HR-Journal.ru :: Эйчары. Коллективный портрет в три четверти
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Эйчары. Коллективный портрет в три четверти

© 30.03.2014
Дмитрий Волков, HR-Journal.ru

Какие они, эйчары? Буки или няшки? Приятно ли другим работникам общаться с ними? И понимает ли персонал, чем именно занимаются HR-специалисты? Чужое мнение всегда вызывает любопытство, но спрашивать напрямую неудобно. Вот почему этим занялись мы — HR-Journal вместе с компанией «ВИЗАВИ Консалт». И готовы рассказать вам о результатах.

Человек воспринимает себя совсем не таким, каким видится окружающим. Это справедливо и в частной жизни, и на работе. Но сколь бы ни различались между собой представители одной специальности, на профессиональном коллективном портрете их лица рисуются одними и теми же красками — цветами ожиданий, представлений, стереотипов. Какими же кажутся эйчары? Что думают о них представители других профессий, коллеги по работе? Небольшой опрос, в котором участвовало около 40 респондентов, позволяет HR-специалистам взглянуть на себя со стороны.

На вопросы отвечали специалисты и руководители (от менеджера проекта и главбуха до коммерческого и финансового директоров включительно), а также административный персонал (секретари, офис-менеджеры, специалисты по АХД и др.). Опрос был подготовлен и проведён HR-Journal.ru совместно с рекрутинговой компанией «ВИЗАВИ Консалт» в начале марта этого года.

Коллективный облик HR-специалистов зависит от нескольких факторов:

  1. Какой видится их работа. Чем они занимаются, какие задачи выполняют. Чем ближе эти представления к реальности, тем менее «мифологизированным» выходит и собирательный образ.

  2. От того, есть ли у респондентов возможность понаблюдать за этими специалистами в «естественной среде обитания». Например, не все по ходу работы пересекаются с финансовыми аналитиками и маркетологами, а вот с секретарями и системным администратором знакомо большинство. У эйчаров другая особенность: впечатление от встреч с ними на этапе трудоустройства может сильно отличаться от чувств, возникающих при взаимодействии в офисных «кулуарах». Но об этом чуть позднее.

  3. От того, какие чувства оставляют встречи с этими специалистами. В общении мы непроизвольно оцениваем коммуникативные и личностные качества, приходим к выводу, что кто-то — бука, а кто-то — няшка. А потом невольно распространяем своё представление на коллег «буки» и «няшки».

На основе трёх этих блоков и был построен опрос. Готовых ответов не предлагалось, было любопытно посмотреть, какие варианты предложат сами отвечающие. В итоге это несколько усложнило обработку, зато сделало картину более многоцветной. По этой же причине небольшая выборка была предпочтительнее, чем более обширная: при ручной обработке каждой анкеты и отдельном анализе каждого «мини-сочинения» сотни анкет могли бы сделать «миссию невыполнимой».

А теперь о результатах.

А что это вы тут делаете?

Предложенный вопрос был по-школьному примитивен: «Чем, по вашему мнению, занимаются HR-специалисты?» Проза жизни да и только. И в ответах на него больших сюрпризов никто не ожидал. Однако кое-какие любопытные нюансы всё-таки проявились и здесь.

Ответы чётко разделились на те, в которых фигурировал только подбор (иногда просто в виде слов «подбор персонала», иногда с выделением отдельных этапов — «организации подбора персонала, проведения собеседований, приёма на работу»), и ответы, где подбор сочетался с другими видами HR-деятельности. Иногда респонденты награждали эйчара «альтернативным» функционалом.

Итак, 19 из 40 опрошенных (почти половина!) основным видом деятельности назвали именно подбор персонала. Четверо из них добавили к подбору ещё кадровое делопроизводство, объединив в одном лице кадровика и корпоративного рекрутера. Среди ответов не было ни адаптации, ни обучения, ни мотивации, ни прочих продвинутых задач. Эти HR-функции в компаниях опрошенных либо отсутствуют, либо осуществляются столь ненавязчиво, что их труднее заметить, чем оставить без внимания.

Приходится признать, что такие результаты отражают реалии отечественного HRM: уже несколько лет не стихают разговоры о том, что «урезанный» российский HR-менеджмент вот-вот встрепенётся и вспомнит о других своих задачах. И даже есть подвижки в этом направлении, но они пока скачут близ статистической погрешности опросов. Что ж, грустно для «внутреннего клиента» HRM.

Из 19 респондентов, накрепко «прибивших» эйчаров исключительно к подбору (и кадровому делопроизводству), подавляющее большинство (17 человек) занимают позиции рядовых специалистов (менеджеры по работе с клиентами, специалист по налогообложению, менеджер по рекламе и др.), а также представляют административный персонал (секретари, офис-менеджеры, ассистент руководителя и др.). Формулировки варьировались от «подбор», «подбор персонала + кадровая документация» до более концептуального «HR-специалисты помогают решить проблему нехватки персонала».

