HR-Journal.ru :: Как поддержать позитивные тренинговые эффекты?
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Как поддержать позитивные тренинговые эффекты?

© 11.09.2006
Вера Кобзева, свободно практикующий бизнес-тренер, сертифицированный коуч, кандидат социологических наук, HR-Journal.ru

«Куй железо, пока горячо». Эта народная мудрость вполне применима к позитивным тренинговым эффектам. Она точно указывает, что после того, как завершился бизнес-тренинг, нельзя почивать на лаврах. Руководителю, выступающему заказчиком обучения, HR-специалистам и бизнес-тренеру необходимо продумать и осуществить действия, которые стимулируют сотрудников после бизнес-тренинга применять новые ЗУН, полученные в процессе обучения. Иначе бывшие участники обучения погрузятся в повседневность профессиональных обязанностей и рабочую рутину и есть риск, что новые ЗУН станут неактуальными.

Зачем поддерживать позитивные тренинговые эффекты?

Во-первых, данные многочисленных исследований показывают, что 90% выученного в ходе учебного курса материала забывается в течение 30 дней, а 60% забывается по прошествии одного часа. Есть также убедительные данные о том, что в среднем только 10 – 20% обучения в форме тренинга, переносится сотрудниками бизнес-организаций в профессиональную деятельность и применяется на рабочем месте («Коучинг в обучении: практические методы и техники». СПб, Питер, 2003). Примечательно также, что более половины участников тренингов говорят, «что уже раньше знали большую или значительную часть их содержания», треть сотрудников считают, что «тренинг вообще не оказал влияния на их компетентность и трудовые навыки», и лишь 2% сообщают о том, что «тренинг открыл им новые горизонты развития».

Во-вторых. Пословица утверждает: «Кукушка – не ястреб, а недоучка – не мастер». Это изречение подходит к участникам бизнес-тренинга. В некотором смысле после бизнес-тренинга сотрудники – это, говоря условно, «недоучки». То есть, они вооружены новыми ЗУНК, но зачастую им не совсем понятно, как эти новые ЗУНК применить в своей профессиональной реальности или есть нечто, что не позволяет это сделать. Бизнес-тренинг – это процедура обучения. И подчас, даже при профессионально проведенном бизнес-тренинге существует пусть небольшой, но разрыв между тем, что происходило в тренинговой комнате и тем, что происходит на рабочем месте сотрудника.

И, в-третьих, даже если программа бизнес-тренинга выполнена полностью, не всегда удается охватить целиком круг вопросов по теме тренинга. Неизбежно возникают новые вопросы и обнаруживаются новые аспекты темы. Обычно в ходе обучения происходит знакомство с предметом тренинга и задается направление дальнейшего развития в изучаемой теме. У профессионального бизнес-тренера всегда остается то, что еще, кроме утвержденной программы бизнес-тренинга, кажется важным донести до участников обучения, к чему привлечь внимание, обсудить или потренировать.

В-четвертых, часто бывает, что организационная культура компании не готова воспринять и поддержать изменения, произошедшие с сотрудниками в ходе бизнес-тренинга. Например, модели поведения, освоенные на тренинге, могут приходить в противоречие с требованиями непосредственного руководителя. Или может быть так, что часть сотрудников готова использовать новые приемы работы, а часть сотрудников проявляет скепсис и иронию.

В-пятых, у активных, энергичных, думающих сотрудников после применения новых ЗУН и проверки на практике новых приемов работы, обычно появляется необходимость обсудить «что работает, а что – нет». Такие участники проведенного обучения, осмыслив, подумав, проанализировав полученные на тренинге ЗУН, хотят задать тренеру и коллегам вопросы, обменяться опытом, находясь уже на новом уровне понимания и владения деловыми навыками.

Вот основные причины, по которым необходимо специально поддерживать позитивные тренинговые эффекты.

Как поддержать позитивные тренинговые эффекты?

Посттренинг, являющийся обучениемПосттренинг, не являющийся обучением
ТренингСоздание Стандартов
СеминарОценка персонала
Бизнес-мастерскаяПрограмма «Неизвестный Покупатель»
Разбор трудных ситуацийСобрание на тему, связанную с базовым бизнес-тренингом.
Мини-лекцииВведение категорий
Система минизанятий Круглый стол
Повтор фрагментов тренингаОбмен опытом
ИнструктированиеМозговой Штурм
КоучингВнутрифирменная конференция
НаставничествоИзменение качества управления
Групповые дискуссииСоздание системы мотивации
Тестовые задания Конкурс «Лучший в профессии»
Практические работыВнутренний PR
Просмотр и анализ учебных видеофильмовСоздание продукта по мотивам тренинга
Составление Умных КартБиблиотека сотрудника (отдела, специальности, менеджера и др.)
Видеообратная связьАнализ успешных и неуспешных случаев.
Ролевые игрыМетод (обучение действием)
Тренировочные упражнения Консультации on-line
Анализ конкретных ситуаций из практики участников обучения
Разбор кейсов
Бизнес-симуляции
Работа с экспертным материалом
Переписка с тренером

Таким образом, возможны разные решения в области поддержания позитивных тренинговых эффектов. Главное, чтобы перед началом обучения персонала и у заказчика и ведущих был ответ на вопрос: «Что будет происходить после проведенного бизнес-тренинга?».

Безусловно, важнейшую роль в ответе на этот вопрос играет мнение тренера. Именно он лучше других знает, как происходил процесс обучения, где возникало сопротивление, как показали себя участники бизнес-тренинга, в чем их сильные стороны и в чем дефициты. Профессиональный бизнес-тренер уже в ходе тренинга замечает, какие темы вызвали наибольший интерес, что давалось с трудом, какие реакции были по тому или иному вопросу. На основе таких наблюдений в голове тренера формируется замысел последующих учебных курсов, которые могут быть посттренингом. Или бизнес-тренер может увидеть, что нужно сделать паузу в обучении и использовать, например, оценку персонала или внедрение стандартов рабочего поведения.

Очевидно, что, собственно, бизнес-тренинг – это лишь часть процесса по повышению результативности персонала. Другая важная часть – это сопровождение результатов бизнес-тренинга т.е. мероприятия после тренинга, призванные обеспечить полноценное внедрение новых ЗУНК в практику работы и поддержание мотивации на высоком уровне.

Итак, посттренинг – это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Планируя и проводя тренинговое обучение, необходимо понимать, что без посттренинговой поддержки проведенный бизнес-тренинг в лучшем случае просто забудется, а в худшем может принести больше вреда, чем пользы для личности работника и бизнес-организации. Ситуация «бизнес-тренинг просто забылся» вредна, поскольку деньги бизнес-организации и время сотрудников были потрачены впустую. А ситуация «бизнес-тренинг принес больше вреда, чем пользы» опасна. Парадокс заключается в том, используя свои ресурсы, организация сама наносит себе ущерб. Например, порождая нелояльность, неконструктивную критику, пессимистические настроения и проч.

Вот характерная иллюстрация. На бизнес-тренинге в ходе групповых дискуссий и обмена мнениями, стало очевидным, что у компании нет конкурентных преимуществ. Звучала критика в адрес руководителей компании, не присутствовавших на тренинге. Эта ситуация создала негативный эмоциональный фон в коллективе. И если оставить всё так, как есть, то недовольство перейдет в хроническую форму, разногласия усилятся. Необходимо развитие темы создания конкурентных преимуществ, диалог с руководством и др. То есть обнаруженная на бизнес-тренинге ситуация требует своего разрешения. Она может быть разрешена, в том числе и в ходе специальных посттренинговых процедур.

Известно, что существующие системы приводят к существующим результатам. Например, в конкретной бизнес-организации существующая система обучения персонала и ее часть — проводимые бизнес-тренинги, дают такой тренинговый эффект, как забывание и обесценивание новых ЗУНК после тренинга. Значит, чтобы добиться иной ситуации, необходимо в корне изменить систему работы с персоналом, в частности, обучение персонала. Очевидно, что, внедрение посттренинга способно изменить негативный для бизнес-организации тренинговый эффект забывания и обесценивания новых ЗУНК. Эффективная система посттренинговой поддержки способна вызвать позитивные тренинговые эффекты, например, такие как внедрение в практику профессиональной деятельности новых ЗУН, уважение к новым методам, техникам, приемам работы, повышение значимости обучения как ценности в организации и др.

Есть пословица: «Наука даром не дается – наука трудом берется». Действительно, чтобы результаты бизнес-тренинга вписались в организационную культуру, стали востребованными в организации, приносили реальную пользу персоналу и клиентам, необходимы дополнительные усилия. Наивно думать, что проведенный бизнес-тренинг настолько ошеломит участников обучения, что они преодолеют различные преграды в виде своих неэффективных привычек и сложившихся годами традиций бизнес-организации и немедленно станут думать и действовать иначе, чем до обучения.

И конечно, «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Эта мудрость как-будто создана специально для руководителя-заказчика обучения. Целесообразно не откладывать начало посттренингового сопровождения. Ведь, чем более приближен посттренинг к проведенному бизнес-тренингу, тем больше шансов на успех этой необходимой процедуры обучения персонала. Еще говорят, «Кто не успел, тот опоздал». Если затягивать старт программ посттренингового сопровождения, дожидаться, когда новые ЗУН забудутся и обесценятся, то эффект от такого постренинга резко снижается.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте