HR-Journal.ru :: Что такое e-learning и чем он может быть полезен? Часть 2.
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Что такое e-learning и чем он может быть полезен? Часть 2.

© 19.06.2012
Елена Тихомирова, генеральный директор компании «Живое обучение», основатель сообщества eLearning PRO

В первой части статьи мы рассмотрели преимущества и особенности электронного обучения (e-learning). В этой части автор рассказывает, как описать бизнес-проект по e-learning, а также рассматривает основные инструменты электронного обучения и типы электронных курсов.

От автора: Меня зовут Елена Тихомирова. Последние 10 лет я занимаюсь e-learning. На вопрос: "Почему?" могу ответить "Так получилось" или смело заявить: «Потому что мне это нравится!". Оба варианта будут правдой. Мне нравится разбираться, как человек учится, как устроен мозг человека и как он, мозг, что-то запоминает, а потом использует. Придерживаюсь позиции, что обучение должно приносить удовольствие и быть интересным, а потому создаю курсы, которые захочется проходить. И учу тому же.

У меня есть несколько курсов, в основном в области педагогического дизайна. Я их создавала сама, потому что мне было интересно разобраться в теме очень детально. Курсы получились интересные, а мне очень нравиться их вести.

Примерный план описания бизнес-проекта по e-learning:

 1. Краткое описание

Описание текущей ситуации;

- Постановка проблемы, описание новых возможностей, анализ несоответствий.

- Данные в поддержку описания и проблемы, количественные показатели.

- Общее описания причины, по которой в предлагаете именно такое решение.

2. Финансовый анализ

Расчет ожидаемых затрат на проект - единовременные и постоянные расходы.

- Предполагаемые преимущества - здесь нужны измеримые цели, которые будут отражать потребность бизнеса и расчет ожидаемых финансовых преимуществ и период времени, когда они будут очевидны.

- Расчет возврата инвестиций. 

3. Детальное описание предлагаемого решения.

4. Описание рисков и угроз проекта.

5. Перечень шагов проекта в обозримом будущем.

Подробное описание проекта помогает получить полное представление о том, что именно будет, а также – какие преимущества получит бизнес, если сделает соответствующие вложения. Но должны быть цифры – обязательно.

Основные инструменты электронного обучения

В целом, инструментом электронного обучения можно назвать практически все, что есть в интернете: любой сайт, электронную почту, форум, систему обмена документами, мгновенные сообщения и все остальное. Но для того, чтобы обучения было систематизировано и проходило в одном месте, созданы специальные системы электронного или дистанционного обучения (СДО). СДО объединяет все все основные инструменты и возможности, которые нужны для организации e-learning в компании.

В первую очередь через СДО организуется доставка электронных курсов. Подготовленный учебный материал загружается в систему, затем назначается определенным слушателям и они открывают курс внутри СДО. Самое главное достоинство такой модели доставки, по сравнению с размещением материалов просто в Интернете, заключается в возможности сбора статистики о прохождения курса – то есть вы можете посмотреть кто, когда и как изучал курс.

Вторым важным инструментом внутри СДО является автоматическая система тестирования. С ее помощью создаются банки тестовых вопросов, из которых затем можно сделать выборки вопросов для каждого сотрудника. Одновременно с этим автоматическая система тестирования позволяет собирать результаты проверки знаний, причем видеть все подробности сдачи теста сотрудником. На основе полученных результатов можно делать выводы как о уровне знаний, так и о качестве учебных материалов, а также многие другие выводы.

Внутри СДО также есть форумы и чаты. Они предназначены для общения слушателей, а также для выполнения различных самостоятельных работ. В отличии от электронного курса, который можно пройти самостоятельно, работа в форуме требует участия тренера или преподавателей. То есть, он должен задать вопрос и проверить ответы. Подобные учебные мероприятия в корпоративном обучении используются реже, чем в академическом, но, тем не менее, форум очень полезен для развития критического мышления, для обучения чему-то принципиально новому и сложному. Чат – это способ синхронного общения. Если при работе с форумом каждый участник может публиковать ответ в удобное для него время (в рамках заданных сроков), то при общении в чате все должны быть онлайн одновременно. Это снижает гибкость этого инструмента.

