HR-Journal.ru :: Как написать хорошую статью
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Как написать хорошую статью

© 12.04.2016
Редакция HR-Journal

Почти каждый опытный эйчар или руководитель может написать хорошую статью — коллегам на пользу, себе на славу ;) Сегодня HR-Journal даёт советы будущим авторам, делится опытом и приоткрывает дверь на свою редакционную кухню... чуть-чуть ;)

Для начала — капля статистики. Из присланных десяти статей мы отбираем для публикации в среднем две, иногда при условии доработки. Уточним: на многих отраслевых сайтах можно опубликовать любой текст. Но мы предпочитаем не тратить время (своё и наших читателей) на «любые» статьи.

Нас часто спрашивают, как написать статью, чтобы мы её опубликовали. Кто-то хочет стать более известным в отрасли, кто-то — поделиться интересным опытом и мыслями с коллегами, многие желают и того, и другого. Все эти цели достойные, при одном условии: статья получилась хорошая.

Сегодня мы расскажем, как написать хороший текст для отраслевого издания, что надо делать и почему (о том, чего делать не надо — расскажем тоже). А заодно объясним, какую статью считаем хорошей, и даже заглянем к нам на редакционную кухню.

Что делать

1. Начинаем с рефлексии. Подумайте, какие отраслевые статьи любите читать вы — и дочитываете до конца (почему?), а какие — терпеть не можете и бросаете (кстати, почему?). Не поленитесь сформулировать и записать ваши ответы. Этот список — ваш ориентир, поглядывайте в него, когда будете писать свой текст.

2. Намечаем тему. Сразу подумайте: кто захочет это прочесть? Почему они захотят это сделать? Кому это вообще интересно, кроме вас? (Отвечать надо честно — на самом деле сейчас вы не тратите своё время, а экономите его.) Вы проясните эти вопросы — и сразу станет проще: представляйте себе этих людей, когда будете писать текст. Можно даже обращаться к ним, прямо в статье.

3. Продумываем структуру. Красота вашего текста — в его структуре и продуманности. Умение создать стройную структуру не связано с тем, опытный ли вы писатель, но характеризует вас как профессионала. Выстройте свой текст так же логично и последовательно, как вы организуете свою работу. Набросайте план или схему материала, продумайте последовательность блоков, выясните для себя, как отдельные части статьи связаны друг с другом: нет ли противоречий, логических перескоков, неясных переходов.

Иногда структуру диктует сама тема — и тогда всё просто. Иногда приходится хорошенько подумать. Но задача в любом случае решаемая, и большинству авторов она под силу.

На этом этапе обычно уже само собой «копится» содержание: идеи, аргументы и тезисы. Записывайте их сразу в нужные блоки структуры. Потом, когда будете писать текст, останется просто развить мысль и уточнить формулировки.

4. Подбираем примеры. Это факты, кейсы, истории из опыта (своего или коллег) — всё то, что поможет донести ваши мысли до читателя, сделает текст доходчивее. Практическая статья без примеров — как детская книжка без картинок. Если примеров много — выберите самые яркие и наглядные.

5. Пишем текст. «Я не умею писать красиво», — так говорит нам каждый третий. И не нужно. У нас не художественный альманах. В чём красота вашего текста, мы уже выяснили в третьем пункте. А здесь — всего три простых правила.

Во-первых, не бойтесь писать просто и ясно. На самом деле как раз это самое ценное.

Замечательный пример из недавнего новостного поля: как объяснить суть скандала с панамским архивом так, чтобы понял даже пятилетний ребёнок:

«У детей есть свиньи-копилки, которые они держат в доме своего приятеля. Маме этого приятеля нет дела до того, как они получили эти деньги. Некоторые хранят копилки в чужом доме по вполне понятным и даже благородным причинам: один копит маме на подарок и не хочет портить сюрприз, другой защищает свои накопления от посягательств старшего брата. Но другие дети прячут свои копилки, чтобы скрыть своё плохое поведение — кто-то стащил карманные деньги своих друзей, а кто-то — своровал из маминой сумки. И вот теперь мамы всех этих детей узнали, что их копилки хранятся вне дома, и начинают разбираться, кто вёл себя хорошо, а кто не очень».

— пример взят с «Медузы»

Если можно понятно объяснить детсадовцу суть панамской утечки, то ясно подать отраслевую тему коллегам — задача и вовсе несложная ;)

Во-вторых, используйте слова точно. Если не уверены в значении слова — будь то термин или что-то общеупотребительное, — загляните в онлайн-словари и справочники, их легко нагуглить.

В-третьих, пишите кратко, это важно. Если вместо трёх слов достаточно одного — нужно взять одно. Лишние слова не придают веса и не делают текст серьёзнее и глубже. Они портят впечатление об авторе. И заодно усложняют нашу работу: чистить статью от словесных сорняков всё равно придётся, опубликовать неотредактированный текст — как пригласить гостей в неубранную квартиру. Подробнее об эйчарских проблемах с языком.

Если вы собираетесь писать статьи часто, осильте пару книг о языке. Они легко читаются, помогают включить языковое мышление и универсальны: полезны, что бы вы ни собрались написать.

  • Нора Галь. Слово живое и мёртвое. Отличная книга, написана давно, но задаёт верное направление и сейчас.
  • Ирина Левонтина. Русский со словарём. Размышления о том, как и почему изменяется язык. Автор делает это вдумчиво, со вкусом и без малейших признаков закоснелости и граммар-нацизма.

6. Дайте написанному тексту отлежаться. Об этой фишке знают переводчики, блогеры и журналисты (а вот новостникам не повезло, их текстам отлёживаться некогда). Неспешно перечитайте текст через день-два: за это время вы успеете от него отключиться и увидите его совсем иначе, чем раньше. Критически взгляните на то, что получилось. Может быть, вам захочется изменить формулировки, что-то сократить или дописать. Бывает и так: только теперь вы заметили логические неувязки и поняли, что структура никуда не годится, зато у вас в голове уже есть новая.

«Сойдёт и так» — слова-убийцы хорошего текста, искушение начинающего автора. Если вы поняли, как улучшить текст — сделайте это. Редактор тем более увидит его недостатки. Скорее всего, переделать удастся быстро: ведь вы уже глубоко погрузились в тему и всё продумали. Результат будет лучше — и ваша репутация эксперта только выиграет.

...и чего делать не надо

Мы уже выяснили, как делать правильно. Теперь пройдёмся по типичным ошибкам; их допускают многие. Поэтому раздел этот не менее важен, чем предыдущий.

1. Не комплексовать! Чтобы написать хорошую отраслевую статью, не нужно быть журналистом, писателем или копирайтером. Если вы профессионал и вам в самом деле есть чем поделиться, то вы справитесь. Предыдущий раздел вам поможет.

2. Не надо писать статью, если вам нечего сказать. Абстрактные тексты а-ля фрагменты из учебника — нет, это не прокатывает. Наши читатели (ваши коллеги) такое терпеть не могут, а вместе с ними и мы.

О том, что автору нечем поделиться, часто говорит уже название — слишком обобщённое, пригодное разве что для объёмистой книги. «Мотивация», «Адаптация», «Грейды», «Искусство управления персоналом» — всё это заголовки реальных текстов, которые нам присылали. Авторы считали, что раскрыть эти темы им удалось на 2–4 страницах.

Практик обычно видит очень конкретную проблему и пишет без абстракций, исходя из опыта.

3. Не надо придумывать примеры и достижения, которых не было — у вас или у компании. Мы понимаем: иногда хочется. Но всё-таки не надо ;)

4. Не надо рерайтить чужие статьи. Так делают копирайтеры, и это плохой пример. Обычно они мало знают об управлении, и у них нет отраслевого опыта, о котором стоило бы рассказать. Поэтому и приходится становиться на эту скользкую дорожку — воспроизводить новыми словами чужие и даже устаревшие мысли.

Любой эйчар, консультант и управленец находится в более выигрышной позиции, чем копирайтеры или пиарщики: у него есть свой опыт, практика. Он знает, как всё обстоит на самом деле.

Списанный (переписанный) текст всегда виден. Никакой магии — просто будни редакторской работы и опыт. Так хороший рекрутер сходу понимает, когда кандидат «приврал» себе пару лишних достижений или задним числом «повысил» зарплату.

5. Недавно знакомый студент рассказал анекдот:

— А представь, что Земля — это чей-то курсовой проект.

— Тогда понятно, почему на планете столько воды...

Так вот. Лить воду не надо. Работать водолеями умеют все, поэтому «компетенция» эта никому не интересна. Никаких «как всем известно», «многочисленные исследования показывают» и прочего в том же духе. Каждый аргумент нужно обосновать (иначе это и не аргумент вовсе): дать ссылки на конкретные исследования, назвать имена тех, кому нечто известно и так далее. Себе можете оставить только пароли и явки.

6. Не слушайте Капитана Очевидность. Не пишите в статье общеизвестного. Это делает её бесценной — в прямом смысле слова, и очень раздражает коллег и редакторов.

7. Не превращайте себя в пиарщика, не пытайтесь сделать для компании промо. Ваши статьи любят не за это ;) А если серьёзно, умная и полезная экспертная статья — это лучшее промо и для эксперта, и для его компании. Ни один «текстовый продукт» с натужно-грубоватым пиаром не получает такого отклика, как хороший и честный экспертный текст. Экспертиза может стать отличным пиаром, но статья, заряженная корпоративным промо (или навязчивым личным промо специалиста), никуда не годится: она вызывает у читателя отторжение и недоверие. Кроме того, она слишком нарочитая, чтобы действительно справляться с PR-задачами.

Заботясь о продвижении компании, вы принижаете себя как эксперта. Кстати, тексты, написанные экспертами и пиарщиками, не то что легко различить — их просто невозможно перепутать!

8. Не старайтесь понравиться. Не бойтесь отключать конформизм. Бывает, что статьи пишут с внутренней установкой на похвалы, множество лайков и всеобщее одобрение. И расстраиваются, если этого нет. И это тупик. Если ваше внутреннее убеждение не соответствует тому, что вы написали — это всегда видно: это видит редактор, это чувствует читатель. Наиболее заметно, если прочесть несколько статей одного автора: всплывают явные несостыковки, зрелость и рефлексия здесь граничат с наивностью; образ эксперта, его взгляды не складываются у читателей в целостную картину, он сам себе противоречит.

9. Не надо просить нас подобрать для вас тему. Никто лучше самого автора не знает, что именно ему близко, в чём он разбирается лучше прочих, какой его опыт особенно ценен. Если этого не знаете вы, то мы не знаем тем более. Мы предпочитаем работать с экспертами, которые сами уже поняли, для чего им трибуна.

10. Не стыдитесь ошибок (орфография, пунктуация, стилистка и пр.). Вы не в школе, а мы не учителя и не граммар-наци. Мы не выбросим вашу статью только потому, что в ней много грамматических ошибок, не будем смеяться и не станем думать о вас хуже.

Выбирая между бессодержательным текстом, написанным гладко и грамотно, и текстом полезным, но с ошибками, мы однозначно возьмём на публикацию второй. Грамотность — это хорошо. Но первично именно содержание, а всё остальное мы поможем привести в порядок. Корректура и редактура — часть нашей работы (это, кстати, отличает нас от большинства отраслевых онлайн-изданий).

Резюмируем

Хорошая отраслевая статья:

  • рассказывает коллегам о том, что им интересно узнать;

  • поднимает острые темы, о которых многие не решаются сказать вслух;

  • иногда систематизирует то, что многие уже знают — но благодаря этому тексту коллеги смогут действовать осознаннее;

  • хорошо выстроена: каждому читателю ясно, что в голове у автора полный порядок и всё по полочкам;

  • отвечает за каждый факт и аргумент, рассказывает читателям правду — и только правду;

  • написана просто и понятно, не заставляет коллег продираться сквозь словесный мусор.

Удачных текстов!

И присылайте их сюда: mikhail@hr-journal.ru

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте