HR-Journal.ru :: Где водятся волшебники… слова? Часть I
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Где водятся волшебники… слова? Часть I

© 26.03.2014
Ольга Михнюк

О работе с фрилансерами мы уже писали: Секрет успешной работы с фрилансерами; Фрилансеры и заказчики: чур, я в домике! Сегодня продолжаем тему, переходя от общего к частному: Ольга Михнюк делится секретами работы с фрилансерами-копирайтерами. Почему так непросто найти хорошего копирайтера? Что делать, если их нужно много? Помогают ли решать эту задачу стандартные методы подбора? Сколько специалистов отсеивается ежемесячно? А также о виртуальной психологии, сотрудниках, «лежащих на боку», и искусстве растягивать сутки больше, чем на 24 часа.

Автор о себе

Ольга Михнюк. С момента окончания филологического факультета со специализацией по компаративной лингвистике и до 2007 года — выпускающий редактор отраслевой прессы, журналист. Ныне специалист широкого профиля в области туризма: в виртуальном пространстве — ведущий редактор проекта «Отели» на сайте «Слетать.ру», в реале — турлидер, гид-экскурсовод по Европе. Призвание — общение с людьми во всех проявлениях и изучение инструментов этого общения: языка, речи, искусства, истории. Увлечение психологией, научной и прикладной — следствие из сказанного выше. А в целом могу сказать лишь то, что я в некотором роде фрилансер по жизни, в хорошем смысле этого слова: счастливый человек, который занимается тем, что действительно любит, так, как подсказывают накопленный профессиональный опыт и неугомонное желание двигаться вперёд.

Поле чудес или минное поле?

Недавно получила на свой почтовый ящик рассылку для копирайтеров «Как написать забойную статью»… Да-да, именно так, не улыбайтесь! И начиналась она сакраментальной фразой: «Тексты в сети сегодня пишет каждый». Увы, это действительно так. Виртуальные биржи труда переполнены предложениями текстовиков-затейников, биржи копирайтинга — готовыми эссе на абсолютно любую тему; предложение, по видимости, превышает спрос, текучка и тяга к новизне — нормальную потребность в стабильности, а креатив гораздо популярнее основательности и требований к качеству, поскольку последние, при столь высокой конкуренции, как бы сами собой разумеются. Фрилансер, как та рыба в поговорке, ищет, где глубже, заказчик — где лучше, и всем хватает места. Идеальная картина естественного рыночного отбора, которая в весьма малой степени соответствует реальности.

Ибо стоит заняться на деле поиском сотрудников, например, для долгосрочного проекта, выясняется, что задача это отнюдь не рядовая. Определение работы и квалификации копирайтера на сетевом рынке труда настолько размыто, что, кажется, любые дефиниции тут уже бессильны. Словари — от относительно старых, конца 90-х годов, до новейших — коротко сообщают нам, что «копирайтер» — это синоним слов «рекламист» и «текстовик». «Яндекс» на запрос по этому слову спрашивает сам себя в рекламном блоке: «Что делает копирайтер?» — и столь же бодро отвечает в лице популярной биржи копирайтинга: «Зарабатывает по 15 000 в месяц в свободное время. И ты тоже можешь!» Сами копирайтеры поведают о себе не больше: если осведомиться, что же данный человек делает, получаешь лаконичный ответ: «Я пишу тексты». Вопрос: «Какие?» — обычно ставит собеседника в тупик.

Чем же вызвана распространённость этого неопределённого рода занятий на рынке веб-услуг? Причины очевидны: свободный график (ведь и реальный копирайтер редко занят полный рабочий день, фирм, которые непрерывно проводят рекламные компании и нуждаются в массиве текстов и слоганов, не так много, в основном это рекламные агентства), отсутствие юридических обязательств, а следовательно — свобода «перемещения» между заказчиками, неопределённость требований (всего-то «написать хороший текст на тему», редко — по одному-двум заданным параметрам), явный и очевидный опыт в этой области любого, кто хорошо учился в школе и успешно писал сочинения. Результат — заработок, не слишком большой, но сравнительно лёгкий, с точки зрения большинства кандидатов. Следствие для заказчика — ему почти не на что опираться в выборе конкретного исполнителя для своего проекта.

Как же, постойте, возразят мне, но ведь реальный сегмент накопил в этой области, как и во всех прочих, изрядный кадровый опыт, существуют методики определения профпригодности и компетентности! Да, допустим. Только методики эти не работают в условиях, где нет не только визуального и прямого вербального контакта, но зачастую даже уверенности, что вам отвечает именно тот человек, который фигурирует в заявке. А значит, резюме и опросы не принесут желаемой пользы. Стандартное собеседование, даже в письменном виде — тоже. Для сетевого сегмента рынка практика работы и письменного (снова письменного!) общения — единственный судья, и единственный инструмент исследования. А уж если жизнь даёт в руки уникальный опыт в этой области, просто грех им не воспользоваться для некоторых, иногда обескураживающих, но в чем-то и обнадёживающих выводов. И формирования столь необходимой любому, кто имеет дело с управлением людьми и проектами, статистики.

Итак, к делу! Обычно виртуальный заказчик ищет одного, реже — ограниченное количество исполнителей. Но вообразите себе такой проект, где требуемое число специалистов гораздо выше. В разы, на порядки выше. Например, вам нужно набрать на туристический сайт для поточной работы по созданию стандартизированных описаний отелей и курортов… семьдесят человек и обеспечить с их помощью объём в две тысячи текстов в месяц. И это не биржа копирайтинга, где клиент, как на витрине магазина, выбирает понравившийся ему текст и заказывает продолжение, а специализированный сайт в области массового туризма, с собственной информационной, маркетинговой, рекламной политикой, сложившимися корпоративными стандартами, опытом работы на своём рынке. Фриланс-площадки в нашем распоряжении, начнём, пожалуй, исследование поля чудес, где водятся волшебники слова!

Текучее постоянство

Первое, с чем сталкиваешься даже при беглом взгляде на контингент интернет-ресурсов, где отбирают кадры для удалённой работы, — это его стабильность. Сначала к тебе приходят новые люди, но набор продолжается, и уже на втором-третьем заходе поток иссякает, и лишь самые смелые из несостоявшихся исполнителей пытаются заявиться ещё разок. У них у всех, как правило, есть портфолио, у многих — отзывы, а стаж пребывания на сайте насчитывает от двух лет и выше. Есть ещё группа бойких свежезарегистрировавшихся новичков, но их сразу откладываешь на потом, ибо и информации ноль, и крохи опыта означают полную непредсказуемость результата. И формируется своего рода зацикленность, круговорот специалистов в сетевой природе.

Так что, как ни крути, а наш выбор в этой ситуации — «зубры», вечные кочевники сети. Стоп! Почему же «кочевники»? Разве хорошие специалисты кочуют постоянно с работы на работу? Не обрастают постоянной клиентурой? Или они владеют искусством растягивать сутки больше, чем на 24 часа, так что количество работ последними не ограничивается? Если спросить об этом фрилансера, он скажет, что объём заказов от одного работодателя, как правило, невелик, да и поступают они нерегулярно, так что в данном случае волка ноги кормят. И будет в чём-то прав. Однако упустит из виду или сознательно затушует другую сторону проблемы: он сам потому и пошёл в сетевые копирайтеры, что не склонен надолго вбиваться в рутину, связывать себя постоянными отношениями, не стремится существовать в корпоративной среде, сохраняя личную независимость и свободу действий, уделяет работе ровно столько внимания, сколько нужно для получения определённой суммы денег. Последнее, разумеется, мечта любого специалиста и — ужас кадровика! Да, эти люди неуправляемы. Да, с ними можно договариваться, но нельзя им приказывать. Да, они не связаны ничем, что могло бы вынудить их на спонтанное изменение условий сотрудничества: ни страховками, ни пенсионными отчислениями, ни договорами, ни размещением трудовых книжек. В худшем случае, они просто исчезнут со связи, и вам никогда не представится возможности потребовать с них вообще что-либо. И они хорошо это знают. И пользуются сим инструментом виртуозно.

Есть ли исключения из этого правила? Конечно, как и из любого иного: не всех ещё полностью захватили виртуальная свобода и выросшая на её почве виртуальная психология. Как обнаружить тех, кто тяготеет к традиционному подходу и полагает себя, хотя бы в рамках долгосрочного сотрудничества, организационно и морально ассоциированным с проектом? Действовать здесь приходится как индейцу в лесу, ведь совсем незначительные признаки указывают на подобную тягу к постоянству: небольшое количество заказчиков за долгий срок при исключительно хороших отзывах; декларированное в этих отзывах продолжение сотрудничества; приличное количество статей в портфолио, явно выполненных на одну тематику, для одного работодателя. Эти признаки не исчерпывающие, они часто свидетельствуют скорее о намерениях, чем о действительности — но всё же лучше, чем ничего.

Но даже если вам повезёт, и вы найдёте с десяток-другой таких личностей, задача-то наша этим далеко не завершается! Нам нужно втрое больше людей. Даже вчетверо, потому что, учитывая уже потенциальную текучку, мы должны набрать… А сколько? Каков процент отсева виртуальных сотрудников в нашем случае? Практика туристического проекта, о котором мы сейчас говорим, показала: от общего количества сотрудников ежемесячно отсеивается примерно 15 %, и ещё столько же, по меткому определению сотрудника отдела кадров, «лежат на боку», то есть по каким-либо причинам не пишут: болезнь, отпуск, семейные проблемы, внезапный выгодный заказ от другого клиента, слишком большой объём работ, взятый на себя в это время, — всё это становится причиной «торможений», а порой и полного выпадения из работы. Значит, конечная наша цифра — 90! И вопрос — а столько бывает?

Окончание статьи: Где водятся волшебники… слова? Часть II

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте