HR-Journal.ru :: Рецензия на книгу «Правила ZAPPOS. Технологии выдающейся интернет-компании»
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Рецензия на книгу «Правила ZAPPOS. Технологии выдающейся интернет-компании»

© 26.12.2012
Рецензент – Марина Ашеева, электронный журнал «Работа с персоналом»

Правила ZAPPOS. Технологии выдающейся интернет-компании

Автор: Джозеф Мичелли

Перевод с английского – Таира Мамедова

Издательство «Манн, Иванов, Фербер», 2012.

Оригинал: The Zappos Experience. 5 Principles to Inspire, Engage and WOW. Joseph Michelli

Рецензент – Марина Ашеева, электронный журнал «Работа с персоналом».

Я только что видел Винни-Пуха, бегущего по парковке.

Да, я работаю в Zappos!

(Пост в Twitter)

Начнём с небольшой справки: Zappos – успешная американская интернет-компания, основанная с нуля в 1999 году как обувной интернет-магазин (сейчас ассортимент гораздо шире). В 2008 году её объем продаж достиг 1 миллиарда долларов. В 2009 году компанию купил Amazon. Zappos известна своей необычной и неформальной внутренней культурой, а также нестандартной бизнес-моделью. Компания входит в число лучших работодателей. По словам директора по персоналу компании, как-то на 450 вакансий компания получила 30 тысяч резюме.

Сразу скажу, что книга очень понравилась. Отличный рассказ – как о подходе к бизнесу, так и о корпоративной культуре. Причём без высокопарных слов, оторванных от реальной жизни. Потому что книга описывает корпоративную культуру, которую никто не навязывал сотрудникам «сверху» – она естественным образом росла из необходимости и потребностей бизнеса, в постоянном общении сотрудников – от руководителей до кладовщика и курьера. Собственно, это единственный вариант вырастить что-то подлинно хорошее, не впадая в пафос и абстракции.

Редкий случай – книжка, которую в рецензии постоянно хочется цитировать – всё время хочется дать слово автору. Лично для меня это лучше всего говорит о качестве книги. Пожалуй, именно в виде цитат я приведу несколько важных моментов, о которых постоянно забывают «культуростроители».

Тони Шей, один из основателей Zappos: «Ценности – не то, что мы пишем на бумаге, а то, что люди делают и что при этом чувствуют». Простая мысль, до которой часто так и не додумываются создатели «корпоративных кодексов» и прочих «корпоративных правил».

«Лидеров Zappos отличает чрезвычайно редкое качество: они следуют тем принципам, которые проповедуют». Лучше и не скажешь, пожалуй. В этом главная проблема большинства попыток выстроить корпоративную культуру «сверху»: руководители компании обычно сами не следуют тому, что декларируют. Зачастую они пытаются навязать сотрудникам своё представление о целесообразном, потребовать от них то, что представляется им выгодным. Ответственным за процесс обычно «назначается» отдел персонала – в итоге его специалисты облекают банальности в казённые формулировки и требуют, чтобы сотрудники воспринимали их «лояльно». Сравните со словами одной из сотрудниц Zappos: «Тони и другие руководители всегда воспринимали нас как равных. [...] Они никогда не считали зазорным принять заказ или пробежаться по складу, чтобы успеть вовремя сделать отгрузку».

Альфред Линн, бывший исполнительный и финансовый директор Zappos: «Думаю, что в Zappos нам удалось главное: мы создали культуру, в которой принято пробовать новые пути, допускать ошибки, сокращать вызванные ими траты и одновременно узнавать то, что не позволит нам допустить эти ошибки во второй раз». Успешная компания рискует стать заложницей собственных традиций, этакой мухой в янтаре – и тому есть много примеров. Крупные компании, теряющие гибкость и интерес к новому, делающие ставку на свои отлаженные технологии и обширные ресурсы, в какой-то момент начинают отставать и сдают свои позиции.

Российская бизнес-культура, как известно, тяготеет скорее к «серьёзному подходу» (за редкими исключениями, которых, к счастью, постепенно становится больше). Если вы привыкли выражать порицание фразой «это как-то несерьёзно», а «серьёзное» считать синонимом для слов «правильное», «хорошее», «успешное», то внутренняя культура Zappos вряд ли вызовет у вас приязнь. Впрочем, неформальный стиль, в котором компания описывает свои вакансии, а также «несерьёзная» внутренняя культура не помешали Zappos добиться колоссальных финансовых успехов в бизнесе. Равно как и войти в число самых популярных работодателей – в феврале 2011 года Zappos заняла 6-е место в сотне лучших работодателей по версии Forbes.

Кстати, во второй главе довольно подробно рассказывается о том, чем компания руководствуется при подборе сотрудников, и как это происходит. Думаю, внутренним рекрутерам и персональщикам будет интересно: подход довольно нестандартный, если сравнивать со «среднестатистическим» процессом подбора. Например, обратную связь в Zappos принято давать всем кандидатам, и тем, кто не подошёл – тоже. Если соискатель уже успел пройти интервью, то причины отказа объясняются подробно, с рекомендациями. Прочитать вторую главу вы можете здесь: Правила Zappos. Отрывок из книги 

Эйчару никак нельзя пройти мимо раздела про адаптацию новичков (это в третьей главе). Вместо пары часов формального рассказа о том, что «принято», «не принято», а также перечисления «наших ценностей», новички попадают на месячный тренинг, одинаковый для всех сотрудников – от финансового директора до упаковщика. Всё осваивается на практике, а не в формате лекции. Никакой иерархии не предусмотрено. В других главах, кстати, тоже немало интересного.

Я не люблю «рецептурные» книги. Многие их любят: делай, как сказано, соблюдай «пошаговую инструкцию» – и результат предсказуем. Я не верю, что некое готовое бизнес-решение можно полностью перенести в другие условия и получить тот же результат. Лучшее, что может сделать книга – помочь размышлению в каком-то направлении, предложить свой подход, версию. В этом смысле «Правила Zappos» — отличная книга, она делает это мастерски.

Кстати, читается очень легко и непринужденно – скучно точно не будет. Среди моих рутинных обязанностей – чтение массы официальных пресс-релизов, присылаемых в HR-Journal самыми разными компаниями. Возможно, вы заметили, что стандартные пресс-релизы мы публикуем нечасто;) Так вот, «Правила ZAPPOS» по стилю меньше всего похожа на официальный пресс-релиз крупной компании. И это надо воспринимать как мою чрезвычайно высокую оценку работы автора и переводчика;)

Резюмирую: «Правила Zappos» — одна из самых интересных и увлекательных бизнес-книг 2012 года по версии HR-Journal. И заодно, пожалуй, лучшая книга года о корпоративной культуре.

Кому может быть полезна книга: профессиональным и начинающим стартаперам, собственникам бизнеса, руководителям, HR-специалистам, бизнес-консультантам.

Уровень полезности книги: От единицы до десятки из десяти. Это именно тот случай, когда оценка будет всецело зависеть от мировоззрения читателя.

Спасибо издательству «Манн, Иванов, Фербер» за предоставленную для рецензирования книгу.

Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте. Самая быстрая HR-рассылка

условия копирования

Новые обсуждения

Комментарии

Ваш баннер на этом месте