HR-Journal.ru :: Специфика обучения менеджеров
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Специфика обучения менеджеров

© 14.11.2006
Вера Кобзева, свободно практикующий бизнес-тренер, сертифицированный коуч, кандидат социологических наук, www.kobzeva.ru HR-Journal.ru

Не будет преувеличением сказать, что мы живем в эпоху инновационной гонки, азарта прогресса, шквала нововведений. По данным ЮНЕСКО, в современных условиях любая сумма знаний устаревает в течение трех — пяти лет. То, что менеджеры знали несколько лет назад, сейчас уже неактуально, а возможно, даже вредно. В образовательных учреждениях появилось много новых дисциплин и учебных предметов. Бизнес-среда настойчиво требует от современных менеджеров новых форм поведения. В условиях окружающей «турбулентности» речь не может идти об освоении некой основополагающей формулы, при помощи которой можно было бы справиться с быстрыми переменами. Жизнь диктует, что менеджеры должны учиться искусству адаптации и тому, как надо учиться. Большинство ученых едины во мнении: «В будущем безграмотным будет считаться не тот, кто не сможет читать и писать, а тот, кто не сможет учиться, забывать, что учил и переучиваться».

Поскольку новая реальность – это изменения, бизнес-организации и их менеджеры должны быть подготовлены к ним и обладать способностью меняться самим. Чтобы «принять изменения с распростертыми объятиями», адаптироваться к постоянно изменяющейся среде и соответствовать вызовам времени, бизнес-организациям и их персоналу необходимо постоянно учиться и извлекать уроки из того, чему они научились. На основе обучения в организации и принимаются решения по выбору: стратегий и тактик, организации и планирования, взаимоотношений с персоналом, партнерами, клиентами и проч. Для успеха бизнес-организации на рынке сами по себе эти решения должны являться предметом постоянного изучения, анализа и пересмотра. Таким образом, если в бизнес-организации есть барьеры на пути обучения, то они являются барьерами на пути выживания и устойчивого развития организации.

Обучение менеджеров имеет свою специфику. Руководителю как заказчику обучения важно четко представлять, в чем она заключается. Это поможет выбирать необходимое обучение, эффективных ведущих и предвидеть возможные реакции обучающихся менеджеров.

Речь идет об обучении именно на менеджеров по причине важности их должностной позиции в современных бизнес-организациях. Зачастую именно менеджеры являются ключевыми фигурами. Почти всегда именно они выступают в роли потребителей тренинговых услуг для себя лично и своих подчиненных. Оттого, насколько сами менеджеры прогрессивны, обучены и гибки, зависит успешность всей бизнес-организации.

В современных российских бизнес-организациях термин «менеджер» прочно вошел в словарный обиход, заменив используемые ранее слова «руководитель», «директор». Понятие «менеджер» означает руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности бизнес-организации.

Одной из специфических черт обучения менеджеров является их сопротивление обучению. Как говорится, «Науку в голову не вобьешь, коли охоты не будет». Сопротивление может иметь различные источники на различных уровнях организации. Примечателен парадокс, обучение необходимо менеджерам потому, что существующие установки, модели поведения неэффективны. В то же время, предлагаемые в процессе обучения новые установки, модели поведения не являются нормой для организации, и поэтому менеджеры чувствуют разрыв между содержанием обучения и организационной реальностью. В результате они скептически относятся к процессу и содержанию обучения.

Типична ситуация возникновения конфликта между ценностями, идеями, подходами, предлагаемыми в процессе обучения и структурой организации, а так же ее корпоративной культурой. Например, ведущий в учебном курсе по управлению человеческим ресурсами убедительно обосновал такие ценности как, новаторство менеджера, творческий подход, готовность к риску, а участники обучения представляют организационную структуру с жесткой иерархией. В их организационной реальности успех определяется исполнительностью, почтительностью, консерватизмом. Налицо противоречие. Эти менеджеры в процессе обучения, скорее всего, сделают для себя вывод, что для выживания в своей бизнес-организации, они должны избегать всего нового, следовать уже известной и проверенной ими безопасной практике работы.

Особенность обучения менеджеров заключается и в том, что менеджеры учатся постоянно, даже когда они не посещают специально организованное обучение. Они учатся тому, как действовать в своей организационной среде, как выжить в ней. Это обучение может противоречить содержанию специально организованного обучения. Вопрос не в том, что менеджеры не хотят учиться, а в том, что они уже много и упорно учились. Менеджеры досконально изучили, что к чему в их бизнес-организации. Эти уроки зачастую и мешают им быть открытыми к новым программам обучения.

Менеджеры, действующие в рамках организационных структур, где доминируют понятия оценки, вознаграждения и власти, скорее всего, будут более расположены к обучению, если поймут, что усвоенные ими ЗУНК будут представлять собой ценность в их организации и будут востребованы. Важно, чтобы в результате обучения менеджеры осознали, что новые ЗУНК помогут в их профессиональной реальности.

Менеджеры могут сопротивляться обучению и внедряемым новшествам по двум связанным между собой причинам. Во-первых, из-за боязни новшеств как источника осложнений для них лично и для их подразделений. Во-вторых, из-за недоверия и подозрительности по отношению к тем, кто эти новшества инициирует. В некоторых организациях обучение может превратиться из нейтрального в политизированный процесс. В этом случае к новым знаниям, подходам, методикам менеджеры относятся с недоверием. Они подозревают, что всё новое отражает приоритеты других подразделений, ведет к перераспределению ресурсов и изменению привычного положения дел.

Руководителю, выступающему в роли заказчика обучения, имеет смысл обсудить специфические черты обучения менеджеров с ведущим обучение. Стоит определить, как будет преодолено сопротивление и недоверие менеджеров по отношению к планируемому обучению. Иногда руководитель и слышать не хочет, что его менеджеры могут сопротивляться обучению. «Где угодно, но только не у меня в организации. Кто угодно, но только не мои менеджеры. Они все только и мечтают поучиться, узнать новое!» — примерно так рассуждают некоторые руководители. Это заблуждение можно проиллюстрировать пословицей «Не видеть дальше собственного носа». В любом случае необходимы специальные меры по снятию сопротивления. Эти меры осуществляет и руководитель, и ведущий обучение.

Иногда руководители спрашивают: «А могут ли вообще взрослые люди успешно учиться?»

Долгое время теоретики и практики образования считали, что взрослые люди не способны успешно обучаться. В психологической среде даже бытовало мнение о том, что зрелость человека – это возраст, характеризующийся «психологической окаменелостью», то есть неспособностью к позитивным изменениям.

Естественно, с возрастом некоторые психофизиологические функции организма, связанные с процессом обучения ослабевают: снижается зрение, слух, ухудшается память, быстрота и гибкость мышления, замедляется быстрота реакции. Однако большинство современных ученых считают, что эти негативные явления возникают после 50 лет. И наряду с ними появляются и позитивные качества, помогающие обучению: жизненный опыт, рациональность, склонность к анализу и др. Исследования показывают, что в тех случаях, когда при обучении важна глубина понимания, осмысления, способность наблюдать, делать обобщения, выводы, людям в возрасте это удается лучше, чем молодым. Однако при этом во всех случаях люди в возрасте проигрывают молодым в быстроте и скорости усвоения материала, выполнении учебных упражнений и т.п.

Известный психолог Б.Г. Ананьев, основываясь на многочисленных исследованиях отечественных психофизиологов, сделал вывод, что «в ходе развития взрослого человека возрастает степень обучаемости при некотором замедлении интеллектуальных реакций» (Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.М., 1972).

Руководителям и бизнес-тренерам необходимо также знать ответ на вопрос: Каковы же главные трудности взрослых в процессе обучения?

Ученые, исследующие процесс обучения взрослых, утверждают, что главные трудности в обучении взрослого человека носят психологический характер. Говоря об основных потребностях личности, А. Маслоу отмечал, что «потребность в знании...интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности». По его мнению, происходит «диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством» (Maslow A.H. Toward a Psychology of Being . N.Y., 1968).

Каковы причины такой ситуации? С одной стороны, взрослые стремятся к жизненно необходимой цели, жаждут ее достичь, внести положительные изменения в свою жизнь, работу, социальное положение. С другой стороны, у них есть страх перед взятой на себя ответственностью за учебу: привычка к стабильному устоявшемуся положению вещей вступает в противоречие с неизбежными грядущими изменениями. Взрослых беспокоят сомнения в своих способностях к обучению, страх, что в процессе обучения выявится их неграмотность, неумение учиться, что неизбежное при этом сравнение с другими обучающимися будет не в их пользу.

Руководителю, выступающему в качестве заказчика обучения в организации, можно порекомендовать держать перед глазами как памятку 10 качеств, являющихся признаками эффективного менеджера (Пирсон Б. Краткий курс МВА. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления, М., Альпина Бизнес Букс, 2005). Такой список качеств будет полезным для принятия решения о необходимом обучении.

  • Четко указывать направление.

  • Не только говорить, но и слушать.

  • Демонстрировать честность.

  • Подбирать способных людей.

  • Учить и поддерживать подчиненных.

  • Давать объективную оценку.

  • Осуществлять постоянный контроль.

  • Понимать финансовые последствия решений.

  • Поощрять новые идеи и новшества.

  • Отдавать четкие приказы, когда необходимо.

Важно также обратить внимание на навыковую составляющую бизнес-тренингов для менеджеров. Чтобы не получилось как в русской пословице: «Всему учен, только не изловчён».

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте