавил, что первые места в списке богатейших людей мира им уже заказаны. «Помочь вам я уже ничем не могу – слишком поздно, в вас встроена программа, и вам уже не 19 лет», – сказал Эллисон. По его словам, самое большее, что светит выпускникам престижной бизнес-школы, – это получать ежегодно $200 000, работая на человека, который когда-то вылетел из колледжа. Сам Эллисон в высшем учебном заведении не доучился, что не помешало ему занять 2-е место в списке богатейших людей мира. Так же, как и он, в разное время вылетели из колледжа Билл Гейтс (N 1 в списке богатейших людей планеты), Пол Аллен (N 3) и Майкл Делл (N 9).

В Европе и США только 10% обладателей дипломов MBA открывают свое дело или работают в молодых небольших компаниях, говорит Сергей Лихарев, глава Ассоциации русскоязычных выпускников 25 ведущих мировых бизнес-школ. Из 150 членов этой ассоциации только 20 человек нашли себя в антрепренерских структурах. Большинство же работают в представительствах западных компаний, где они наиболее востребованы, рассказал Лихарев.

Олег Кацовский в 1999 г. получил МВА в школе ABS по программе Антверпенского университета и сразу же после этого открыл собственную маркетинговую компанию Elementary. «Я не могу похвастать какими-то особыми успехами по сравнению с теми, кто не имеет такого образования», – говорит предприниматель. Российский рынок требует быстрых решений, а они легче даются предпринимателям, которые не отягощены экономическими клише. «Действовать быстро мне мешали раздумья и сомнения, которые появляются у всякого, кто прошел через западную бизнес-школу», – вспоминает Кацовский.

По словам партнера консультационной компании Zest Leadership Андрея Михайленко, бизнес-школы убивают в человеке предпринимательских дух. Ведь там, по его словам, в основном учат управлять уже существующей структурой. А начинающему предпринимателю нужен не набор клише, а, напротив, драйв и навыки для создания нового.

Такого же мнения придерживается главный редактор журнала «Образование без границ» Андрей Буховцев. «Предпринимателю порой надо действовать иррационально, – говорит он, – и бизнес-образование ему может помешать». Степень МВА придумывалась специально для менеджеров, которые управляют чужим бизнесом, напоминает Буховцев. И уж тем более она ни к чему человеку, который собирается открыть мини-пекарню или магазин, считает он.

По мнению партнера Zest Leadership Павла Кирюханцева, владельцы компаний, которые посылают своих менеджеров получать западный МВА, идут на тройной риск. «Они теряют время, деньги и рискуют получить в результате не тот результат, на который рассчитывают», – говорит Кирюханцев. Вместо классного специалиста к ним может вернуться закрепощенный схемами клерк.

Деньги и время, необходимые для обучения, разумнее потратить на что-то более полезное для развития предпринимательского мировоззрения. «Например, на занятия дайвингом или другим экстремальным спортом, – это оттачивает умение ориентироваться в зоне риска», – предлагает Михайленко. По его словам, полезны любые занятия, помогающие выйти за границы собственных возможностей, для чего вовсе не обязательно пересекать географические границы.

О повышении качества знаний стоит задуматься, когда первый этап строительства компании уже позади. Именно так поступил Леонид Новосельский, совладелец и генеральный директор группы компаний «Градиент». Он получил МВА в Уортоне уже после того, как основа его бизнеса – крупной дистрибьюторской компании – была сформирована. «Вернувшись, я провел полную реструктуризацию, опираясь на знания, полученные в Уортоне», – рассказал Новосельский. Тем не менее он не согласен, что бизнес-образование вредит антрепренерству. Творческого человека бизнес-школа испортить не может, считает Новосельский, напротив, она повысит его эффективность как менеджера, маркетолога и финансиста, – эти блоки знаний – самые нужные на этапе роста. Сейчас «Градиент» – группа компаний с оборотом около $200 млн в год. Новосельский нанял несколько менеджеров со степенью МВА, в том числе директора по маркетингу Олесю Чекунову, выпускницу INSEAD.

В процессе изучения кейс-стади студенты могут найти идеи для нового бизнеса, получить много полезной статистической информации, говорит Буховцев. «Первые русские, получившие серьезное бизнес-образование в начале 90-х, – рассказал он, – вернувшись в Россию, создали успешное собственное дело на примере западных компаний. Хотя в нынешних экономических условиях это сделать сложнее, в Москве до сих пор есть свободные ниши, которые ждут появления новых игроков».

«Существует несколько бизнес-школ, которые решили сделать предпринимательство своим коньком», – уточняет Буховцев. Например, в Андерсоновской школе менеджмента Калифорнийского университета учат главным образом частному предпринимательству. По словам Буховцева, можно не проходить весь курс, а изучать предпринимательские дисциплины факультативно.

Источник: Ведомости

Все материалы в рубрике

другу или в группу FB
Скоростная доставка статей!

Комментарии

Ваш баннер на этом месте