HR-Journal.ru :: Рецензия на книгу «HR-квест. Как сделать сотрудников адвокатами бренда»
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Рецензия на книгу «HR-квест. Как сделать сотрудников адвокатами бренда»

© 03.12.2013
рецензия Марины Ашеевой,
электронный журнал «Работа с персоналом»

HR-квест. Как сделать сотрудников адвокатами бренда

Авторы: Михаил Воронин, Наталья Тихонова и Дарья Кабицкая

Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2013. 224 c.

«HR-квест» — книга нестандартная. Обычно образцы бизнес-литературы (по крайней мере хорошие) отличаются ясно очерченной темой, чёткой структурой, последовательным изложением и подробной аргументацией. Поэтому «HR-квест» вряд ли можно отнести к этому «жанру». Это скорее чтение для развлечения, беллетристика, как сформулировали сами авторы — «бизнес-роман о создании эффективной корпоративной культуры».

А значит, наши обычные критерии оценки тут не подходят. Даже не знаю, как в этот раз выкручиваться ;) Что ж, начнём с самой идеи.

Идея просто блестящая: сложную бизнес-тему авторы хотели подать легко и непринуждённо, в необычной форме, развлекая читателя и попутно давая ему серьёзную информацию. Авторы сделали ставку на художественное изложение, эмоционально более убедительное. Важные мысли о корпоративной культуре, которые систематически записывает в свой блокнот главная героиня книги, должны легче «доходить» до читателя после художественного описания ситуаций, которыми эти мысли вызваны. Наверное, неслучайно такая идея пришла именно в голову ивентщикам, ведь им часто приходится решать серьёзные бизнес-задачи в развлекательной форме.

Теперь самое время поговорить о реализации. А с ней вышло не очень гладко. В романе есть бизнес-тема, художественная составляющая и довольно напряжённые отношения между двумя этими компонентами.

Итак, бизнес-тема. Если отбросить весь сюжет и художественную «оболочку», то останутся собственно тема корпоративной культуры и тема построения HR-бренда. Размышления об этом чётко и по пунктам изложены в блокноте главной героини. Эту часть вполне можно изъять из книги и оформить в виде самостоятельного текста — получится классическая бизнес-статья, лаконичная и содержательная. Роли HR-составляющей, внутренних коммуникаций и различных медиа в коррекции корпоративной культуры и развитии HR-бренда в этой части текста поданы взвешенно и в правильной пропорции. Задачей же художественного стиля было оживить эту картинку.

Но как раз в художественном тексте пропорции HR, внутренних коммуникаций, социальных медиа и элементов шоу выглядят по меньшей мере странно. Построение корпоративной культуры представляется в основном на примере event-компании, когда ключевые элементы — шоу, яркие одноразовые акции, креатив. Выстроить что-то прочное и долговременное на таком фундаменте невозможно, поэтому книжная успешность действий выглядит не слишком убедительно. Тем не менее главными функциями пожилого HR-директора являются демонстрация ангельской доброты и лояльности при почти полном невмешательстве в процесс. Противоречие между концептуальной частью книги и художественным текстом налицо.

Художественную составляющую книги нет смысла анализировать подробно. Понятно, что амбициозных литературных задач авторы перед собой не ставили. По словам одного из них — Дарьи Кабицкой, «художественная линия — только “оболочка”, которая не должна перетягивать внимание читателей с самого важного. А именно — инструментов построения эффективной корпоративной культуры».

Поэтому герои в книге, можно сказать, картонные. Что, впрочем, типично для массовой беллетристики. Примечательно, что рядовые работники в книге попросту отсутствуют. Это тем более забавно, так как почти полностью обойтись без образов сотрудников авторы ухитрились в книге о построении корпоративной культуры. Более-менее подробно описаны главная героиня, топ-менеджмент, несколько эйчаров и креативщик Петя (единственный персонаж, выросший из «низов», но в процессе построения корпоративной культуры участвующий скорее «сверху», чем «снизу»).

В стремлении сделать картинку максимально «взаправдашней» авторы забыли о чувстве меры: признаков современной московской офисной жизни (брендов, популярных мест, ресторанов, марок машин, описаний предметов одежды и т. п.) в книге так много, что это начинает раздражать, как и чрезмерный крен в «глянцевую» сторону.

Тем не менее с развлекательной задачей эта беллетристика вполне справляется. Тут вам и шпионские страсти, и ушлые конкуренты, и красивые женщины, и любовная линия (даже не одна). Развлекает книга довольно успешно — настолько, что сюжет совершенно заслоняет собой другую, нехудожественную часть книги, которая, как отмечено выше, самая важная. И на этом стоит остановиться подробнее.

Когда книга состоит из столь разнородных частей, неизбежно возникает вопрос: насколько удалось «подружить» их друг с другом. Ответ уже прозвучал выше — не удалось. Чередование художественного текста и элементов бизнес-статьи выглядит здесь механическим, искусственным приёмом. При этом их стиль так сильно различается, что естественным образом переключаться с беллетристики на сухой бизнес-конспект по ходу чтения почти не удаётся. Единственный вариант, который остаётся у читателя: сначала знакомиться с сюжетом, а потом сосредоточиться на «бизнес-тексте».

На мой взгляд, есть и ещё один серьёзный недостаток. В предисловии авторы обозначили вопросы, на которые хотели ответить этой книгой. Список вопросов выглядит так:

«Как сформировать работающее Employee Value Proposition.

Как сделать сотрудников адвокатами бренда.

Как, повышая их лояльность, поднимать продажи компании».

Ясных ответов ни на один из этих вопросов в книге не прозвучало. Как можно убедить читателя, что сотрудников можно сделать адвокатами бренда, если и самих рядовых сотрудников в книге, можно сказать, нет? Это же касается и двух оставшихся вопросов.

Примерно такая же ситуация и с названием. «HR-квест» — название очень привлекательное (а ещё у книги отличная обложка, яркая и современная). Но связь названия с содержанием проследить не так уж просто. Почему квест? Да ещё и «HR-квест»?!

Краткое резюме: Впечатление осталось неоднозначное. Идея отличная, но реализация имеет явные изъяны. Интересное название слабо связано с содержанием. Темы, заявленные в предисловии, остались нераскрытыми. Художественная и теоретическая части книги «сшиты» на живую нитку. Книга вполне способна развлечь читателя, но если вас действительно интересуют работа с корпоративной культурой и построение HR-бренда, я бы рекомендовала поискать другой материал.

Рейтинг полезности: 3 балла из 10. Важная информация есть в теоретической части книги, она может быть полезна новичкам в теме корпоративной культуры.

Кому будет полезна книга: См. предыдущий пункт.

В каких случаях книга не подойдёт:

1. Если предпочитаете традиционную бизнес-литературу (см. первый абзац).

2. Если не любите массовое чтиво, беллетристику. 

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте