HR-Journal.ru :: Эйчар-робот, или Управленческая кибериада
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Эйчар-робот, или Управленческая кибериада

© 26.06.2015
Полина Стрельцова, HR-Journal

«Наш электронный эйчар научился увольнять сотрудников. Пока тестировали — всех уволил». Это, конечно, шутка. А ниже — не шутка. О том, как одна компания хотела сделать программу для людей, а сделала — для роботов.

Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека.
Но воевать трудно.

Карл фон Клаузевиц. О войне

Стратегия и тактика бизнеса тоже, если вдуматься, не так сложны — и здравому уму вполне доступны. Но управлять хорошо всё же чертовски трудно.

Вот такой замечательный пост попался на днях в «Фейсбуке»:

Чтобы было понятнее: речь идёт об одной из многочисленных корпоративных IT‑систем, по заверению разработчиков — гибриде CRM и ERP, и даже больше — автоматизирующей всё, что только можно. Да‑да, и увольнения тоже. Хвастают, что ещё и сама нанимать умеет: «Последних 9 сотрудников у нас нанял OneBox: сам запостил вакансию, выдал задание, проверил, пригласил на работу, выдал доступ к почте и [к] самому себе».

В общем, отдыхайте, дорогие эйчары и рекрутеры, никому‑то вы больше не нужны... Или всё‑таки нужны? Вот сейчас и разберёмся.

Можно было бы воспринимать пост в юмористическом ключе: дескать, такой вот оригинальный пиар‑ход. Но поскольку в тексте есть фраза «это не шутка», я тоже попробую временно отключить чувство юмора. По серьёзу — так по серьёзу.

Сразу скажу: я за автоматизацию и технологии. И мне понятно, что в программе, скорее всего, многое можно настроить, в том числе изменить такую «мелочь», как сообщения, которыми система говорит с пользователями. Тот текст, что есть (на первом скрине), вызывает лёгкую оторопь; как прокомментировал кто‑то в «Фейсбуке», первым делом система, похоже, избавила компанию от хороших копирайтеров.

Однако ущербность я вижу в самом подходе. Почему?

Возможно, это отличное решение — для мира роботов (сразу вспоминается «Кибериада» Лема). Всё просто и логично, никаких эмоций. Но у работников‑людей эмоций в избытке, а создатели программы предпочли это проигнорировать. (Кстати, с ещё одним любителем роботов мы дискутировали здесь: Машина времени для бизнес‑тренера)

Допустим, сотрудник совсем плох и заслужил увольнение. Но уволить можно правильно или неправильно, с последствиями или без — и для компании, и для работника. Правильное увольнение всегда требует человеческого формата: разговора, обратной связи от руководителя (хотя бы краткой), разбора ошибок... Даже если общение с руководителем будет полноценным, а не сведётся к «получить расчёт, пройти юридическую процедуру увольнения и сдать ключи доступа и оборудование», то начинать всё равно лучше не с уведомления от Её Величества Системы. Да, увольнять «вживую» неприятно, и это трата времени — но необходимая: аргументированное и понятное (хотя и неприятное) решение работнику принять проще. И как раз эйчарам ясно, что дело не в абстрактном гуманизме: просто компании не нужен негатив от «бывших», этого джинна лучше держать в бутылке, не выпускать на рынок труда, а негатив после такого автоматизированного увольнения будет, не сомневайтесь.

Как я вижу проблему: разработкой системы управления людьми занялись технические специалисты, которым ближе машинная логика. И психология для них — нечто от лукавого, а все эти рассуждения о репутации работодателя, кадровом дефиците, о том, что не только компания оценивает и выбирает работника, но и он её... — тёмный лес и пустая трата времени.

Косвенный аргумент в пользу этого мнения — цитата, демонстрирующая коммуникативные навыки, вполне традиционные для технических специалистов: мысли доносятся просто, доходчиво, с риторическим перехлёстом и не очень корректно:

Уважаемые разработчики, как бы вы себя чувствовали, если бы вас уволили автоматически — как ворота закрыли? Если отлично, не видите проблемы — поздравляю, вы прекрасно адаптируетесь в мире роботов. Если же нет... значит, всё‑таки нужно делать систему для людей, и тогда придётся побольше узнать не только об управленческой логике и алгоритмах, но и о психологии управления, а заодно и о современном HRM. Да, я понимаю, что в реальности хороших образцов не так много, но вы же написали, что создаёте «полноценную систему управления бизнесом», а не какую‑нибудь «недо‑CRM»? ;) А то, что есть — это неполноценное, психически дефектный робот, высокотехнологичный велосипед с квадратными колёсами (респект, Пётр Городецкий).

P. S. Вообще-то, мы в редакции думали — стоит ли об этом писать: вдруг нечаянно реклама получится. Но решили, что нам не жалко: наши читатели — не роботы. Отнюдь ;)

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

28.11 17:46 Степан
помощь новичку (7)

Все

Комментарии

Михаил · 26 июн 2015 в 19:47
Ребята, ценнейшее же решение!!! Расцеловать разрабов. Хотите меньше конкурентов - подкиньте им ссылку на эту CRM. Увлекутся такими идеями, а там глядишь - поминай их как звали улыбка
Маргарита · 30 июн 2015 в 10:28
Мне интересно несколько моментов:
1. а в правовом поле какой страны живут указанные ребята? просто по нормам ТК РФ вот уволить невозможно, никакие KPI и их невыполнение не могут дать работодателю право уволить сотрудника. процедура увольнения как раз прописана в ТК, вот оттуда пусть бы и слизывали тогда уж, а не новый велосипед изобретать (ну и как всегда за скобками вопрос о самих KPI: а насколько они выполнимые, а насколько понятны сотрудникам, а если сотрудника перебросили на другой фронт работы, а в KPI не отразили?)
2. опоздания - а если сотруднику выдавали поручения связанные с необходимостью встреч вне офиса? как это учитывается в системе?
3. то есть руководитель сотрудника заколебется настраивать эту систему так, чтобы не увольняли поголовно всех его сотрудников либо даже не будет знать, что его сотрудника уволили))) чтож ребята прям круты )))
4. ну и последнее - зачем нам нужны HR, если наша система сама людей нанимает. да уж, ну если вы так себе представляете функционал HR специалиста, то конечно незачем ))) но ведь собеседование это очень сложная штука, пусть погуглят чтоли на досуге, об этой теме столько статей написали те же самые ИТ специалисты, которые сами проводили собеседования и понимают что это такое
Полина Стрельцова · 30 июн 2015 в 20:19
Студия украинская. Правовое поле их вряд ли интересует: по украинским законам тоже просто так не уволишь, хотя есть нюансы. Свои IT-решения (в том числе и эту систему) они предлагают широко по постсоветскому пространству, включая Россию, Белоруссию, Латвию и т. д.
Ваш баннер на этом месте