Как выяснилось, есть чёткая зависимость между уровнем должности, которую занимает респондент, и глубиной его представлений о работе с персоналом. Так, из руководителей лишь двое считают, что эйчары занимаются подбором и ничем кроме этого. Остальные девять руководителей (директор по развитию, руководители проектов, главбух и др.) дали подробные и развёрнутые ответы, не только перечислив различные направления HR-работы, но и поделившись собственными мыслями. Директор по развитию: «HR — работа с гораздо более серьёзным потенциалом, чем может показаться на первых этапах развития проекта».

Если вдуматься, эта зависимость логична: большинство рядовых специалистов впервые пересекаются с эйчарами тогда, когда сами ищут работу. Поэтому в их головах крепко заседает мысль, что подбор — основное занятие HR-специалиста. Далее, после трудоустройства, контакты с представителями HR-службы могут быть минимальными, а стратегическими вопросами рядовые специалисты не занимаются. Иная ситуация у руководителей. Пройдя, наряду с другими кандидатами, ряд собеседований с эйчарами при трудоустройстве, руководители и далее вынуждены с ними контактировать, и это общение уже выходит за рамки подбора. Здесь всплывают и тема кадрового резерва, и вопросы конкурентоспособности компании, и прочие стратегические материи.

Всего же развёрнуто функции HR смогли перечислить 15 респондентов. И это уже неплохо: значит, в некоторых компаниях работа в этих направлениях уже заметна. Наряду с такими традиционными функциями, как подбор, обучение, мотивация, увольнение, прозвучали и такие варианты: «создание правильного психологического климата», «решение оргвопросов», а также позабавившая нас формулировка: «смотрят за внешним видом».

Примечателен ответ директора по производству: «HR-специалисты занимаются отношениями между компаниями и персоналом, как уже работающим в компании, так и желающим трудоустроиться». Вариант сразу переводит деловое взаимодействие в область «отношений» компании и сотрудника, подводит вплотную к идеям HR-брендинга.

Ещё 6 ответов представляли собой разной степени экзотику: от наделения HR-специалиста исключительно обязанностью вести кадровое делопроизводство до ответственности за «создание комфортных условий для работы» (вариант специалиста по цифровому маркетингу), сочетание подбора персонала с ведением «соцпроектов» и прочие креативные комбинации.

Впрочем, самый яркий и откровенный вариант (автор — экспедитор) звучал так: «HR-специалисты занимаются подбором сотрудников на вакантные должности. Много сидят в Интернете, пьют кофе и сплетничают в свободное от основного занятия время (80 % рабочего дня)».

Как реагировать — задуматься или обидеться, гневно откреститься или по-человечески позавидовать коллегам, у которых такие богатые возможности для досуга, — каждый решает сам ;)

Вчера я видел вас случайно…

Нет, многие пересекаются с эйчарами в офисе отнюдь не случайно. 19 из 40 опрошенных встречаются с ними в рабочей обстановке «часто», «очень часто», «каждый день», «раз в 3–4 дня» и т. д. Причина чаще всего деловая: нужны работники в подразделение, возникают оргвопросы, которые приходится решать с эйчарами, приходится участвовать в совместных совещаниях.

Ровно столько же (19 из 40 опрошенных) пересекаются с эйчарами «редко», «почти никогда» и «очень редко». Сюда же при обработке мы отнесли варианты «1–2 раза в месяц» и «2–4 раза в год». При этом некоторые участники опроса подчеркнули, что имеют в виду именно общение в офисе, на работе, поскольку во время поиска работы сталкиваются с эйчарами постоянно.

Ещё две анкеты пришлось отбраковать из-за невнятности формулировок. Итак, результаты разделились точно поровну. Однако своё впечатление об этих специалистах имеется у всех без исключения. Можно проработать годы в бухгалтерии или IT-отделе и не пересекаться, например, с рекламщиками. Но проходить эйчарский «фильтр» при трудоустройстве приходится каждому. И это сказывается на восприятии. Собеседование — стресс для кандидата, а стойкая реакция на эйчара как фактор стресса может закрепиться надолго. Если бы первая встреча специалиста с эйчаром происходила не в условиях собеседования, возможно, и впечатление было бы иным. Но от реалий никуда не денешься. И тут самое время перейти к рассказу о том, что же думают об эйчарах другие работники.

Они не такие, как мы?

В чём мы можем быть совершенно уверены, так это в том, что мы чудовищно похожи на других людей.

Джеймс Лоуэлл

Как сказал сэр Френсис Бэкон, все люди делятся на две категории: одним легче подмечать различия, другим — сходство. Однако мы всё же просили участников опроса обратить внимание именно на различия. Вопрос звучал так: «Отличаются ли в повседневном общении HR-специалисты от остальных сотрудников компании? Если да, то чем?»

Ответы можно разделить на три группы: классические «да», «нет», «не знаю». О первом варианте мы поговорим подробнее, доли второго и третьего просто сосчитаем, с чего и начнём.

17 из 40 опрошенных отказали эйчарам в какой бы то ни было самобытности ;) Впрочем, на месте эйчаров я бы расценивал это как добрый знак, ведь профессия уже успела обрасти стереотипами, причём не самыми приятными: эйчаров по сравнению с представителями других профессий часто характеризуют как более чопорных, формальных и консервативных. Поэтому заявление, что отличий нет, уже само по себе радует. Формулировки варьировались от лаконичного «нет» до «ничем не отличаются, такие же сотрудники, как и все».

А вот ответ, который перекликается с мыслью, высказанной чуть ранее: «от сотрудников компании [эйчары] ничем не отличаются. А вот впечатление от человека на собеседовании и при работе в компании различное» (автор высказывания — менеджер по рекламе).

Ни малейшей связи с уровнем должности респондента на этот раз не обнаружилось: среди тех, кто не видит отличий эйчаров от других специалистов, есть как секретари и рядовые специалисты, так и топ-менеджеры, всех по чуть-чуть.

Глубокомысленное «не знаю» встретилось нам в анкетах 4 раза. При этом трое из четверых ранее написали, что видятся с эйчарами в офисе крайне редко. Так что им, возможно, просто не хватает эмпирического материала, чтобы делать выводы ;)

Но больше всего оказалось как раз тех, кто очень даже видит в HR-специалистах нечто особенное. Их 19 из 40, почти половина.

Некоторые отметили, что отличия есть, но не расшифровали подробно, или же «отбоярились» отпиской («поведенческий стиль, специальная профподготовка»). Кое-кому удалось при этом покорить вершины канцелярита: «функциональные обязанности вносят свои нюансы в общение». Подобных ответов было 4 (из 19). А вот остальные участники были более разговорчивы и высказывались конкретнее. И есть повод порадоваться, потому что чаще всего отмечались положительные качества.

«Хитом» стала коммуникабельность, её называли чаще других (5 анкет). Вслед за ней идут терпимость, бо́льшая внимательность к людям, тактичность и вежливость. Напомним, что готовых вариантов не предлагалось — все ответы формулировались самими участниками.

Вот несколько примеров из анкет (орфография и пунктуация сохранены. — Ред. HR-Journal.ru):

«Коммуникабельность, умение выслушать и понять проблему, позитивный настрой» (директор по маркетингу).

«Терпимее к людям, внимательнее» (менеджер по развитию бизнеса).

«Психология общения, вежливость, тактичность, дипломатичность» (бизнес-ассистент).

«Да, отличаются смелостью общения, доброжелательностью, всегда в курсе всех событий компании» (главный бухгалтер).

«Отличаются. Бо́льшая учтивость в общении, лучшая дисциплина» (руководитель проекта).

«Они несут довольно тяжёлое бремя, о котором даже и не подозревают» (директор по развитию). — Не совсем к тому, о чём спрашивали, но очень интересно. Хотя «сами не подозревают» слегка настораживает.

«Их больше интересует довольство работой, чем остальных» (специалист по рекламным коммуникациям).

«Они общительные, менее конфликтные» (офис-менеджер).

«HR-специалисты более открыты в общении, специалисты в области трудового права, и к ним всегда можно обратиться за разъяснениями вопросов трудовой дисциплины в офисе». — Проще говоря, они знают, что можно и чего нельзя делать в офисе ;)

И только в одном комментарии — от менеджера по продвижению — прозвучал традиционный упрёк в формализме: «Более формальны в сравнении с маркетингом».

Ну что ж, нам осталось сделать выводы.

  1. Половина опрошенных до сих пор сводят работу HR-специалистов исключительно к подбору, изредка добавляя к нему кадровое делопроизводство. Впрочем, это примерно соответствует реальному раскладу в отечественном HRM. Остаётся предположить, что тенденции отрасли (смещение акцента с подбора на другие направления работы) пока ещё просто не замечены остальными работниками.

  2. Руководители продемонстрировали бо́льшую осведомлённость в специфике управления персоналом, чем рядовые специалисты. Они выделяют, наряду с подбором персонала, другие направления HR-работы, в среднем включая в этот список от 3 до 5 пунктов.

  3. Отличаются ли эйчары от других специалистов? Мнения разделились почти поровну. 17 опрошенных не видят никаких отличий, в то время как 19 таковые обнаруживают. Причём в этот раз отличия отмечались преимущественно приятные. Судя по формулировкам, компаниям, где работают эти респонденты, удалось взять на работу эйчаров «с человеческим лицом». И это радует ;)

HR-Journal.ru благодарит компанию «ВИЗАВИ Консалт» за помощь в проведении опроса.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте