HR-Journal.ru :: Как распознать бизнес-тренера – подделку
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Как распознать бизнес-тренера – подделку

© 20.03.2013
Власова Е.Ф., психолог, кандидат социологических наук, г. Екатеринбург

Об авторе:

Закончила химфак Уральского Политехнического Института, факультет социальной психологии и аспирантуру по социологии Гуманитарного университета. Кандидат социологических наук. Профессиональный опыт: от инженера-технолога до начальника техбюро на предприятии ВПК; топ-менеджер компании FMCG; директор департамента HR промышленного холдинга; преподаватель (управление персоналом, экономическая социология, социология управления; социология труда и организации); директор и ведущий консультант ООО «Центр Консалтинга и Аудита» (г. Екатеринбург).

Интрига: недавно я побывала на открытом тренинге молодого и уже популярного бизнес-тренера. После тренинга я поняла, что у моего коллеги нет психологического образования, указанного в его данных. В Интернете я внимательно просмотрела многочисленные резюме популярного бизнес-тренера, сопоставила даты и места его работы с периодами обучения и местонахождением ВУЗов – получилась очевидная нестыковка. Потом я сделала запрос в ВУЗы, которые тренер указал в теме «Образование». Ответы были отрицательными. Вот что в итоге выяснилось: молодой человек закончил торгово-экономический техникум, приобрел специальность повара, получил сертификат коуча, посетил несколько тренингов известных авторов. Никаких других дипломов у этого «специалиста» нет. По сути, он не бизнес-тренер, а веселый бизнес-повар.

Время от времени в СМИ появляются репортажи о подделках различных товаров и услуг. Люди обмануты в своих ожиданиях. Про тренинги (активную форму бизнес-образования) говорят много негативного. Обидно слушать, но люди правы.

Если вы учитесь на актера, психолога, разведчика и т.п., то в курс вашего обучения будут включены практические занятия по формированию новых моделей поведения.

Классическое образование дает большое количество академических знаний и никогда не формирует модели поведения человека в обществе. В лучшем случае на семинарах обсуждаются важные жизненные темы в плане этики, системы ценностей и т.п. Семинар – это прекрасно. И семинары, и вебинары проясняют ситуацию. Это как посмотреть репортаж по фигурному катанию с хорошим комментатором и повторным показом важных моментов. Все понятно, но на льду самостоятельно повторить невозможно. Нужна тренировка, нужен тренинг.

Цель тренинга – это прояснить (найти причину, мотив) и сформировать новую модель поведения. Именно сформировать. Тогда человек, не задумываясь, будет поступать по-новому, успешно.

Классическое построение любого тренингового модуля, следуя идее Сидоренко Е.В., выглядит следующим образом (Сидоренко Е.В. – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ. Автор книги «Технологии создания тренинга: от замысла к результату». СПб., 2007. – Прим. ред. HR-Journal.ru):

  1. Краткое теоретическое введение (минилекция, которая обосновывает правильность поведенческой модели)

  2. Выявление привычных для участников способов действия (мозговой штурм)

  3. Инструктирование участников о новых возможных способах поведения

  4. Закрепление новых навыков в ролевых играх, психологических (правильно говорить «психогимнастических») упражнениях, дискуссиях (обсуждениях, как сделать лучше).

Приведенная структура обучения очень важна.

ВНИМАНИЕ!!! Научный факт – это то, что воспроизводится всегда с одним и тем же результатом, это не частный опыт какого-то известного человека или дорогого родителя самого тренера (что я периодически наблюдаю на открытых тренингах). Социально-психологический тренинг зиждется на социально-психологических законах, которые гарантируют воспроизводимость результата и которые обязан знать бизнес-тренер. Именно научный подход гарантирует участнику результат.

Наработанную в мозговом штурме информацию (см. п. 2) бизнес-тренер должен вслух проанализировать, систематизировать, обобщить и привязать к вышеизложенной в минилекции теме. Только после этого ведущий переходит к следующему этапу тренировочного процесса.

У тренеров-подделок никогда так не получается. Они не могут проработать модуль по приведенной выше технологии (схеме): связать воедино научные знания, тему обучения и «поток сознания» участников, т.к. не имеют представлений о законах психологических наук. Горе-тренеры не в состоянии самостоятельно обобщить наработанную информацию и сделать выводы в соответствии с законами психологии.

Именно поэтому тренер-подделка избегает обсуждений возникающих у участников вопросов («тонких настроек»), быстро меняет тему разговора, зависает на детальном смаковании какого-то нюанса из видеоролика (например, в тренинге переговоров). Опасны выводы, которые делают сами участники обсуждений, неправильное поведение героев видеоролика тренер может прокомментировать как успешное, которому следует подражать (например, агрессию). Далеко не всем подходят советы ведущего. В этот момент в игру уже вступают ценности самого тренера, которые могут быть опасными, несостоятельными (помним, что он участников обманывает по поводу своей компетентности).

Настоящий ведущий должен подобрать каждому участнику индивидуальную модель успешного поведения и отрепетировать ее, закрепить навык.

Заявляемое кредо тренеров-подделок вслух звучит так (и частенько зафиксировано в резюме, выложенных в Интернете): «У меня 100% практика и опыт успешных людей... никакой «воды», никакой психологии...» Тренинг превращается в веселое шоу, в «бег в мешках», а тренер играет роль массовика-затейника.

Рано или поздно, но у участника появляется ощущение, что его провели, а обещанный тренером результат остается недостижимым. После такого тренинга люди совершенно справедливо ругают активное обучение, потому что чувствуют себя обманутыми.

Ну, и последний штрих. КАК ВЫЧИСЛИТЬ ПО РЕЗЮМЕ, ЧТО БИЗНЕС-ТРЕНЕР НЕ НАСТОЯЩИЙ, ПОДДЕЛКА:

  1. НЕТ ЧЕТКОЙ ИНФОРМАЦИИ О БАЗОВОМ ОБРАЗОВАНИИ. Например, указан ВУЗ, но не указан факультет. Название ВУЗа, упомянутое в резюме в момент окончания обучения, написано неправильно. Это уже давно университет или академия, а в биографических данных значится «институт». При входе на сайт ВУЗа это несоответствие становится очевидным.

    Образовательный стандарт РФ вводит во многие специальности курс психологии. Например, педагогам, специалистам по связи с общественностью, врачам и т.п. читают несколько видов психологий. Студенты становятся компетентными в данном направлении.

    Мне приходилось сталкиваться со случаем, когда кандидат физико-математических наук (оставивший когда-то первую семью с двумя детьми и женившийся повторно) проводил консультации по семейным отношениям. Предложение по поводу семейного консультирования долго «висело» на его сайте в Интернете. Возникает вопрос: а чему может научить такой специалист?

  2. В резюме УКАЗАНЫ ВУЗЫ, В КОТОРЫХ БИЗНЕС-ТРЕНЕР НИКОГДА НЕ УЧИЛСЯ. Опасность быть пойманным на лжи минимальна. Он ведь на работу не устраивается. Кто будет проверять достоверность заявленных данных? К сожалению, это расхожий прием тренеров-подделок.

    В моей практике пару раз были случаи, когда бизнес-тренер позиционировался как доктор психологии. Доктор психологических наук и доктор психологии – это не одно и то же. Доктор психологии не защищает докторской диссертации. Его труды не находятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), где их можно легко найти через Интернет и удостовериться в подлинности ученой степени. Степень «доктор психологии» присуждается некоторыми западными компаниями (подтверждается их сертификатами), занимающимися бизнес-образованием и не имеющими отношения к науке.

  3. Первое, что сообщает в резюме о себе бизнес-тренер, это то, что он – СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ КОУЧ. Обучающий центр, выдающий сертификат, находится за границей. (Например, Ванкувер, Канада и т.п.). Сертификат коуча с «иностранными корнями» получить довольно просто, не покидая при этом свой город, своей родины. Надо платно (в небольшой промежуток времени) в коуч-центрах – представительствах иностранных фирм ¬– пройти несколько обучающих сессий (3-4), отчитаться квалификационной работой (иногда и без таковой), и ТЫ – СПЕЦИАЛИСТ. Никакого длительного обучения.

  4. В резюме тренеров-подделок всегда ПРИВЕДЕН ДЛИННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕНИНГОВ, которые они посетили. Это и понятно, где же еще горе-специалистам брать темы и раздаточный материал для своих будущих тренингов? Сам-то сертифицированный коуч, не имея профессиональных психологических знаний и опыта, не может разработать структуру и наполнение социально-психологического тренинга. Это не его поле игры.

В заключение небольшие советы. Звоните и пишите в указанные тренером ВУЗы. Там охотно идут навстречу и заверяют достоверность информации. Выбирайте бизнес-тренеров подготовленных, опытных, с профильным образованием. И последнее. Участвуйте в тренингах, обогащайте свои поведенческие навыки (работающие автоматически, без усилий воли) и будьте успешными!

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Сергей · 03 апр 2013 в 21:01
Простите... но это просто попытка создание рынка под себя... под свои параметры...
Знаю великолепных бизнес тренеров не имеющих психологического образования... зато какое знание материала, личный опыт и результаты "студентов"...
Главное у тренера - не регалии и не образование, а банальные результаты "учеников"... Ведь мы идём к нему за образованием.
Если меня учат продажам... то пусть мой тренер будет в этом профи.
Несколько советов: плюньте на все рекомендации...
- посмотрите материалы, которые публикует тренер - поймите его профессиональный уровень, знание темы;
- узнайте результаты его групп (тех, кто уже прошел обучение)
Ольга · 05 апр 2013 в 13:47
Полносью согласна с Сергеем! На мой взгляд, большинство работадателей уже давно не смотрят на корочки Вузов (это не имеет практически никакого значения). Главное практический опыт работы. У нас в компании ребята с любым образованием способны с должности продавца дорасти до уровня бизнес-тренера. Надо смотреть на результаты работы данного бизнес-тренера, изменение поведения участников тренинга после его учебных сессий. да и на резюме уже давно никто не смотрит...его можно составить оооочень красиво, а по факту туфта...Потому...при отборе - мини-тренинг обязательно.
Марина · 20 дек 2013 в 09:28
Присоединяюсь к высказыванию Сергея.
Тренеру не обязательно иметь психологическое образование, знаете, некоторые люди имея жизненный опыт и занимаясь саморазвитием сработают в определённых ситуациях даже лучше аттестованного психолога. Дело не в образовании по большому счёту, хотя не спорю, оно должно быть, высшее для работы бизнес тренером и всё таки опыт важнее,многолетняя практика и так же, что немало важно - желание и определённый талант к виду деятельности.
Я по первому высшему управленец гос.структур, а в итоге многолетней работы стала профессиональным маркетологом, есть опыт работы проведения тренингов, семинаров, лекций по вопросам моей профессиональной деятельности ( более 7 лет и успешных проектов), вы думаете что я плохо проведу тренинг, лекцию или семинар имея только практический опыт и не имеяя "вышки" по маркетингу или психологии? ( Кстатии, психологией увлекаюсь уже лет 10 и в прошлом году закончила Универсистет на психфаке)Тренера надо оценивать по его работе, как впрочем, вы правильно подметили свои наблюдения о том как он работал, но не совсем по "корочкам", хотя, эти самые "корочки" всё таки должны быть. Что касается классического построения любого тренинга, о котором вы написали...мир на месте не стоит, всё меняется, появляются новые методы, разработки и т.д и т.п в разных отраслях, давайте не будем опираться на классику, давайте мыслить интонационно и результативно, классика классикой, но развитие и нововведения никто не отменял, а новое - это всегда интересно, это пробуждает и побуждаетулыбка
Марина · 20 дек 2013 в 09:39
извиняюсь за "ляп", "инновационно" хотела написать)
Елена · 05 апр 2013 в 18:33
Добрый день, Сергей и Ольга. Честно говоря, долго думала, написать Вам или нет. Видимо все-таки надо внести ясность.
Практический опыт в бизнесе (успешный и неуспешный) изучают специалисты-исследователи (социологи, психологи, маркетологи, экономисты и т.п.). Возьмем для примера продажи. Продажи – это определенное поведение продавца и покупателей. Специалисты-исследователи обобщают практические наработки, находят закономерности, делают выводы, формулируют законы и следствия и отдают потом все это счастье опять практикам. Отдают через обучение.
После обучения тренером (подготовленным теоретически и практически, а не только практически) у продавцов появляется большой выбор способов поведения для самых разных, простых и сложных ситуаций. Задача бизнес-тренера состоит вовсе не в том, чтобы строить народ под свой персональный опыт или недавно вычитанный в книжке, который далеко не все продавцы могут воспроизводить в силу личностных особенностей. Тренер должен знать много существующих наработок (теоретическое обобщение) и предоставлять возможность своим подопечным выбрать успешную для них модель. Поэтому у тренера обязательно должно быть профильное образование. Ну, психологию-то он обязан знать. Потому что продажи (повторюсь) - это поведение, это общение, это переговоры, это трансляция (вербальная и невербальная) своего отношения к покупателю. Всеми этими вещами занимаются различные направления психологии. Это все уже ДАВНО ИЗУЧЕНО и можно с увенренностью прогнозировать, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Могу поспорить, что любой персональный опыт поднявшихся по карьерной лестнице продавцов уже давно описан в курсах психологии общения, психологии влияния, в социальной психологии личности, в общей психологии, в когнитивной психологии, в социальной психологии. Продолжать? Думаю, не стоит. ЗАЧЕМ ИЗОБРЕТАТЬ КОЛЕСО?
Сергей, я Вашу фразу сейчас напишу, только местами поменяю предложения. Сами посмотрите, что по смыслу получается.
Ведь мы идём к нему за образованием. Главное у тренера - не регалии и не образование, а банальные результаты "учеников"...
Не ходите к тренеру за образованием, если у тренера нет образования.
Выбирайте опытных и образованных тренеров. Удачи Вам.
Ваш баннер на этом месте