HR-Journal.ru :: Рецензия на книгу «Правила ZAPPOS. Технологии выдающейся интернет-компании»
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Рецензия на книгу «Правила ZAPPOS. Технологии выдающейся интернет-компании»

© 26.12.2012
Рецензент – Марина Ашеева, электронный журнал «Работа с персоналом»

Правила ZAPPOS. Технологии выдающейся интернет-компании

Автор: Джозеф Мичелли

Перевод с английского – Таира Мамедова

Издательство «Манн, Иванов, Фербер», 2012.

Оригинал: The Zappos Experience. 5 Principles to Inspire, Engage and WOW. Joseph Michelli

Рецензент – Марина Ашеева, электронный журнал «Работа с персоналом».

Я только что видел Винни-Пуха, бегущего по парковке.

Да, я работаю в Zappos!

(Пост в Twitter)

Начнём с небольшой справки: Zappos – успешная американская интернет-компания, основанная с нуля в 1999 году как обувной интернет-магазин (сейчас ассортимент гораздо шире). В 2008 году её объем продаж достиг 1 миллиарда долларов. В 2009 году компанию купил Amazon. Zappos известна своей необычной и неформальной внутренней культурой, а также нестандартной бизнес-моделью. Компания входит в число лучших работодателей. По словам директора по персоналу компании, как-то на 450 вакансий компания получила 30 тысяч резюме.

Сразу скажу, что книга очень понравилась. Отличный рассказ – как о подходе к бизнесу, так и о корпоративной культуре. Причём без высокопарных слов, оторванных от реальной жизни. Потому что книга описывает корпоративную культуру, которую никто не навязывал сотрудникам «сверху» – она естественным образом росла из необходимости и потребностей бизнеса, в постоянном общении сотрудников – от руководителей до кладовщика и курьера. Собственно, это единственный вариант вырастить что-то подлинно хорошее, не впадая в пафос и абстракции.

Редкий случай – книжка, которую в рецензии постоянно хочется цитировать – всё время хочется дать слово автору. Лично для меня это лучше всего говорит о качестве книги. Пожалуй, именно в виде цитат я приведу несколько важных моментов, о которых постоянно забывают «культуростроители».

Тони Шей, один из основателей Zappos: «Ценности – не то, что мы пишем на бумаге, а то, что люди делают и что при этом чувствуют». Простая мысль, до которой часто так и не додумываются создатели «корпоративных кодексов» и прочих «корпоративных правил».

«Лидеров Zappos отличает чрезвычайно редкое качество: они следуют тем принципам, которые проповедуют». Лучше и не скажешь, пожалуй. В этом главная проблема большинства попыток выстроить корпоративную культуру «сверху»: руководители компании обычно сами не следуют тому, что декларируют. Зачастую они пытаются навязать сотрудникам своё представление о целесообразном, потребовать от них то, что представляется им выгодным. Ответственным за процесс обычно «назначается» отдел персонала – в итоге его специалисты облекают банальности в казённые формулировки и требуют, чтобы сотрудники воспринимали их «лояльно». Сравните со словами одной из сотрудниц Zappos: «Тони и другие руководители всегда воспринимали нас как равных. [...] Они никогда не считали зазорным принять заказ или пробежаться по складу, чтобы успеть вовремя сделать отгрузку».

Альфред Линн, бывший исполнительный и финансовый директор Zappos: «Думаю, что в Zappos нам удалось главное: мы создали культуру, в которой принято пробовать новые пути, допускать ошибки, сокращать вызванные ими траты и одновременно узнавать то, что не позволит нам допустить эти ошибки во второй раз». Успешная компания рискует стать заложницей собственных традиций, этакой мухой в янтаре – и тому есть много примеров. Крупные компании, теряющие гибкость и интерес к новому, делающие ставку на свои отлаженные технологии и обширные ресурсы, в какой-то момент начинают отставать и сдают свои позиции.

Российская бизнес-культура, как известно, тяготеет скорее к «серьёзному подходу» (за редкими исключениями, которых, к счастью, постепенно становится больше). Если вы привыкли выражать порицание фразой «это как-то несерьёзно», а «серьёзное» считать синонимом для слов «правильное», «хорошее», «успешное», то внутренняя культура Zappos вряд ли вызовет у вас приязнь. Впрочем, неформальный стиль, в котором компания описывает свои вакансии, а также «несерьёзная» внутренняя культура не помешали Zappos добиться колоссальных финансовых успехов в бизнесе. Равно как и войти в число самых популярных работодателей – в феврале 2011 года Zappos заняла 6-е место в сотне лучших работодателей по версии Forbes.

Кстати, во второй главе довольно подробно рассказывается о том, чем компания руководствуется при подборе сотрудников, и как это происходит. Думаю, внутренним рекрутерам и персональщикам будет интересно: подход довольно нестандартный, если сравнивать со «среднестатистическим» процессом подбора. Например, обратную связь в Zappos принято давать всем кандидатам, и тем, кто не подошёл – тоже. Если соискатель уже успел пройти интервью, то причины отказа объясняются подробно, с рекомендациями. Прочитать вторую главу вы можете здесь: Правила Zappos. Отрывок из книги 

Эйчару никак нельзя пройти мимо раздела про адаптацию новичков (это в третьей главе). Вместо пары часов формального рассказа о том, что «принято», «не принято», а также перечисления «наших ценностей», новички попадают на месячный тренинг, одинаковый для всех сотрудников – от финансового директора до упаковщика. Всё осваивается на практике, а не в формате лекции. Никакой иерархии не предусмотрено. В других главах, кстати, тоже немало интересного.

Я не люблю «рецептурные» книги. Многие их любят: делай, как сказано, соблюдай «пошаговую инструкцию» – и результат предсказуем. Я не верю, что некое готовое бизнес-решение можно полностью перенести в другие условия и получить тот же результат. Лучшее, что может сделать книга – помочь размышлению в каком-то направлении, предложить свой подход, версию. В этом смысле «Правила Zappos» — отличная книга, она делает это мастерски.

Кстати, читается очень легко и непринужденно – скучно точно не будет. Среди моих рутинных обязанностей – чтение массы официальных пресс-релизов, присылаемых в HR-Journal самыми разными компаниями. Возможно, вы заметили, что стандартные пресс-релизы мы публикуем нечасто;) Так вот, «Правила ZAPPOS» по стилю меньше всего похожа на официальный пресс-релиз крупной компании. И это надо воспринимать как мою чрезвычайно высокую оценку работы автора и переводчика;)

Резюмирую: «Правила Zappos» — одна из самых интересных и увлекательных бизнес-книг 2012 года по версии HR-Journal. И заодно, пожалуй, лучшая книга года о корпоративной культуре.

Кому может быть полезна книга: профессиональным и начинающим стартаперам, собственникам бизнеса, руководителям, HR-специалистам, бизнес-консультантам.

Уровень полезности книги: От единицы до десятки из десяти. Это именно тот случай, когда оценка будет всецело зависеть от мировоззрения читателя.

Спасибо издательству «Манн, Иванов, Фербер» за предоставленную для рецензирования книгу.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте