HR-Journal.ru :: Как составить техническое задание на разработку электронного учебного курса
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Как составить техническое задание на разработку электронного учебного курса

© 15.10.2013
Ходак Елена Ефимовна, директор по маркетингу компании «РаКурс», эксперт журнала «Работа с персоналом»

Насколько важно правильно составить техническое задание, отлично понимают в IT-отрасли. Эйчарам же иметь дело с ТЗ приходится сравнительно редко. Поэтому, написав ТЗ без должного опыта, велик риск получить, мягко говоря, «не совсем то», ещё выше — «совсем не то».  Одно из востребованных направлений HR-практики — электронное обучение. Что же должно включать в себя ТЗ на разработку электронного учебного курса, чтобы обеспечить собой желаемый результат? 

Автор о себе:

Много лет работала в кадровом бизнесе, в консалтинге. Являюсь автором более 20 публикаций: как в федеральных, так и в региональных изданиях — деловых и популярных. За плечами и успешный опыт работы в издательском бизнесе. Люблю и умею обращаться с письменным слогом, лёгким и понятным языком объяснять вещи непростые, всегда находя подходящие слова. В настоящее время — директор по маркетингу компании «Ракурс». Исследую потребности и ожидания клиентов, их предпочтения и опасения, изучаю рынок: ищу там новые возможности, поворачиваю компанию лицом к его нуждам. Особенно интересен интернет-маркетинг.

С образованием — всё хорошо: СПбГУТ (в то время — институт связи), СПбГУ (факультет менеджмента), «Президентская программа». По первой специальности я технолог (и по жизни тоже), и мне неизменно нравится укладывать хаос желаний и возможностей в рамки бизнес-процесса с предсказуемым результатом.


Виртуальное образовательное пространство, электронный корпоративный университет, корпоративный учебный портал представляют собой площадки для электронного (или дистанционного) обучения, объединяют элементы, которые можно назвать модным нынче словом e-learning.

Технологии электронного обучения уже не воспринимаются как нечто совершенно непонятное и недоступное, однако и сегодня при их использовании возникает множество вопросов. Один из них, и, наверное, самый важный — как создать электронный курс, да не просто абы какой, а хороший, качественный.

Про педагогику электронного обучения, педагогический дизайн и другие содержательные аспекты сказано много, и эта сторона вопроса сейчас активно обсуждается в e-learning-среде.

Я же хочу поговорить о более прозаических, но ничуть не менее значимых вещах: о том, какие моменты важно осветить в техническом задании на разработку электронного курса при заказе его «под ключ» у стороннего подрядчика.

Первые два вопроса, как ни банально это звучит: «Что делаем?» и «Для кого?» В более официальном варианте они превращаются в «Тему» и «Цели разработки курса». При этом цели желательно описывать в категориях вроде «сформировать у слушателей знания о…», а цели — в формате «курс предназначен для… (здесь указывается целевая категория пользователей, например, продавцов, агентов и так далее)».

Не лишним будет указать и язык курса, особенно если компания-разработчик ведёт бизнес сразу в нескольких странах.

Из специфических требований: желательно обозначить способы распространения курса. Это один из ключевых технических моментов, который определяет, каким образом будет проходить передача уроков курса: через систему дистанционного обучения, путём пересылки курса на CD и др. Если электронный курс планируется использовать в рамках системы дистанционного обучения, то желательно указать — какой именно, поскольку у каждой из платформ (или LMS, Learning Management System) есть особенности, которые необходимо учитывать. Поэтому желательно указать, что курс будет размещён, например, в Web-Tutor, Mirapolis Learning Management System или Moodle.

Желательно указать и планируемую модель обучения: будет ли это самостоятельное изучение без тьютора, когда курс полностью автономен, или нет, а также — предполагаемую длительность прохождения электронного курса. Например, 4 часа. Эти подробности необходимы в том числе и для того, чтобы разработчик мог создать качественную инструкцию для пользователя. Это особенно важно, если предполагается полностью автономное изучение курса.

Кроме того, в ТЗ крайне желательно обозначить инструмент, который подрядчик будет использовать для разработки курсов. Например, iSpring или CourseLab.

Не лишним будет описать в ТЗ порядок и сроки создания курса. Например, этапы разработки курса могут быть представлены следующей последовательностью:

  1. Подготовка пилотной версии курса (шаблон дизайна), её согласование с заказчиком (объём пилота — не более 5 слайдов).
  2. Разработка полной версии курса.
  3. Согласование полной версии курса и устранение замечаний.
  4. Передача заказчику итоговой версии курса для установки в СДО.

Естественно, необходимо указать срок сдачи готового курса.

Если разработка курса предполагает создание пилотной версии, то желательно указать, какие составляющие она включает. В числе таковых:

  • примеры оформления всех типов слайдов;
  • примеры основных видов заданий теста;
  • плейер курса с основной функциональностью.

Обычно материалы, необходимые для создания курса, передаёт разработчикам сам заказчик. Чаще всего они представлены некоторыми элементами корпоративного brandbook’а. Например, логотипами в растре (*.png).

Если курс должен состоять из нескольких частей, то желательно в ТЗ указать и это, также как и требования к проверке усвоения материалов каждой части. Например: «Проверка знаний осуществляется посредством тестов. Каждый таковой должен быть размещён в соответствующем разделе курса (по одному на тему). Также в конце курса должен быть предложен итоговый тест. На прохождение каждого испытания обучаемому даётся одна попытка».

Не лишним будет формализовать требования к плейеру курса. Например: «Плейер выполняется в стандартном дизайне исполнителя. Интерфейс должен включать в себя кнопки: “Далее”, “Назад”, “Начать тему с начала”, “Глоссарий”, “Оглавление”, “Аннотация к курсу”».

Отдельно желательно описать требования, предъявляемые к звуковому сопровождению курса. Например, простейший случай: «Звуковое сопровождение в курсе не используется».

Если заказчиком является географически распределённая компания, а электронный курс будут изучать слушатели в удалённых филиалах, то необходимо учитывать пропускные возможности интернет-каналов. Это указывается в ограничениях курса. Например: «Размер загружаемого модуля не должен превышать 50 Мб».

Также желательно обозначить требования к программному и техническому обеспечению слушателей для корректной работы с курсом. Например: «Минимальные требования для корректной работы с курсом:

  • Разрешение экрана монитора: 1024х768 или более высокое.
  • Internet Explorer версии 8 или новее.
  • Пропускная способность интернет-канала: 256 Кбит/с или выше».

Особенно это актуально для учебных заведений, планирующих привлекать удалённых слушателей.

Не лишним будет обозначить возможность и допустимость использования курса на мобильных устройствах. Например: «Использование курса на мобильных устройствах не предусмотрено». Или наоборот: «Устройства для просмотра: стационарный компьютер, ноутбук, планшет».

Также немаловажной частью ТЗ является описание состава работ исполнителя, который он выполняет по настоящему договору. Как правило, это:

  • подготовка иллюстраций для курса;
  • разработка интерактивных компонентов для курса;
  • сборка курса;
  • тестирование и отладка курса.

И в завершение желательно указать результат работы и форму его передачи заказчику. Например: «Результатом работы исполнителя является электронный учебный курс, разработанный на базе инструмента для создания курсов CourseLab 2.7. Курс предоставляется заказчику в виде проекта CourseLab 2.7 на CD-носителе».

Если все вышеуказанные элементы в ТЗ освещены, то вероятность того, что заказчик получит именно тот электронный продукт, которого он ожидал, существенно повысится, стороны будут довольны друг другом, снизится риск недопонимания, необходимости переделок и возможных конфликтов.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

28.11 17:46 Степан
помощь новичку (7)

23.11 21:02 Bomba
Деловой этикет. (3)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте