HR-Journal.ru :: Основные изменения в трудовом и миграционном законодательстве в 2014 году
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Основные изменения в трудовом и миграционном законодательстве в 2014 году

© 22.12.2013
Маргарита Ермолаева, юрист, независимый эксперт

Изменения, ожидаемые в 2014 году в трудовом и миграционном законодательстве, можно разделить на две группы: одни уже приняты Госдумой РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года, а другие лишь могут произойти в течение 2014 года. О первых можно говорить уверенно и детально, вторые пока следует рассматривать как прогноз.​ 

Об авторе:

Маргарита Ермолаева, юрист, консультант, независимый эксперт. В 2004 году окончила Московскую государственную юридическую академию. В области трудового права работает более шести лет. Специализация — трудовые отношения организаций с иностранными гражданами. Для юристов по трудовому праву, кадровиков и HR-специалистов ведёт на Facebook страницу Your Labour Law Consultant, посвящённую новостям трудового законодательства.

Часть I. Изменения в трудовом и миграционном законодательстве, вступающие в силу в январе 2014 года

Рекомендуем кадровикам и корпоративным юристам заранее ознакомиться с теми изменениями, которые вступают в силу в трудовом и миграционном законодательстве РФ в 2014 году. Многие из них будут действовать уже с 1 января 2014 года.

  1. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с этими дополнениями с 1 января 2014 года работодатели могут принимать на работу иностранных граждан без оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, если таковые очно обучаются в российских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по основным профессиональным образовательным программам, которые имеют государственную аккредитацию.

    Также Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ дополнен статьёй 13.4, регулирующей трудовые отношения иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации в очной форме. В соответствии с новой статьёй, иностранный гражданин, обучающийся в России на очном отделении профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, имеет право осуществлять трудовую деятельность только на основании разрешения на работу. При этом разрешение на работу выдаётся сроком на один год, но не более чем на срок обучения. Однако разрешение на работу не нужно в течение каникул или в свободное от учёбы время, если иностранные граждане работают (оказывают услуги) в тех образовательных организациях, хозяйственных обществах или хозяйственных партнёрствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются.

    При этом работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности указанных иностранных граждан, будут обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган занятости населения о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с этими иностранными гражданами, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

    Обязанность уведомления лежит и на образовательной организации, в которой обучается иностранный гражданин. Образовательная организация будет обязана уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, о завершении или прекращении обучения этого иностранного гражданина в указанной образовательной организации или о предоставлении ему академического отпуска.

    Также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьёй 18.19, вводящей административную ответственность образовательной организации за неуведомление или нарушение порядка и формы уведомления территориального органа ФМС России и органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, а также ФСБ России о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина в указанной образовательной организации или о предоставлении ему академического отпуска, а также о самовольном убытии (sic!) иностранного гражданина из образовательной организации.

  2. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Так, иностранный гражданин, пребывающий на территории России на основании обыкновенной рабочей визы, вправе обучаться в образовательной организации на территории России без изменения цели въезда.

  3. Согласно приказу ФМС России от 5 сентября 2013 г. № 372, с 1 января 2014 года работодатели, расторгнувшие трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ с высококвалифицированным специалистом или предоставившие ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязаны уведомить ФМС России или её уполномоченный территориальный орган, выдавший этому специалисту разрешение на работу, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с момента (даты) расторжения договора или предоставления отпуска. Ранее уведомлять ФМС России об указанных фактах было необходимо ежеквартально.

  4. Согласно Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ, минимальный размер заработной платы в России составит 5 554 рублей в месяц.

  5. Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1191 определена на 2014 год допустимая доля иностранных работников в организациях, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории РФ.

    Так, допустимая доля:

    • в области розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, равна 15 % от общей численности работников;

    • в области спорта не должна превышать 25 % от общей численности работников организации.

    Как и ранее, не предусмотрено участие иностранных работников в розничной торговле фармацевтическими товарами, розничной торговле в палатках и на рынках, прочей розничной торговле вне магазинов — доля составляет 0 %.

    До 1 января 2014 года организации должны привести численность привлечённых иностранных работников в соответствие с установленными значениями.

  6. Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 322.2 и 322.3, а Кодекс РФ об административных правонарушениях — статьёй 19.15.2. Изменениями установлена ответственность за нарушение правил регистрации и миграционного учёта в России:

    • за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или жительства в жилом помещении в РФ;

    • фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России;

    • за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ.

    Такие нарушения будут наказываться штрафом в размере от 100 до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на тот же срок или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на тот же срок или без такового.

    За фиктивную регистрацию в Москве и Санкт-Петербурге предусмотрена повышенная ответственность.

Закон вступает в силу с 3 января 2014 года.

Часть II. Какие изменения в трудовом и миграционном законодательстве можно ожидать в 2014 году

Какие же изменения в трудовом и миграционном законодательстве стоит ожидать в течение 2014 года? На данный момент подготовлен ряд законопроектов, которые находятся на рассмотрении в Государственной думе РФ, а именно:

  1. Законопроект, в соответствии с которым в статье 357 Трудового кодекса РФ может быть закреплено право государственных инспекторов труда на обращение в суд за защитой нарушенных прав работников.

  2. Законопроект о специальной оценке условий труда, разработанный Минтрудом России. Согласно проекту, специальная оценка предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также определение уровня их воздействия на организм человека. Такая оценка должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. При этом каждому рабочему месту планируется присваивать определённый класс. Законопроектом условия труда подразделяются на оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Результаты оценки будут влиять на установление работникам гарантий и компенсаций за вредные условия труда, определение размера страховых взносов, выплачиваемых работодателем. Обязанности по проведению оценки предполагается возложить на независимую организацию, обладающую необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами.

  3. Законопроект, предусматривающий включение в Трудовой кодекс РФ статьи 349.3, устанавливающей ограничение размеров компенсаций, выходных пособий («золотых парашютов») определённым категориям работников (в том числе таким как руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер) в случае принятия собственником решения о прекращении трудового договора при отсутствии виновных действий (бездействия) с их стороны и по инициативе работодателя при смене собственника имущества организации. Предусматривается, что совокупный размер выплачиваемых работникам компенсаций, выходных пособий с учётом иных выплат в любой форме, связанных с прекращением трудового договора, не может превышать шестикратный среднемесячный заработок. Денежная компенсация за неиспользуемый отпуск выплачивается без учёта указанного ограничения.

  4. Законопроект, предлагающий дополнить Трудовой кодекс РФ статьёй о трудовых отношениях с иностранными работниками. Предлагается закрепить возможность заключения с иностранным гражданином как трудового договора на неопределённый срок, так и срочного трудового договора.

    Также предлагается закрепить необходимость включения в трудовой договор с иностранным гражданином дополнительных сведений о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство, обязанность иностранного гражданина предъявлять разрешительные документы работодателю при заключении трудового договора.

    В случаях, когда окончился срок действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников или истёк срок действия разрешительных документов, законопроект обязывает работодателя отстранить иностранного сотрудника от работы.

    В целях обеспечения временно пребывающих иностранцев медицинской помощью планируется обязать их предъявлять полис добровольного медицинского страхования при заключении трудового договора, а работодатель должен будет указать реквизиты полиса в тексте договора. Если срок полиса истечёт, то работодатель будет обязан отстранить работника до оформления нового. При этом период отстранения не может превышать одного месяца. Если по его истечении новый полис так и не будет оформлен, то трудовой договор с иностранным работником будет необходимо расторгнуть.

  5. Законопроект, предлагающий дополнить Трудовой кодекс РФ главой о введении обязательного конкурсного отбора творческих работников для заключения с ними трудовых договоров на неопределённый срок на замещение соответствующих должностей, а также регулирующий проведение подобных конкурсов.

    Конкурс будет проводиться раз в пять лет, причём в нём смогут принимать участие и прочие претенденты.

    Требование о прохождении конкурса не распространится на руководителей организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также на беременных женщин и женщин, воспитывающих детей в возрасте до трёх лет.

    Также предусматриваются специальные основания для увольнения творческих работников, такие как непрохождение конкурса и отказ самого работника от участия в нём.

  6. Законопроект, предусматривающий обязательную дактилоскопическую регистрацию при въезде на территорию России и выезде из неё иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы. Предлагается дополнить статью 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», в которой содержится перечень граждан, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

  7. Минкомсвязью России подготовлен законопроект, предусматривающий возможность для IT-компаний привлекать на работу иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов с заработной платой не менее 1 млн руб. в год по упрощённой процедуре.

  8. Законопроект, предусматривающий право работников, в том числе бывших, инициировать дело о банкротстве работодателя в случае наличия у него задолженности по выплате заработной платы. В случае банкротства работодателя требования об оплате труда работников выделяются отдельно во вторую очередь требований по текущим платежам, а остальные требования второй очереди сдвигаются в новую, третью очередь.

    При этом работодатель должен будет обратиться с заявлением должника в арбитражный суд при наличии непогашенной задолженности по заработной плате, если она возникла по причине недостаточности денежных средств и превышает по времени три месяца.

    Также законопроект предусматривает увеличение срока давности по делам об административном правонарушении, заключающемся в невыплате зарплаты, — с двух месяцев до одного года со дня его совершения.

  9. Законопроект, предусматривающий включение в Трудовой кодекс РФ статей 56.1 и 351.1, а также дополнение Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» положениями о запрете заёмного труда. Исключения будут предоставлены только частным агентствам занятости или другим юридическим лицам, которые направляют своих работников на работу к другому юридическому лицу, в случае, если одно из указанных юридических лиц осуществляет прямой или косвенный контроль над другим, т. е. холдингам. Указанные частные агентства занятости и юридические лица будут вправе направлять своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся прямым работодателем этих работников, для временного выполнения работниками определённых их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанного физического или юридического лица.

  10. Законопроект, предусматривающий включение в Трудовой кодекс РФ статьи 67.1 об обязанности работодателя оплатить работу лицу, которое было фактически допущено к работе ненадлежащим лицом, и при последующем отказе заключить трудовой договор с таким лицом. Этот же законопроект предлагает дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    • статьёй 5.27.1, предусматривающей административную ответственность за уклонение от заключения трудового договора в случае, если заключается договор гражданско-правового характера, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, а также за уклонение от оформления трудового договора в случае, если он не был своевременно или надлежащим образом оформлен;

    • статьёй 5.27.2 — за фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом и последующий отказ работодателя от заключения трудового договора.

Таким образом, в следующем году нас ждут серьёзные изменения трудового и миграционного законодательства. Возможно, какие-то из указанных выше дополнений будут утверждены уже в начале 2014 года. Нам же остаётся только следить за принятием законов и вступлением их в силу, а затем — следовать их нормам.

А пока новый год не вступил в свои права, все мы непременно пожелаем, чтобы в нём работали именно те законы, которые лишь облегчат жизнь работодателей и работников. И конечно, под бой курантов мы загадаем и что-то для себя, чтобы в наступающем году каждого из нас встречали новые ступени карьерной лестницы, зарплата радовала прибавками, а начальник был добрым и справедливым, с воодушевлением давал ход всем плодотворным идеям и поддерживал начинания.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

05.12 22:50 EKG1987
Помощь новичку (1)

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

Все

Комментарии

ДАМИР · 22 янв 2014 в 11:48
ЗДРАВСТВУЙТЕ СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА У МЕНЯ ЕСТЬ ПАТЕНТ НА РАБОТУ КАК ПРИ ЭТОМ ПРОДЛЕВАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ИЛИ ПРОСТО ОПЛАЧИВАТЬ ПАТЕНТ ЕЖЕМЕСЯЧНО .И МОЖНОЛИ ПРОДЛЕВАТЬ ПАТЕНТ ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ЕГО ДЕЙСТВИЯ СПАСИБО .
Михаил Горшков · 24 янв 2014 в 08:52
Дамир, здравствуйте.
Полагаю, помочь с ответом на Ваш вопрос может эта статья:
http://www.hr-journal.ru/articles/tz/Srok-zakonnogo-prebyvanija-v-Rossii-rabotnikov-grazhdan-SNG-na-osnovanii-razreshenija-na-rabotu-ili-patenta.html
Татьяна · 16 мар 2014 в 19:24
Здравствуйте! Подскажите, как быть - брат гражданин респ.Беларусь приехал в РФ на работу, при заключении трудового договора с него спросили дмс полис, объяснили, что это введено с 2014г. Полис выправить пока невозможно, т.к. нет регистрации (живет пока в гостинице), договор не заключают пока не будет полиса. Но изменений в Трудовом кодексе пока я не нашла, хотя и есть законопроект. Неужели без полиса дмс нельзя заключить трудовой договор? Заранее спасибо
Полина Стрельцова · 22 апр 2014 в 10:00
Татьяна, добрый день!
Без полиса ДМС заключить договор уже не получится. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 12 февраля 2014 года. Его полное название: законопроект № 393946-6 "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами". Информация об этапах рассмотрения законопроекта есть на сайте ГД (можно найти по его номеру).
Закон обязывает иностранца предъявлять работодателю при заключении трудового договора полис ДМС, действующий на территории России. Если его нет, работодатель не имеет права заключать трудовой договор.
Если трудовой договор уже заключен, но полис ДМС не был обновлён вовремя, работодатель обязан расторгнуть договор с работником.
Полис ДМС можно купить, но регистрация действительно нужна. Однако зарегистрироваться в гостинице можно.
Кстати, полис можно приобрести не только за счет работника, но и за счёт работодателя (в пользу работника).
Вадим · 19 сен 2014 в 20:49
Здравствуйте! помогите разобраться. я говорю о 115фз о правовом положении иностранцев в рф.
я гражданин украины и участник программы переселения в Псковскую область. получил рвп. моя организация направила меня в командировку в петербург на обучение в медакадемию на год. на работе сохраняется зарплата, идет стаж.
по приезду в овире в академии мне запрещают учиться! мол, рвп другого субъекта и я не имею права учиться!
что делать? правы ли они?
помогите!
Ваш баннер на этом месте