HR-Journal.ru :: Порядок уведомления о приёме на работу иностранных работников. Какой статус иностранного гражданина предпочтительнее для работодателя
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Порядок уведомления о приёме на работу иностранных работников. Какой статус иностранного гражданина предпочтительнее для работодателя

© 01.11.2013
Маргарита Ермолаева, старший юрист IPK Group

В условиях кадрового дефицита многие компании вынуждены нанимать иностранцев. Какие документы должен оформить работодатель, принимающий на работу гражданина другого государства? Какие сложности могут возникнуть после оформления? Что нужно знать работодателю о статусах иностранного гражданина? Подробная справочная информация с указанием юридических оснований для каждого действия подготовлена Маргаритой Ермолаевой, старшим юристом IPK Group. 

Об авторе:

Маргарита Ермолаева, старший юрист IPK Group, специалист в области трудовых отношений с иностранными гражданами. Автор одного из уровней курса повышения квалификации «Особенности оформления кадровых документов и организации кадрового делопроизводства». Разработала и ведет несколько вебинаров на актуальные темы.

Организации, планирующие принимать на работу иностранных граждан, не всегда знают, с какими вопросами и сложностями им предстоит столкнуться не только в период оформления разрешительной документации, но и уже после приёма на работу иностранцев.

Один из таких вопросов связан с порядком уведомления государственных органов о трудовых отношениях с иностранными работниками.

Рассмотрим более подробно то, о каких фактах, какие государственные органы и в какой срок необходимо уведомлять.

При приёме на работу иностранных граждан работодатель обязан уведомить Федеральную миграционную службу России, службу занятости и Федеральную налоговую службу России. Работодатель уведомляет следующие государственные органы в зависимости от статуса иностранного работника:

1. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.

Общий порядок привлечения к работе иностранных граждан, а именно необходимость оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для работодателя и разрешения на работу для иностранного работника, не распространяется на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому работодатель освобождается и от обязанности уведомлять какой-либо государственный орган о заключении трудового договора, о приёме на работу, об увольнении постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина.

2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин

Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание.

С 31 декабря 2012 года общий порядок привлечения к работе иностранных граждан, а именно необходимость оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для работодателя и разрешения на работу для иностранного работника, также не распространяется и на временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Поэтому работодатель освобождается от обязанности уведомлять какой-либо государственный орган о заключении трудового договора, о приёме на работу, об увольнении временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина.

3. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин

Временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Таким образом, временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан можно разделить на две подгруппы:

а) прибывших на основании визы;

б) прибывших в порядке, не требующем получения визы.

А. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший на основании визы

Ранее обязанность работодателя уведомлять Федеральную миграционную службу России и Федеральную налоговую службу России о приёме на работу, заключении и расторжении трудового договора была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации». Однако с 1 ноября 2010 года это постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 681». При этом какой-либо иной нормативно-правовой акт, устанавливающий такую обязанность, принят не был.

Таким образом, на сегодня не установлена обязанность работодателя уведомлять Федеральную миграционную службу России о приёме на работу, заключении и расторжении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, прибывшим на основании визы.

Вывод об отсутствии необходимости такого уведомления можно сделать также исходя из того, что Федеральная миграционная служба России, оформляя разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для работодателя и разрешение на работу для иностранного гражданина, уже уведомлена о предстоящем оформлении приёма на работу.

Также ни одним нормативно-правовым актом не установлена обязанность уведомлять и службу занятости о приёме на работу временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего на основании визы.

Однако работодатель, принявший на работу временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего на основании визы, обязан уведомить Федеральную налоговую службу России о привлечении и об использовании иностранных работников. Такое уведомление работодатель обязан направить в течение 10 дней со дня:

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;

  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;

  • получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Такое же уведомление работодатель должен направить в Федеральную налоговую службу России в течение 10 дней и в случае приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Такой порядок установлен пунктом 4 части 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Форма такого уведомления утверждена письмом ФНС РФ от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@.

Б. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в порядке, не требующем получения визы

Работодатель, привлекающий и использующий в трудовой деятельности временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, обязан уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы России и территориальный орган службы занятости о заключении трудового договора. Такая обязанность установлена пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Работодатель обязан направить уведомления в указанные органы в течение 3 рабочих дней со дня заключения трудового договора.

Уведомления направляются:

  • непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы России и территориальный орган службы занятости — по 1 экземпляру для каждого органа;

  • почтовым отправлением (письмами с объявленной ценностью и описью вложения) через ФГУП «Почта России» — по 2 экземпляра для каждого органа.

После приёма уведомления работодателю возвращается отрывная часть бланка с отметкой о приёме.

Этот порядок и форма такого уведомления утверждены Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Также указанные органы работодатель обязан уведомить в течение 3 рабочих дней о расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), а также о предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Работодатель, принявший на работу временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, также обязан уведомить Федеральную налоговую службу России о привлечении и об использовании иностранных работников. Такое уведомление работодатель обязан направить в течение 10 дней со дня:

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;

  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;

  • получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Такое же уведомление работодатель должен направить в Федеральную налоговую службу в течение 10 дней в случаях приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников либо разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Этот порядок установлен пунктом 4 части 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Форма такого уведомления утверждена письмом ФНС РФ от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@.

4. Граждане Республик Беларусь и Казахстан

Особый порядок уведомления государственных органов установлен при трудоустройстве граждан Республик Беларусь и Казахстан.

В соответствии со статьёй 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.10.2010 г., трудоустройство граждан Республик Беларусь и Казахстан осуществляется без учёта ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на работу.

Таким образом, на указанных граждан не распространяются правила и ограничения, установленные Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и они в своих трудовых правах приравниваются к гражданам Российской Федерации. Соответственно, у работодателя, принимающего на работу граждан Республик Беларусь и Казахстан, отсутствует обязанность в уведомлении об этом каких-либо государственных органов.

5. Высококвалифицированные специалисты

Ни одним нормативно-правовым актом не установлена обязанность работодателя, привлекающего и использующего труд высококвалифицированного специалиста, уведомить Федеральную миграционную службу России о приёме его на работу или заключении с ним трудового договора.

Вывод об отсутствии необходимости такого уведомления можно сделать и исходя из того, что Федеральная миграционная служба России, оформляя разрешение на работу для иностранного гражданина — высококвалифицированного специалиста, уже уведомлена о предстоящем оформлении приёма на работу.

Однако работодатель обязан уведомлять Федеральную миграционную службу России:

  • об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам;

  • о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами;

  • случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Такие уведомления необходимо направлять в Федеральную миграционную службу России ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчётным кварталом.

Этот порядок установлен пунктом 13 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

При этом такое уведомление может быть направлено работодателем на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма такого уведомления утверждена Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Также хотелось бы отметить, что Приказом Федеральной миграционной службы от 05.09.2013 № 372 внесены изменения в Приказ ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации». В соответствии с этими изменениями, с 1 января 2014 года работодатель будет обязан предоставлять в Федеральную миграционную службу России (или её территориальный орган) сведения о расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированными специалистами, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Делать это работодатель будет обязан в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора или предоставления отпуска.

Также работодатель, использующий труд высококвалифицированного иностранного специалиста, обязан уведомить Федеральную налоговую службу России о привлечении и использовании иностранных работников. Такое уведомление работодатель обязан направить в течение 10 дней со дня:

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;

  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;

  • получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Такое же уведомление работодатель должен направить в Федеральную налоговую службу в течение 10 дней в случае приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников либо разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Этот порядок установлен пунктом 4 части 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Также для работодателя, привлекающего и использующего труд высококвалифицированного специалиста, установлена дополнительная обязанность предоставлять в Федеральную миграционную службу России сведения о постановке такового высококвалифицированного специалиста на учёт в налоговых органах Российской Федерации. Уведомление об этом необходимо направить в течение 30 дней со дня получения таким специалистом разрешения на работу.

Эта обязанность закреплена в пункте 16 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работодателю перед принятием решения о приёме на работу иностранного работника стоит взвесить все «за» и «против», а также подумать, готов ли он к постоянному общению с государственными органами, неизбежному в этом случае. А приняв подобное решение, следует задуматься, иностранного гражданина с каким статусом лучше брать на работу. Ведь установленные нормы означают, что взяв на работу временно пребывающего в РФ иностранца, вы будете сталкиваться с государственными органами чаще, чем ваши коллеги, трудоустроившие, скажем, его соотечественника, но уже временно проживающего в РФ.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Наталья · 13 ноя 2013 в 19:44
То есть уведомлять о тех, кто с визами не обязаны, но если очень хочется, то обязаны...
Саид · 18 янв 2015 в 05:12
здравствуйте меня зовут Саид я студент колледжа я могу пар вопрос задавать вам а если нет то тогда извините я уже напишу : Можно ли студентов колледжа работать без паспорта РФ и без разрешения без патента .
Я хотел бы В на этот Вопрос ответили: Пожалуста.
Искренны вам: Саид
Александра · 12 сен 2015 в 14:12
При отправки уведомления в органы:фмс,службу занятости и фнс,прилагаются ли еще какие либо документы от ин-го гражданина и работодателя?
Ваш баннер на этом месте