HR-Journal.ru :: Корысть бескорыстности: как использовать благотворительную деятельность в управлении персоналом
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Корысть бескорыстности: как использовать благотворительную деятельность в управлении персоналом

© 12.05.2005
Андрей Коновалов

Благотворительность в России пока что не очень поощряется - несмотря на многочисленные разговоры о необходимости серьезной поддержки благотворителей на уровне государства, реальных достижений в этом направлении не много. Поэтому «благотворят» у нас, в основном, не столько от соображений экономической целесообразности, сколько по велению совести. Однако, даже от вполне бескорыстных поступков можно получить вполне конкретную пользу. В том числе, в вопросах управления персоналом.

Спонсоры и меценаты

Практически любой учебник по маркетингу отдельным пунктом освещает варианты спонсорского участия в общественных мероприятиях. И при этом обязательно предупреждает, что есть большая разница между спонсорством и, собственно, благотворительностью.

Основная цель спонсорства - получение дополнительного рекламного эффекта от размещения своей информации на пространстве спонсируемого мероприятия. Это могут быть рекламные щиты, майки участников, упоминания в прессе, и т.д. и т.п.

Благотворительность же сводится к тому, чтобы помочь нуждающимся - деньгами или чем-то еще - и все. Особого шума никто по этому поводу никто поднимать не будет, если только сама фирма не потратится дополнительно на соответствующую рекламную компанию.

В оценках целесообразности благотворительности учебники по маркетингу несколько расходятся. Отечественные, в основном, считают это личным делом руководителя и особой ценности для компании в таком акте не усматривают. Западные книжки упоминают про социальную ответственность фирмы и обращают внимание на то, что благотворительность может косвенно поспособствовать продвижению, несколько увеличивая лояльность потребителей.

Но, в том, что маркетинговый эффект спонсорства существенно выше эффекта от благотворительности - все авторы единодушны.

Однако если зайти с другой стороны - со стороны управления персоналом, все может оказаться не так просто.

Антагонисты за зарплату

С падением социалистического строя мысль о классовом противостоянии потеряла свою актуальность. Эксплуатация человека человеком оказалась на поверку продуктивным симбиозом управленцев и исполнителей. Но смена терминов не сняла основной проблемы - крайне непростых отношений этих самых симбионтов. Что бы не говорили идеологи, основная цель любой коммерческой фирмы - получение максимальной прибыли в интересах небольшого числа владельцев бизнеса. Наемным работникам тут отводится почетная роль куриц, несущих золотые яйца - рачительный хозяин не сварит из них супа, наоборот, будет их хорошо кормить и всячески обихаживать, но яйца заберет себе.

Поэтому, степень лояльности сотрудников во многом зависит от того, насколько алчность их хозяина заметна невооруженному глазу.

И поэтому правильная мотивация персонала - это не только подстегивание людей к еще более ударному труду на благо компании, но и маскировка генеральных устремлений компании, создание у сотрудников представления, что трудятся они на себя, а не «на дядю».

В противном случае сотрудники начинают относится к работодателю именно как к бессовестному эксплуататору-кровопийце, которого, в случае чего, и раскулачить можно.

Тихие радости

Если собственники компании не являются, собственно, кровопийцами, то мысль о благотворительной помощи кому-либо вполне может найти отклик в их капиталистических душах. И эта помощь будет оказана и даже не один раз. Однако, помогая от «своего имени», человек, как правило, не стремится поведать всему миру о своем поступке. В итоге, личная благотворительность руководителей компании вполне может быть неизвестна для прочих сотрудников фирмы. Правильно ли это? Если мы говорим о личных действиях руководителя - да, вероятно, правильно. Если же речь идет о действиях от имени компании - однозначно нет. Про такие акции должен знать каждый сотрудник фирмы, и сейчас мы поговорим - почему.

Социальная ответственность и ответственная социальность

Правы отечественные учебники маркетинга, что не видят особого рекламного смысла в благотворительности. Далеки еще наши потребители от того, чтобы покупать продукцию данной компании только потому, что эта компания половину своего дохода перечисляет на поддержку голодающих бобров северной тундры. Более того, трескучие сообщения такого рода часто вызывают у наших людей хмурые подозрения - «А-а, на жалость давят, паразиты, написать-то все можно, а сами на эти деньги, поди, на Багамы катаются...» Поэтому и нет нужды предпринимателям широко освещать «снаружи» свои безвозмездные раздачи денег нуждающимся.

А вот «внутри» все наоборот.

Информация о том, что компания оказывает благотворительную помощь, самым положительным образом сказывается и на коллективе.

Во-первых, персоналу становится очевидно, что руководство компании не только о своем кармане заботится, но и делится с нуждающимися. Это способствует улучшению отношения к руководству.

Во-вторых, через благотворительность фирмы благотворителем становится каждый из ее сотрудников, ведь именно они своим трудом помогли компании заработать эти деньги.

И, наконец, в-третьих, позитивный образ компании таки формируется среди внешних потребителей, но не через рекламные мероприятия, а «ползучим» образом, через «сарафанное радио» - сотрудники рассказывают знакомым, те - своим знакомым и так далее. Этот путь формирования позитивного имиджа не является сверхбыстрым, но зато обеспечивает очень качественный результат. Во всем мире люди больше верят другим людям, а не «официальным сообщениям».

Поэтому, если вы еще не занимаетесь благотворительностью - стоит начать. А если уже начали - давайте подумаем, как правильно осветить сей факт внутри компании.

Прожектор помогания

Можно сформулировать несколько простых и эффективных рекомендаций, касающихся организации благотворительной деятельности в компании. Вот они:

1. Сделайте благотворительную деятельность регулярной.

Это вовсе не значит, что на это должна уходить большая часть прибыли вашей компании. Размер помощи в данном случае не принципиален, важно, что она осуществляется постоянно, и про нее все время можно говорить в настоящем времени. Потому что ваша помощь кому-то там три года назад уже ни кого не интересует.

2. Работайте с конкретными запросами, помогайте конкретным людям и организациям.

Не имея ничего против благотворительных фондов и других подобных организаций, отметим, что для вашего персонала в простом перечислении определенных сумм денег на их счет не будет ничего примечательного. Это слишком обезличенно - суммы, фонды, отчетность фондов и пр. Совсем другое дело - конкретный дом ребенка или приют или многодетная семья или что угодно другое. Это будет «цеплять» ваших сотрудников гораздо сильнее, чем строчка в ежеквартальной отчетности - «Перечислено в Фонд такой-то столько-то тысяч рублей». Собственно, благотворительный фонд в данном случае может выступать «наводчиком», сообщая вам, сколько, на что и кому нужно. Но работать нужно с конечными получателями помощи.

3. Разнообразьте вашу благотворительность.

Регулярность не должна быть синонимом однообразия. Трудно постоянно восхищаться ежемесячным платежом. Даже если вы постоянно помогаете одной и той же организации (напр. детский дом) - не сводите все к стандартному перечислению средств, финансируйте конкретные дела. Это могут быть - концерт, ремонт, покупка нового телефона, обустройство детской площадки, словом, что угодно, но - конкретное. Даже если ваши «благотворительные мощности» недостаточны для полного финансирования актуального мероприятия - ничего страшного, участвуйте частично, но в вашем внутреннем отчете это все равно пойдет как «Участие в финансировании ремонта детского дома», плюс фотографии того что было и того как стало, плюс фото детей, плюс интервью с директором. Это зримо и осязаемо.

4. Организуйте полное освещение вашей благотворительной деятельности среди сотрудников компании.

Выпускайте отчеты о проведенных акциях, сообщения о готовящихся. Делайте фотографии получателей, собирайте благодарные отзывы. Снимайте о проводимых акциях видеофильмы. Размещайте все это на внутреннем сайте компании, пишите об этом в корпоративной газете, вывешивайте на информационных стендах. По итогам года можно выпустить отдельную книжку отчетов и приложить ее к своим презентационным материалам.

5. Широко привлекайте сотрудников к благотворительной деятельности вашей организации.

Пусть ваш персонал чувствует свою причастность к большому делу не только опосредованно, через «общие деньги», но и через конкретные дела. Пусть сотрудники помогают искать объекты помощи. Участвуют в осуществлении контактов между компанией и помощеполучателем. Сопровождают гуманитарный груз до места назначения. И так далее. Понятно, что это должно делаться не по приказу, а по добровольному согласию.

Более того, некоторую часть благотворительности можно вообще переложить на плечи персонала. Конечно, не в смысле сбора у них денег. Помните советские «десанты» в подшефные школы, детские сады, колхозы? Тогда трудовые коллективы выезжали на прикрепленные к их предприятиям объекты и работали там уборщиками, малярами, грузчиками... Советский вариант такой помощи был вполне отвратителен для «помощников». А вот вариант современный вполне может заменить собой дорогой тренинг командообразования.

Вот такие нехитрые рекомендации. Но их реализация поможет получить ощутимую корысть от вполне, казалось бы, бескорыстного дела - оказания благотворительной помощи.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

28.11 17:46 Степан
помощь новичку (7)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте