HR-Journal.ru :: «Безопасная» тема. О некоторых извращениях в работе с персоналом
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

«Безопасная» тема. О некоторых извращениях в работе с персоналом

© 08.06.2014
Андрей Коновалов, руководитель проекта «Работа с персоналом», HR-Journal.ru

Безопасность — больная тема для российского бизнеса. Причём больная настолько, что иногда даже берут сомнения: болезнь ли это или уже «некротические явления»? А поскольку корпоративная безопасность самым тесным образом связана с управлением персоналом, то нам сам бог велел в этом вопросе разобраться.

Хранители корпоративного страха праха тела

Когда в компании возникает потребность в специальном обеспечении безопасности? Обычно это происходит в одном из двух случаев.

1. Когда обороты компании достигают такого уровня, что ей уже есть что терять. И тогда даже затраты на содержание специальных людей не идут ни в какое сравнение с размерами возможных потерь.

2. Когда параноидальные компоненты личности руководителя превышают некоторый критический порог, когда ему становится понятно, что не зря та чёрная машина уже семь минут тридцать секунд стоит на углу, а этот ужасный Петров слишком подозрительно делает какие-то непонятные ксерокопии каких-то непонятных документов.

Иногда названные причины дополняют друг друга, причудливо переплетаясь. В любом случае исход один: в компании появляются некие персонажи, в обязанности которых входит именно оно — обеспечение безопасности.

Враг у порога

Хочешь мира — готовься к войне. Так против кого, собственно, дружим? Кто тот таинственный незнакомец в чёрном плаще, что намеревается нарушить наш покой и выкрасть корпоративное знамя из под носа недремлющих часовых?

Перечень угроз обычно довольно краток. Опасность для компании представляют:

а) конкуренты (враждебные поглощения, воровство технологий...);

б) криминальные элементы (воровство, ограбления, вымогательство, мошенничество...);

в) государственные структуры (вымогательство, поглощения...);

г) собственные сотрудники компании (воровство, мошенничество, торговля секретами фирмы, порча имущества, использование ресурсов компании в личных целях, халатность...) и т. д. и т. п.

В зависимости от специфики конкретного бизнеса серьёзность этих опасностей может варьироваться. Например, ювелирный магазин или обменный пункт могут стать жертвой банальных налётчиков, а у компании-производителя конкуренты, скорее всего, постараются украсть технологии. Кроме того, вполне возможны «творческие союзы» (например, конкурентов с криминальными элементами), действующие через персонал компании.

Итак, где у компании сильнее болит, туда служба безопасности и начинает прикладывать разные лекарства. Если продолжать медицинскую аналогию, то как врач никогда не пренебрежёт назначением витаминов, советом больше двигаться и есть фруктов, так и ни один специалист по корпоративной безопасности не оставит без внимания персонал компании. И это неслучайно. Именно собственные сотрудники компании имеют наибольшую фору для причинения фирме ущерба как в результате злого умысла, так и просто от широты душевной.

Корпоративный тяни-толкай

Собственно, в этом месте и происходит пересечение интересов СБ и отдела персонала. «Персональщики» толкуют о мотивации, положительном подкреплении и корпоративном духе. «Безопасники» указывают на природную порочность человека и его естественную склонность к противоправным действиям. Для специалистов по персоналу стратегическая задача — сформировать продуктивную рабочую среду, для специалиста по безопасности — среду, затрудняющую любые злоупотребления. Если абсолютизировать эти намерения, то становится очевидным их полная полярность. Для «персональщика» идеалом является система с минимумом бюрократических препон, с максимальной доступностью всех возможных ресурсов. Для СБ идеал — скорее, полная остановка деятельности компании, потому как только на кладбище возможен по-настоящему полный контроль за «населением».

Понятно, что оба «идеала» абсурдны и нежизнеспособны. Но оба отдела изначально находятся в несколько неравноправном положении. Служба безопасности всегда, по понятным причинам, ближе «к телу» руководства. Соответственно, именно она обладает большими возможностями для влияния на корпоративную культуру компании. Рекомендации «безопасников» обычно воплощаются гораздо охотнее, чем идеи отдела персонала, тем более что первые всегда более просты в реализации.

В итоге корпоративная культура «защищённой» компании обычно несколько перекашивается в сторону запретительно-формалистических мероприятий, а служба персонала уже каким-то образом к этому присоединяется — либо разделяет, либо пытается противодействовать.

Корпоративно-оперативные мероприятия

Тут мы упомянем проявления «креатива» различных служб безопасности, которые нам удалось видеть собственными глазами. В целях обеспечения плотной работы с «личным составом» СБ различных компаний применяются:

  1. Поголовное и регулярное тестирование сотрудников на полиграфе («детектор лжи»).

  2. Организация постоянного видеонаблюдения в офисах компании.

  3. Прослушивание и фиксирование телефонных переговоров.

  4. Копирование и перлюстрация электронной почты.

  5. Ограничение точек доступа в Интернет, исключение подключённых к нему компьютеров из общей корпоративной сети.

  6. Искусственное уменьшение компьютеризации и автоматизации документооборота и бухгалтерии. Возврат к «бумажному» его варианту с целью затруднения копирования данных.

  7. Расследования подробностей частной жизни кандидатов на трудоустройство.

  8. Выборочные проверки в отношении сотрудников компании, вызывающих подозрения, либо в профилактических целях.

  9. Организация провокаций для проверки лояльности (предложение новых мест работы, оплата за разглашение каких-либо коммерческих тайн).

  10. Требование от работников при оформлении трудового договора подписать также заявление на увольнение по собственному желанию без указания даты.

  11. Поощрение доносительства.

  12. Зонирование офисного помещения с разграничением прав доступа в различные его части.

  13. Установка на компьютеры сотрудников программ-шпионов, фиксирующих действия пользователей, а также вводимые ими пароли.

  14. Физические обыски сотрудников отдельных подразделений при входе/выходе и т. д.

Кстати, очень часто СБ компаний в целях «соблюдения безопасности» преступают нормы действующего в России законодательства. Но, как говорится, безопасность дороже!

В работе корпоративных СБ обычно можно выделить три основных стиля — «от КГБ», «от МВД» и «от Бригады».

В первом случае СБ предпочитает работать незаметно. Информация собирается, проверяется, копится, анализируется. В качестве педагогической меры тому или иному сотруднику могут иногда намекнуть, что все тут «под колпаком у Мюллера», и даже продемонстрируют какие-нибудь компрометирующие его документы, которым «пока хода не дают». «Мы же понимаем, все мы люди, у всех есть слабости, зачем же мы будем хорошего работника за всякие мелочи терзать?» Вообще, о действиях такой СБ, её широких полномочиях (и даже о её наличии!) сотрудники компании могут и не подозревать до самого последнего момента.

Стиль «от МВД» характеризуется большей откровенностью действий. Такие «безопасники» тоже любят собирать и анализировать информацию, но делают это более демонстративно. Для них важно подчеркнуть собственную значимость и непоследнее место в компании, поэтому оперативные мероприятия характеризует повышенный «рекламный фон», призванный подчеркнуть нужность и важность этого подразделения. Стиль «от МВД» привносит некоторую долю нервозности в жизнь компании, поскольку персонал постоянно ощущает любопытствующий взгляд всевидящего ока, причём на самых своих интимных местах. В итоге это формирует у сотрудников ощущение противостояния их и компании.

Стиль «от Бригады» — самое грустное проявление корпоративных забот о безопасности. Как правило, такая служба не имеет достаточной квалификации (и просто интеллектуальных сил), чтобы противостоять реальным опасностям и внешним врагам, а потому оправдывает своё существование грубым профилактическим террором в отношении персонала.

Последствия безопасности

Палка всегда о двух концах, а бумеранг зачастую бьёт по голове того, кто его запустил. Действия службы безопасности в отношении сотрудников позволяют предотвратить ряд злоупотреблений со стороны последних, но часто разрушительно сказываются на лояльности персонала компании в целом. Это само по себе способствует возникновению злоупотреблений. Из компаний со свирепыми СБ люди очень часто увольняются по причине некомфортной работы, а в дальнейшем не испытывают ни малейшего уважения ни к бывшему работодателю, ни к его тайнам. Чего, собственно, любым внешним врагам и нужно.

Где счастье?

Так есть ли он, химерикон: счастливые кисельные берега, где и волки сыты, и овцы целы? Как может простой руководитель / менеджер по персоналу влиять на действия подразделения, обладающего ТАКИМИ полномочиями?

Ответ таков: необходимо чётко понять самим и приложить усилия, чтобы Большое Начальство тоже поняло, что действия СБ в любом случае являются составляющей частью управления персоналом! А это значит, что её деятельность должна определяться не только текущими задачами, но и стратегическим планом работы с персоналом. Другими словами, персональщики и СБ должны «дуть в одном направлении», иначе их усилия эффективно аннигилируют друг друга.

То есть комплекс мероприятий, реализуемых СБ, должен соответствовать действиям отдела персонала по сплочению, мотивации и пр. Точно так же действия отдела персонала должны органично вписываться в существующую парадигму обеспечения безопасности. А это значит, что эффективно сосуществовать эти два подразделения могут только в тесном и постоянном взаимодействии.

И только в этом случае обеспечение безопасности становится по-настоящему эффективным.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте