HR-Journal.ru :: Аттестации рабочих мест по условиям труда: проблемы и решения
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Аттестации рабочих мест по условиям труда: проблемы и решения

© 19.12.2012
Ольга Минченко, научный сотрудник в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

Продолжаем разговор про аттестацию рабочих мест по условиям труда. Если центральной темой предыдущей статьи Ольги Минченко были правила и порядок проведения аттестации рабочих мест, то сегодня автор рассказывает о проблемах и трудностях, которые есть в этой сфере, и предлагает несколько вариантов их решения.

Об авторе: Родилась в 1986 году в городе Пскове. В 2008 году закончила факультет государственного и муниципального управления Высшей школы экономики. С 2006 года по настоящее время работает научным сотрудником в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Специализируется на вопросах оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровне и государственной службе. За последние годы принимала участие более чем в 20 научных проектах совместно с Администрацией Президента РФ, Министерством экономического развития РФ, а так же с органами исполнительной власти города Москвы.

Количественные параметры оказания услуги

Основными количественными параметрами оказания услуги являются срок и стоимость ее оказания.

Законодательно установлена максимальная периодичность аттестации каждого рабочего места, которая составляет 5 лет. По факту работодатели сталкиваются с ней чаще: ее проведение необходимо, например, в случае создания на предприятии дополнительных рабочих мест или в случае замены производственного оборудования.

Длительность процедуры проведения аттестации рабочих мест не определена. На практике она определяется положениями заключенного между сторонами договора: заявителем и аккредитованной организацией. Кроме того, срок оказания услуги зависит также от вида рабочего места, от видов проводимых замеров.

Основным фактором, влияющим на срок оказания услуги, является количество рабочих мест. Согласно материалам исследования НИУ ВШЭ для предприятия с численностью работников 5 человек срок проведения аттестации рабочих мест будет меньше, чем для крупного предприятия с численностью более 200 человек. Среди обследованных НИУ ВШЭ организаций минимальный срок получения услуги составлял 1 день, максимальный — 14 дней.

Стоимость оказания государственной услуги фиксируется в гражданско-правовом договоре между организацией, оказывающей услуги экспертизы, и работодателем. Нормативных документов, регулирующих стоимость услуг аккредитованной организации по аттестации рабочих мест по условиям труда не существует.

В разных регионах страны затраты на проведение аттестации одного рабочего места могут сильно отличаться. Причины отличий кроются в различных характеристиках аттестуемых рабочих мест (например, офисное рабочее место или рабочее место на заводе, связанное с эксплуатацией сложного оборудования), а так же особенностях формирования предложения услуг аттестации рабочих мест в регионе.

По данным НИУ ВШЭ средняя стоимость оказания услуги по аттестации рабочих мест составляет 2200 рублей за одно рабочее место.

Данные о средней стоимости оказания услуги по аттестации позволяют оценить рынок аттестации в целом по стране. Так, согласно Трудовому кодексу РФ и приказу Минздравсоцразвития России, аттестации подлежат все рабочие места, вне зависимости от формы собственности и вида осуществляемой деятельности.

По данным Росстата, в настоящее время число занятого населения составляет около 70 млн. чел. Таким образом, затраты всех организаций на аттестацию всех рабочих мест составляют 154 млрд. руб. Учитывая необходимость проведения аттестации каждого рабочего места 1 раз в 5 лет, ежегодные затраты всех организаций на аттестацию рабочих мест, при условии выполнения требований законодательства, составляют 31 млрд. руб.

Проблемы оказания услуги

Исследование нормативных оснований оказания государственной услуги, а так же материалы исследования практики аттестации рабочих мест [7] позволяют выделить ряд проблем, связанных с оказанием услуги:

  1. Монополизация рынка аттестации рабочих мест

    Отчасти проблема монополизации связана с существованием барьеров доступа на рынок – необходимостью прохождения аккредитации по правилам Минздравсоцразвития России.

  2. Жесткие требования со стороны законодателя в области организации рабочих мест

    Существующим порядком установлен чрезвычайно широкий перечень требований к рабочим местам. Учитывая то, что сегодня идет активное переоборудование странных производственных помещений под офисы, соблюсти значение всех параметров практически невозможно. Работодатели вынуждены «договариваться» посредством неформальных платежей или же строить новые здания. Все это, конечно, сказывается на конечных ценах производимых продуктов и услуг, в результате чего каждый из нас, покупая отечественные товары, так или иначе платит за чрезвычайную жесткость требований к рабочим местам. В результате на практике аттестация рабочих мест фактически сводится к сбору денежных средств за выдачу аккредитованной организацией документов об аттестации и не оказывает существенного влияния на качество условий труда.

  3. Низкая эффективность аттестации рабочих мест с точки зрения достижения поставленных целей

    Действующий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определены 17 целей, для которых используются результаты аттестации рабочих мест. Большая часть из них направлена на улучшение условий труда работников и повышение уровня безопасности рабочих мест. Однако данные статистики свидетельствуют о том, что аттестация рабочих мест не оказывает существенного влияния на указанные показатели.

    Более того, статистика последних лет свидетельствует о негативных тенденциях в отношении качества условий труда работников. Статистический анализ данных Роструда свидетельствует, что с 2004 года по настоящее время наблюдается увеличение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

    Принимая во внимание то, что действующий порядок не претерпел кардинальных изменений по сравнению с предшествующим, в связи с его вступлением в силу не следует ожидать резкого повышения эффективности аттестации рабочих мест с точки зрения поставленных целей.

  4. Дублирование контрольных процедур при проведении аттестации рабочих мест и при проведении контрольных мероприятий Роспотребнадзором и Рострудом

    В настоящее время в рамках проведения аттестации рабочих мест (аккредитованные организации) и производственного контроля (компетенция Роспотребнадзора), работодатели фактически осуществляют аналогичные, дублирующие измерения производственных факторов.

  5. Низкая мотивация организаций к проведению аттестации рабочих мест

    Проведение аттестации рабочих мест воспринимается работодателями в первую очередь как дополнительная статья расходов, которую необходимо максимально сократить или по возможности избежать. В то же время законодательство предусматривает финансовые преференции для организаций, соблюдающих порядок аттестации. Например, организации, проведшие аттестацию своих рабочих мест по условиям труда, имеют право на получение скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того расходы на аттестацию рабочих мест могут быть учтены при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) и при расчете НДС. Однако слабая информированность работодателей об этих возможностях ведет к тому, что на практике они практически не используются.

  6. Отсутствие ответственности организации по проведению аттестации за результаты аттестации.

    Существующая система организации оказания услуг аттестации рабочих мест по условиям труда не предполагает ответственности привлекаемой аккредитованной экспертной организации за качество оказываемых работодателю услуг. Если организация ненадлежащим образом выполняет свои обязанности (ненадлежащим образом оказывает услугу), ответственность за все результаты аттестации и качество осуществляемых в ее рамках измерений в полной мере несет работодатель. В результате для работодателя повышается риск привлечения к административной ответственности при проведении контрольных мероприятий Рострудом и Роспотребнадзором.

  7. Высокий уровень бюрократизации процедуры аттестации рабочих мест

    В рамках осуществления аттестации рабочих мест предполагается подготовка большого количества отчетных документов. Так, процедура аттестации, согласно действующему приказу Минздравсоцразвития России, оформляется 11 документами, среди которых:

    1. Приказ работодателя о создании аттестационной комиссии с утвержденным составом аттестационной комиссии

    2. Утвержденный график проведения работ по аттестации, утвержденный приказом работодателя

    3. Договор между работодателем и аттестующей организацией

    4. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

    5. Карты аттестации рабочего места по условиям труда,

    6. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

    7. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам,

    8. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда

    9. Протоколы проведения оценок

    10. Протоколы проведения заседаний аттестационной комиссии

    11. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

    В зависимости от условий конкретной организации данный список может быть расширен. Значительная часть из перечисленных документов является носит формальный характер, однако они весьма объемны и их подготовка требует существенных ресурсов.

Что можно сделать?

  1. Переход от обязательной аттестации рабочих мест к добровольной с декларированием работодателями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

    На сегодняшний день аттестация рабочих мест не оказывает существенного положительного влияния на условия труда работников и не позволяет в полной мере добиться целей, установленных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Анализ данных целей показывает, что многие из них возможно реализовать иными методами, не подвергая каждое рабочее место обязательной процедуре аттестации каждые 5 лет. (см. таблицу 1

    Таблица 1. Альтернативные механизмы достижения декларируемых целей

    Цель, для достижения которой в настоящее время используются результаты аттестации

    Альтернативные механизмы реализации цели при переходе к системе добровольной аттестации

     

    1

    Разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

    Привлечение профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций, результаты проверок соответствующих государственных органов

    2

    Установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда

    Привлечение профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций, данные Росстата, данные проверок соответствующих государственных органов

    3

    Информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях

    Привлечение профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций

    4

    Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах

    Привлечение профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций, Роспотребнадзор, Роструд

    5

    Оценка профессионального риска

    Результаты проверок соответствующих государственных органов, профессиональные ассоциации

    6

    Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты

    Работодатель самостоятельно, контроль над процессом Роструд, Роспотребнадзор

    7

    Подготовка статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда

    Росстат, работодатель

    8

    Подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Работодатель, результаты проверок соответствующих государственных органов

    9

    Подготовка контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников

    Привлечение профессиональных союзов, работодатель, Роструд

    10

    Расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    Данные Росстата, привлечение профессиональных союзов и ассоциаций, работодатель

    11

    Решение вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания

    Данные Росстата, привлечение профессиональных союзов и ассоциаций, работодатель

    12

    Рассмотрение вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников

    Привлечение профессиональных союзов и ассоциаций

    13

    Санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда

    Участие в данном процессе профессиональных союзов и ассоциаций, контроль со стороны соответствующих государственных органов

    14

    Обоснование ограничений труда для отдельных категорий работников

    Росздравнадзор, профессиональные союзы и ассоциации

    15

    Приведение в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

    Роструд, профессиональные ассоциации

    16

    Обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    Роструд, профессиональные союзы и ассоциации

    17

    Сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей

    Росстат, работодатель

  2. Повышение уровня конкуренции на рынке аттестации рабочих мест путем упрощения процедуры аккредитации, предусмотренной приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Данная мера необходима в первую очередь до принятия соответствующего закона и замещения обязательной аттестации добровольной аттестацией и декларированием.

    Процедура аккредитации может быть упрощена путем сокращения перечня необходимых документов, предоставляемых заявителями в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для прохождения аккредитации.

    В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" целесообразно закрепить закрытый перечень оснований, по которым заявителю может быть оказано в аккредитации.

  3. Сокращение количества измеряемых параметров при проведении аттестации и их объединение в едином перечне

    В настоящее время аттестация рабочего места предполагает проведение в организации большого количества неоправданных инструментальных и лабораторных исследований и испытаний – замеры параметров освещения, электромагнитного излучения, уровня шума и т.д. В большинстве случаев нет никакой необходимости в их проведении, а полученные сведения являются малоинформативными. Сокращение числа измеряемых параметров позволит, во-первых, существенно упростить процедуру аттестации без потерь в качестве услуги, а во-вторых, сократить цену предоставления услуги аккредитованными организациями.

    Кроме того, в настоящее время не существует единого перечня измеряемых при проведении аттестации параметров – различные требования разбросаны по разным СанПинам, ГОСТам, руководствам и другим документам. Разобраться во всем этом многообразии способен только специалист, тесно занимающийся данными вопросами. Такая ситуация может привести к навязыванию привлекаемыми экспертными организациями дополнительных услуг, связанных с измерением различного рода параметров, что в свою очередь ведет к росту издержке организации, рабочие места которой проходят аттестацию.

    В связи с изложенным на основе существующих нормативных документов необходимо разработать единый целостный перечень измеряемых параметров с диверсификацией по разным видам предприятий и рабочих мест и дополнить данным перечнем Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", что даст работодателю более полное представление о проведении аттестации и позволит более тщательно контролировать действия привлекаемой организации.

  4. Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия

    Значительное количество сведений, получаемых сегодня от работодателя, посредством введения механизма обязательной аттестации, может быть получено контролирующими органами посредством организации межведомственного взаимодействия. В связи с этим необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия между Минздравсоцразвития Росстатом, Росприроднадзором, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, ФНС и другими ведомствами.

  5. Разработка комплекса мер по развитию профсоюзных организаций

    К целям внедрения аттестации рабочих мест относится повышение качества условий труда работников, предоставление работниками полной информации о полагающихся им надбавках и компенсациях и обеспечения возможности их получения, контроль за условиями труда на рабочих местах, отстаивание прав работников в спорах и разногласиях с работодателем и другое. Перечисленные вопросы во многом являются предметом работы профсоюзных организаций. В современных условиях профсоюзы превратились в номинальные структуры, не имеющие реальной возможности отстаивать права работников. Возрождение полноценного института профсоюзов позволит повысить качество условий труда работников без проведения обязательной процедуры аттестации рабочих мест. Целесообразно рассмотреть включение соответствующих мероприятий в перечень мероприятий Национальной программы демографического развития на 2006-2015гг.

  6. Разработка комплекса мер по повышению уровня информированности работодателей о преимуществах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

    Исследование показало, что лишь незначительная часть работодателей пользуется преимуществами проведения аттестации рабочих мест. Причины этого заключаются в первую очередь в низкой информированности работодателей о преимуществах проведения аттестации. Целесообразно организовать информационно-консультационную работу по предоставлению работодателю сведений о возможностях организаций, прошедших аттестацию, по снижению налогооблагаемой базы, а также ставок страховых взносов. Такая работа может быть организована на базе Федеральной налоговой службы РФ, предоставляющей налоговые льготы, связанные с проведением аттестации рабочих мест, Фонда социального страхования, предоставляющего скидки по страховым тарифам, Министерства здравоохранения и социального развития РФ через аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест организаци

Список использованных источников:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации

  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

  3. Материалы исследования НИУ ВШЭ >«АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МАССОВЫХ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ДЛЯ ГРАЖДАН И БИЗНЕСА В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ», 2011

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

С.В. · 15 янв 2013 в 13:46
Статья написана человеком, который не знает практической работы аттестующей организации, Роспотребнадзора, Роструда. Не надо забывать, что профсоюзы не обладают необходимым набором знаний, чтобы справиться со всем перечисленным в таблице 1.
Ваш баннер на этом месте