HR-Journal.ru :: Тренинговая экспансия
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Тренинговая экспансия

© 31.10.2005
Владимир Правоторов, Журнал "Кадровый менеджмент"

Региональный тренинговый рынок динамично развивается. Эксперты отмечают рост числа собственных обучающих компаний и тренеров в крупных городах, а также повышение качества их услуг. Однако спрос на услуги московских и петербургских тренинговых компаний не ослабевает – в регионах по-прежнему ценят оригинальные столичные и западные методики, а также тренеров-звезд.

Уровень интереса к тренингу, как правило, напрямую коррелирует с экономическим состоянием региона и, следовательно, с наличием платежеспособного спроса. Рост экономики определил довольно высокую активность компаний на рынке тренинговых услуг. Если 3–5 лет назад основным заказчиком выступал Екатеринбург, то в настоящее время семинары проходят фактически в любом городе с населением более 500 тыс. жителей. Самыми активными с этой точки зрения городами эксперты признают Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Нижний Новгород, Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Иркутск, Ростовна-Дону, Тюмень, Волгоград.

Большим потенциалом обладают и страны СНГ. Столичные провайдеры активно работают в Украине (в основном Киев, иногда – Харьков, Днепропетровск, города Запорожья), а также постепенно открывают для себя Казахстан. Причем по активности и емкости рынки тренинговых услуг Киева и Алма-Аты превосходят рынки многих российских городов-миллионников.

И все же, по словам Марка Кукушкина, директора компании «Тренинг-Бутик», ректора Открытого тренерского университета, местные тренинговые компании готовы удовлетворять потребности местных же компаний-заказчиков лишь на 60–80%. Остальное – это доля крупных московских и петербургских тренинговых агентств. И доля эта, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем.

Деятельность столичных провайдеров обучающих услуг для персонала обычно протекает в двух направлениях – это или непосредственное присутствие на региональном рынке и проведение тренингов собственными силами («организатор семинаров»), или обучение партнеров в регионе, то есть тренинг тренера («транслятор»). «Второй способ обычно сопровождается «прививкой» оригинальной технологии партнеру, после чего уже он начинает обучение персонала в регионе, отчисляя столичной компании определенный процент (royalty), – объясняет Александр Литягин, президент компании Human Resource Capital. – Причем компания может быть одновременно как «транслятором», так и «организатором» тренингов».

Пожалуй, можно выделить еще и третий вид присутствия столичных тренинговых агентств в регионах. Крупные холдинговые структуры обычно заказывают весь комплекс кадровых услуг, в который входит и обучение персонала, у какой-то одной организации. Наличие разветвленной филиальной сети создает так называемый «территориально распределенный персонал». Для эффективного управления таким персоналом необходима автоматизация всех процессов управления, включая и обучение, в каждом подразделении. «Уже сейчас многие HR-менеджеры в регионах гораздо активнее своих московских коллег в вопросах автоматизации кадровых процессов, – считает Евгений Кучик, генеральный директор компании «БОСС. Кадровые системы». – Если говорить об опыте нашей организации, то случалось и такое, что сначала региональные филиалы выступали инициаторами внедрения системы, а затем уже к этому процессу подключалась головная компания. Уровень автоматизации управления человеческими ресурсами в регионах обязательно будет год от года повышаться».

Реалии таковы, что сегодня происходит сегментация регионального рынка тренинговых услуг, а также дифференциация компаний по областям специализации, клиентам, уровню качества и цен. Так, например, во многих регионах выделяются компании, работающие только в сегменте «премиум». Подругому это называется «прокат высококлассных тренеров», например, из Москвы или Санкт-Петербурга. «Интересно, что в ряде регионов мне известны компании (чаще лидеры рынка), которые принципиально обучают сотрудников только в Москве и за рубежом», – отмечает Марк Кукушкин.

В то же время повышается и качество подготовки региональных тренеров. Эта тенденция, по мнению специалистов, очень важна. В значительной степени она основывается на росте числа корпоративных тренеров (федеральных или международных компаний) в регионах. Качество их подготовки, как правило, достаточно высокое. «Еще одним преимуществом тренинговых компаний в регионах является то, что они часто выстраивают отношения с клиентами более бережно, чем столичные конкуренты, – отмечает Мрак Кукушкин. – В буквальном смысле – зная и чувствуя каждого». Однако московские тренинговые компании не боятся конкуренции со стороны местных провайдеров. «Для того чтобы оказывать качественные услуги по обучению, необходимо владеть технологией – либо зарубежного, либо столичного масштаба, – уверен Александр Литягин. – В регионах нас пугает не конкуренция, а масштабы воровства. Слишком много тренеров, которые читают курсы с использованием технологий, авторами которых они не являются. И более того, они даже не являются их сертифицированными преподавателями».

Кроме того, региональные и московские компании часто действуют в своих рыночных нишах, которые не пересекаются. «Местные провайдеры тренинговых услуг, как правило, способны закрыть разовые, «точечные» потребности компаний в обучении персонала, в то время как крупный столичный тренинговый провайдер имеет все возможности, для того чтобы провести системное комплексное обучение большого числа сотрудников по долгосрочным программам», – утверждает Светлана Пылаева, менеджер по работе с клиентами компании MTI.

По структуре проводимых тренингов региональная ситуация напоминает столичную (правда, с запаздыванием городов-миллионников на 2–3 года): лидирует обучение продажам, за ним по популярности следуют тренинги менеджерских навыков, тренинги по командообразованию и специализированные курсы. При этом структура спроса становится все более сложной: расширяется продуктовая линейка (что вызвано увеличением как спроса, так и предложения), к обучению привлекаются новые группы персонала. Несмотря на то что по мере удаления от Москвы и Санкт-Петербурга темы обучения становятся проще, региональная аудитория достаточно хорошо разбирается в предмете, и продать вчерашние знания, как это пытаются делать иные столичные тренеры, уже не получается.

Что касается топ-менеджмента крупных региональных и федеральных (сетевых) компаний, то эта доля рынка почти вся за Москвой и Западом – обучать высших руководителей у местных провайдеров компании пока не решаются и, по мнению экспертов, не решатся еще долго. Дополнительным средством продвижения в регионы для тренинговых компаний становится создание учебных материалов: книг, фильмов, дисков. Складываются также и региональные тренинговые бренды. Более того, сильные местные преподаватели нередко преподают и за границами своего региона. Цены на корпоративное обучение в городах-миллионниках, как правило, в 1,5–2 раза ниже, чем в Москве, равно как и гонорар тренеров, который в Москве составляет $1–2 тысячи в день.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте