HR-Journal.ru :: Чего ждут от тренера: обучения, консультирования или чуда?
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Чего ждут от тренера: обучения, консультирования или чуда?

© 12.11.2012
Елена Семеняк

От автора: Занимаюсь разработкой методик оценки и провожу оценочные мероприятия более 5 лет. Статьи пишу на основе практического опыта. Их цель — рассказать простым и понятным языком о практике применения наиболее распространенных HR-технологий. В настоящее время – руководитель Образовательного центра ЭЛАР, а также тренер-консультант, руководитель направления оценки персонала компании Эрбитек консалтинг.

Тренинговые компании (провайдеры) и бизнес-тренеры регулярно сталкиваются с запросами Заказчика: «сделайте так, чтобы они работали», «хочу, чтобы продажи выросли» и т.п. А это уже запрос на диагностику ситуации и консультирование. Тренинг является лишь заключительной (как правило) частью этого запроса, а иногда он и вовсе не нужен. Кого же хотят видеть Заказчики в лице бизнес-тренера? Профессии бизнес-тренера посвящается… В условиях современного рынка России профессия бизнес-тренера лежит на стыке тренинга и консалтинга.

Тенденции таковы, что область бизнес-тренинга все больше соединяется с консалтингом. А в лице бизнес-тренера заказчики хотят видеть не только профессионала, способного развить те или иные навыки, но и консультанта, способного понять проблему/задачу и предложить инструмент для ее оптимального решения. К примеру, если заказчик просит тренинг по технологии продаж для менеджеров, потому что те – не продают, это не означает, что они начнут продавать, получив «волшебную палочку» в виде технологии. Возможно, проблема в системе мотивации, и в этом случае нужно решать сначала эту задачу, разрабатывая комплексную программу развития отдела/направления.

Комплексный подход к проблеме/задаче заказчика – важнейшая составляющая успеха работы бизнес-тренера, т.к. для получения результата от тренинга необходимо понимать все причинно-следственные связи.

Индустрия бизнес-тренинга в России прошла несколько этапов. Начальным этапом становления можно назвать 90-е годы, когда, вместе с развитием рыночной экономики на постсоветском пространстве и волной западного капитала пришли бизнес-тренеры и первые тренинговые компании (в основном с западным капиталом). Этот период характеризовался транслированием неадаптированных западных технологий управления бизнесом и персоналом. Компании поглощали все новое, при этом требования к результату еще не были сформированы, а образ бизнес-тренера колебался от успешного предпринимателя до массовика-затейника.

С 2000 г. пошел этап активного развития тренинговых компаний с российским капиталом, т.к. появился опыт реализации западных моделей управления, показавший необходимость их адаптации к российской действительности. Например, попытки «влить» иностранный капитал в фермерское хозяйство, закончились плачевно, потому что не учли социально-культурные особенности местного населения.

Последующее и продолжающееся развитие индустрии бизнес-тренингов я рассматриваю с точки зрения изменения требований к качеству услуг и «усложнения запросов» заказчиков.

С развитием рыночной экономики развивались и усложнялись структуры организаций, их технологии и методы управления. Пришло понимание того, что люди – это не просто рабочие единицы, а конкурентное преимущество. Именно люди принимают стратегические решения, разрабатывают концепции и политики, ведут компанию к успеху, либо провалу. Комплексный подход к развитию персонала стал активно распространяться.

В настоящее время тренинг перестал быть разовым мероприятием, а стал частью программ развития, выстраивающихся не по принципу «обучим всех чему-нибудь», а целенаправленно с учетом текущих и будущих потребностей компании в развитии тех или навыков сотрудников. Заказчик стал формировать требования к результатам. Во многих компаниях становится практикой сначала разрабатывать критерии оценки (в идеале модель компетенций), затем проводить оценку и по ее итогам проводить обучение. Не всегда можно точно оценить эффект от тренинга, при этом эффект от комплексной программы выявить проще. Все чаще роль бизнес-тренера в этом процессе не ограничивается разработкой и проведением программы. Бизнес-тренер должен вникать в суть процессов, искать причину проблемы и предлагать методы ее решения, при этом тренинг – не всегда решение.

Таким образом, бизнес-тренер становится еще и консультантом. В то же время сложно представить себе человека, являющегося экспертом во всех областях. Продолжается начавшееся в 2004-2005 гг разделение бизнес-тренеров по специализациям.

Личность бизнес-тренера в современном бизнесе – это не только профессионал в области проведения программ обучения, обладающий соответствующими методиками, навыками, личностными характеристиками, но и профессионал в конкретных областях бизнеса, способный решить конкретные задачи этого бизнеса и дать компании новые возможности. При этом, стоит отметить, что простые навыковые тренинги никто не отменял. Однако, заказчик все чаще хочет большего…

Помехи, связанные с отношением к обучению, либо связанными с ним фактами

  1. Отсутствие карьерных целей.

Можно выразить словами  «ничего не хочу» или «не знаю, чего хочу». Нет внутренней мотивации. Можно охарактеризовать цитатой из «Недоросля» - «Не хочу учиться – хочу жениться», либо вспоминаем цитату кота из мультика про попугая Кешу – «Нас и здесь неплохо кормят».

Как вариант:

Если  должность сотрудника не подразумевает карьерного роста – не трогать. Зачем человеку, да и окружающим, лишний стресс в жизни? Где он новые знания применять будет, если он ограничен функциональными обязанностями конкретной должности? А вот, если рост, как минимум профессиональный, подразумевается, то – мотивировать, работая с убеждениями.

  1. Завышенная или заниженная самооценка.

В первом случае сотрудник убежден в своей «гениальности», во втором случае – думает, что все равно ничего не поймет, а еще и покажет себя в невыгодном свете. Отсюда негативное отношение у обоих, у первого есть убеждение, что ему ничего не нужно, у второго – страх обучения, боязнь нового.

Как исправить:

Если это не случай психолога, то сначала нужно поработать с убеждениями и приблизить самооценку к адекватной. Затем уже можно совместно планировать обучение. Важно: аргументировать, для чего это нужно и установить конкретные цели, связав их с конкретным проявлением в поведении.

  1. Непонимание того, что нужно развивать.

Схоже с проблемой  в самооценке. Разница в том, что в данном случае, человек понимает, что учиться нужно, только не может понять чему…..

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно… - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
- … только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Нужно только достаточно долго идти.

Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

28.11 17:46 Степан
помощь новичку (7)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте