HR-Journal.ru :: Дружба с подчиненными: достижение или катастрофа?
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Дружба с подчиненными: достижение или катастрофа?

© 06.10.2008
Лесная Станислава Валерьевна

Каждый руководитель хочет, чтобы взаимоотношения с подчиненными были лишены проблем, а лучше всего – помогали коллективу работать максимально эффективно. А вот как этого добиться, мнения есть разные. Одни считают, что для сплочения команды с сотрудниками надо дружить, другие – что такая дружба до добра не доводит.

Статья будет интересна как специалистам по работе с персоналом, так и каждому руководителю, который стремится построить в коллективе эффективные взаимоотношения.

Дружба как достижение

Согласитесь: дружба, в отличие от любви, не бывает безответной. Это некое «соглашение двух сторон»: да, нам нравится быть в обществе друг друга, у нас есть общие интересы, и мы готовы друг другу помогать. Поэтому руководитель, умеющий такие «соглашения» заключать, вызывать дружеские чувства – как минимум, человек не черствый, а понимающий людей.

Что хорошего находят в таком подходе к управлению коллективом руководители?

1. Доверие

Дружеские отношения – это отношения всегда доверительные. Люди испытали друг друга, прошли какие-то проверочные ситуации, и теперь знают, что удара в спину не будет. Доверие – это спокойная атмосфера в коллективе, без сплетен и страхов. Не надо стоять, как надзиратель над трудягами, или устанавливать дорогостоящее оборудование слежения за персоналом, программы контроля траффика. Все знают: работа будет сделана вовремя, и нужного качества. Если работаешь «на чужого дядю», то далеко не все сотрудники проявляют сознательность, к сожалению, частенько в почете «халтура», хитрость с выгодой для себя. Ну а если руководитель твой друг – то друзей у нас обманывать не принято.

2. Готовность выполнять просьбы

Менеджеры по работе с персоналом с ног сбиваются, ищут эффективные методы нематериальной мотивации. А тут такая замечательная возможность – дружеские отношения. Железный аргумент: «ну ты же мне друг, сделай, пожалуйста!» Сходи в нерабочее время туда-то, доделай то-то, ну посиди еще полчасика, ну нам же проект сдавать... На премиях можно сэкономить. А мотивировать огромной благодарностью и всесторонней поддержкой со своей стороны.

3. Открытость

Друзья обычно делятся друг с другом успехами и трудностями. Сложно управлять коллективом, в котором все закрылись, «окопались» в своих «норках». Обязанности человек выполняет, но слова лишнего не скажет, кто его знает, что у него на душе. Может, его уже конкуренты переманивают, думает, переходить или нет. А может, непонимание с кем-нибудь из коллег, терпит, сцепив зубы, а потом надоест – развернется и уйдет, или скандал устроит. Дружеские отношения позволяют открыто поговорить с сотрудником, расспросить. Если руководитель умеет провести откровенный разговор, сотрудники готовы перед ним открываться, спрашивать совета – это, безусловно, достижение.

Итак, часть руководителей считает, что дружба с подчиненными принесет им пользу, и стараются выстраивать именно такие отношения. Но на этом пути их подстерегает множество «подводных камней». Еще вчера такие задушевные и надежные друзья, сегодня сотрудники вдруг становятся неуправляемыми.

Дружба как катастрофа

Что может произойти, если руководитель стал «своим в доску», «классным парнем», к которому всегда можно по-дружески забежать на чашечку кофе?

1. Потеря авторитета

Друг – это равный по статусу. С ним можно посмеяться, побеседовать, посоветоваться, классно провести время. Но друг не обязан вам подчиняться, он может слушать ваши советы, а может и не слушать. Если вместо выполнения распоряжений сотрудник начинает с Вами спорить, или панибратски похлопывает по плечу и говорит «ой, что-то я устал сегодня, давай лучше по чайку, а?» — все, вам «сели на голову», это уже не работа.

2. Перевешивание проблем

Приходит к Вам друг искренне поделиться своими проблемами: дома ремонт, дети болеют, собаку надо везти на прививки, да мало ли что еще. Вы ему сочувствуете, конечно, и он тут же: ну отпусти пораньше, ты же знаешь, как мне нужно! Ладно раз, другой. А если постоянно? Привыкание наступает быстро, потом и опоздания в норму входят: «ой, ну там такие классные колготки продавали, я тебе сейчас покажу! все ж некогда заскочить... ты же понимаешь, я не могла пройти мимо!».

3. Фамильярность

Некоторые люди любят хвастаться дружбой с начальством. А для убедительности, какие вы замечательные друзья, надо это еще и продемонстрировать: прилюдно спросить «ну как ты после вчерашнего?», похлопать по плечу, поинтересоваться успехами сына в секции айкидо... В общем, показать свою осведомленность. Ее можно демонстрировать и в Ваше отсутствие, выбалтывая подробности частной жизни. А потом сотрудники хихикают, глядя Вам вслед, и дружно замолкают при Вашем появлении.

4. Обиды

Друзья должны друг другу помогать, это всем известно. Так что от Вас теперь ждут помощи и понимания, а никак не выговоров и штрафов. Проблема нарастает: дисциплина рушится, работа делается спустя рукава, а сказать слово поперек нельзя – обидится! В конце концов, все равно придется это останавливать, или вышестоящее начальство за такую «качественную» работу уволит кого-то из вас. Или сразу обоих, ради вашей крепкой дружбы.

Рождается закономерный вопрос: что же делать. Хочется видеть все положительные стороны дружеских отношений с подчиненными, а негативных избежать. Возможно ли это?

Уважение и эффективное управление

Давайте посмотрим: все перечисленные плюсы, которые дает дружба – возможны только при дружеских отношениях? Совсем нет! Отношения могут быть иерархичными, и при этом иметь все преимущества, названные выше, и многие другие.

Доверие, открытость: если руководитель является авторитетом, его уважают как профессионала и как человека, признают силу, то его не станут обманывать. Хорошему наставнику люди будут готовы открываться, они сами заинтересованы получить рекомендации и научиться делать нечто лучше, чем сейчас. То же самое с выполнением просьб. Правда, если сотрудник почувствует, что им манипулируют, все желание идти Вам навстречу быстро закончится. А если Вы действительно заботитесь о подчиненных, обучаете, относитесь по-человечески – практически у всех в ответ возникает естественная благодарность и желание чем-то помочь. Главное, все это без «побочных эффектов» дружеских одолжений, когда потом «жилетку» и ответные одолжения могли бы требовать от Вас.

Вот небольшой список практических действий, которые Вы можете предпринять, чтобы построить действительно эффективные взаимоотношения с подчиненными. Конечно же, начинать нужно с себя.

1. Найдите свою роль

Представьте максимально четко и подробно, каким руководителем Вы хотите быть в глазах Ваших подчиненных. На чем основывается Ваш авторитет, что Вы знаете, умеете, чего достигли – в общем, почему руководитель именно Вы. И каждый из сотрудников должен это понимать: за какие заслуги возникает уважение, чему у Вас можно научиться.

2. Найдите роль своим подчиненным

Они для Вас кто – дети малые, нерадивые бездари, или хорошие специалисты. Может, они еще начинающие и подающие надежды, а может, уже заслуженные. Главное – их тоже есть за что уважать (если человек вообще ничего не умеет и надежд не подает – так его и держать в коллективе незачем, верно?).

3. Сформулируйте цель. К каким отношениям со своими сотрудниками Вы хотите прийти, как все это должно выглядеть. Представьте, что в недалеком будущем Вы снимаете рекламный ролик о вашем коллективе, чтобы отправить его на конкурс «Лучшая команда», и у Вас есть все шансы на победу. Что будет в этом ролике? Когда цель ясна (сначала Вам, потом всему коллективу) – понятно, что нужно строить, а от чего избавляться.

4. Установите дистанцию

Руководитель для подчиненных должен быть в роли вышестоящего, а вот насколько выше – правильные ответы могут быть разными. Кто-то предпочитает быть легендарной личностью на небесно недосягаемой высоте, кто-то – идти лишь на шаг впереди, вникая во все вопросы коллектива и вместе преодолевая преграды. Плюс множество промежуточных вариантов. Какой вариант будет самым эффективным именно в Вашем коллективе – решать Вам.

5. Держите дистанцию

Не стоит рассчитывать, что все сразу все поймут и начнут делать. Не надейтесь слишком уж на людей, помните, что построение эффективных взаимоотношений с подчиненными зависит в первую очередь от Вас. Сталкиваясь с различными «отклонениями от курса», нужно планомерно возвращать все на свои места, и скоро выбранная Вами дистанция станет для всех привычной и комфортной. Конечно, Вы можете и менять эту дистанцию, если это дает нужный эффект. Необходимо подчеркивать, показывать сотрудникам, почему достигаются те или иные успехи – в частности, благодаря той системе взаимоотношений, которую вы вместе смогли построить.

6. Действуйте последовательно

Если Вы хотите, чтобы Вас ценили как наставника и профессионала, но не выделяете время на обучение персонала, сами профессионально не растете, или никому не показываете свои достижения – вряд ли это будет вызывать уважение. Старайтесь действовать как мудрый руководитель, своевременно поощрять и наказывать, по правилам, не делая каких-либо исключений. Справедливость и последовательность в действиях также вызывают уважение.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте