HR-Journal.ru :: МРОТ не в пользу бедных: в РАН оценили социальную политику правительства
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

МРОТ не в пользу бедных: в РАН оценили социальную политику правительства

© 13.11.2007

Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН) проанализировал меры социальной политики Белого дома в последние месяцы в контексте ее влияния на социальное расслоение. Основной вывод ИСЭПН: повышение МРОТ, пенсий, зарплат бюджетному сектору более выгодно обеспеченным слоям населения, чем беднейшим, и плохо совместимо с плоской шкалой подоходного налога.

Сотрудники ИСЭПН РАН проанализировали текущие меры, предпринимаемые правительством в рамках социальной политики: увеличение минимальной зарплаты, пенсий, повышение зарплаты бюджетникам. Доклад был представлен в начале ноября на президиуме РАН, в нем анализируется влияние роста соцвыплат на индикаторы расслоения по доходам домохозяйств — авторы находят его «не такими однозначными, как это кажется на первый взгляд».

Анализ влияния на доходы домохозяйств повышения МРОТ до 3000 руб. и минимальной пенсии до прожиточного минимума 3275 руб. позволяет авторам прямо заявлять: «Рушится миф о том, что от повышения МРОТ и пенсий выигрывают в основном малоимущие». По расчетам ИСЭПН, от него выигрывают богатые в большей степени, нежели бедные. «Как это ни парадоксально, но эффект этих мероприятий, несмотря на снижение коэффициента дифференциации доходов домашних хозяйств с 20 до 14, а уровня абсолютной бедности — до приемлемых 10%, значительно «смазывается», так как и пенсионеры, и работающие с зарплатой, близкой к МРОТ, присутствуют во всех группах домохозяйств, причем в абсолютном выражении прирост доходов самых богатых значительно (на 66%) больше, чем у самых бедных», — утверждается в докладе.

Несмотря на то, что авторы считают все же эти меры «необходимыми», они констатируют, что их эффект носит кратковременный характер и уже через два-три года «будет практически сведен на нет действующими механизмами формирования и распределения доходов». Авторы доклада указывают на увеличение концентрации доходов богатых, которая «достигла такого уровня, что нарушает процесс снижения бедности». Сейчас коэффициент фондов (соотношение 10% самых бедных к 10% сверхбогатым) составляет, по расчетам ИСЭПН, 19,7 при оптимальном 7-9. Если механизмы распределения не изменятся, а реальные доходы населения будут расти на 8-10% в год, считают в ИСЭПН, «двукратного снижения численности бедных можно будет достичь в лучшем случае через семь лет».

Из выводов ИСЭПН следует, что плоский подоходный налог и ЕСН с его регрессивной шкалой (они называются в докладе «антисоциальными») малосовместимы с социальной политикой Белого дома в 2006-2007 годах. Авторы видят главный путь решения проблемы в корректировке распределительных механизмов в системе «налогообложение — социальные льготы». Если же в России, по их подсчетам, рост реальных доходов сверхбогатых ограничить на 4% в год при средних темпах роста 8-9% в год, то одно это обеспечит возможность повышения реальных доходов 10% наименее обеспеченного населения на 38% в год, следующей группы — на 23%. Двукратное снижение численности бедных, обещают в ИСЭПН, будет достигнуто за три года.

Ведущий экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Ирина Денисова соглашается, что перераспределительная система в России «слаба и плохо контролируема», а социальное неравенство, согласно данным мониторинга ЦЭФИР, в 2007 году «скакнуло». В тоже время она указывает, что с изменением налогов «надо быть очень осторожными — они и так достаточно высоки». «Увеличение подоходного налога проблему не решит — надо помнить о «серых» зарплатах. А вот о дифференцированной ставке налога на имущество подумать можно», — говорит она.

Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков отмечает, что решение проблемы бедности состоит в госполитике, ведущей к созданию новых рабочих мест с высокой производительностью труда. Уход же от плоской шкалы подоходного налога, который фактически предлагается ИСЭПН РАН, не даст эффекта, полагают в ЦМАКП. Эксперты отмечают — для усиления системы перераспределения необязательно реформировать систему налогов, нужно просто повысить их собираемость.

Гендиректор Бюро экономического анализа Андрей Шаститко отмечает, что прямые денежные выплаты не усилят стимулы к трудовой деятельности маргинальной части общества, которое «уже выпало из социальной сетки». «Необходимо их ресоциализировать. Нужны сложные схемы поддержки, нужен механизм повышения активности и вертикальной мобильности. Нужно вернуть людям перспективы», — отмечает эксперт.

Источник: www.kommersant.ru

Все материалы в рубрике

другу или в группу FB
Скоростная доставка статей!

Комментарии

Ваш баннер на этом месте