Одним из самых популярных на сегодняшний день инструментом электронного обучения являются вебинар или онлайн семинар. По сути, это видео или аудио конференция, где есть ведущий и есть слушатели, есть презентация, можно задавать вопросы и общаться как через чат, так и голосом. Если есть веб-камера, то ведущего также можно видеть, а некоторые системы позволяют видеть и всех участников. Вебинар удобен тем, что можно за короткое время провести обучение большого количества людей, которые находятся в разных местах. Также всегда есть возможность сделать запись вебинара, к которой смогут обратиться те, кто на вебинаре не был (или могут просмотреть ещё раз сами участники – для повторения).

Для разработки электронных курсов существуют специальные инструменты. Они могут как входить в комплект поставки СДО, так и поставляться самостоятельно. Сегодня многие компании создают простые электронные курсы самостоятельно, а сложные заказывают у подрядчика. Все инструменты для самостоятельной быстрой разработки курсов схожи с MS PowerPoint, но кроме возможностей размещения материала на слайдах, также позволяют создавать навигацию внутри курса, а также автоматически загружать созданные курсы в СДО. Для более сложных курсов (сложных в части анимации и интерактивных фрагментов) существуют специальные инструменты, но для их использования у специалиста должны быть специальные знания.

Электронные курсы – какие они бывают?

Электронный курс – это основной носитель информации в электронном обучении. С его помощью слушателям передаются учебные материалы, в нем также могут организованы практикумы, тренажеры и симуляции, а также проверка знаний. По сути, электронный курс – это книга в электронном виде. Но курс, в отличие от книги, интерактивен – он дает слушателю возможность взаимодействовать с материалом и пробовать полученные знания на практике, встроенной в систему обучения.

Существует несколько типов электронных курсов. Первый – простые курсы, которые создаются быстро и, как правило, внутри компании. Это простая последовательность слайдов, с навигационными инструментами и минимальными интерактивными фрагментами. В них могут быть слайды с тестированием и базовой практикой. Такие курсы наиболее эффективны для простых тематик обучения, которые не требуют детального объяснения, а также для информирования сотрудников. Графический ряд тут используется самый простой, главное – чтобы был аккуратный и наглядный. При разработке таких курсов в основном используются шаблоны.

Второй тип курсов – интерактивные. Они более сложные в разработке и больше всего похожи на анимационный фильм, с персонажами. В таких курсах все уникальное, создано под заказ компании с учетом и корпоративных цветов, и всех внутренних особенностей. Чаще всего такие курсы создаются по более сложным темам, где анимация и специальная графика нужна для более наглядного пояснения. Такие разработки актуальны для курсов по техническим процессам и агрегатам, по работе со сложными устройствами, то есть там, где важно моделирование процессов. Также такие курсы актуальны для адаптационных курсов для новых сотрудников. При разработке на них требуется намного больше времени (минимум 2 месяца) и чаще всего их создают специальные компании, по заказу.

Самые сложные курсы – это игры, тренажеры и симуляторы. Этот тип курсов очень близок к компьютерным играм – как по внешнему виду, так и по сложности создания. Например, можно создать игру, которая будет имитировать работу продавца в торговом зале, где к нему будут приходить клиенты с самыми разными вопросами, ему нужно будет принимать решения, отвечать и так далее. То есть это имитация реального рабочего процесса. Такие курсы стоит создавать тогда, когда очень важно отработать навыки, чтобы в реальном процессе было допущено как можно меньше ошибок. Как уже говорилось, в разработке они самые сложные, но при этом и самые эффективные, потому что они не просто передают информацию, а создают опыт, который является самым ценным в процессе обучения.

Выбор типа курса зависит от стоящей перед вами задачи обучения. Например, если тема обучения простая и большинству слушателей не составит труда ее освоить, то какой-то сложный и интерактивный курс делать не стоит. Будет вполне достаточного простого, но аккуратного и ёмкого курса. То же самое касается и материалов, которые часто актуализируются – не имеет смысла создавать по ним сложные курсы, потому что их актуализация будет занимать много времени и будет дорогой.

Если же вы создаете курсы по сложной тематике, которую непросто освоить и при этом материал не будет часто обновляться, то тут вполне можно создать сложный, интерактивный и игровой курс.

О чём нужно помнить, создавая электронный курс?

При создании любого интерактивного курса, чтобы он был по-настоящему эффективным, нужно помнить о цели курса. Какой бы курс ни был красивый и профессиональный, если у него нет четко поставленной цели, а материалы не ориентированы на достижение слушателем этой цели, эффективным он не будет.

Кроме отсутствия цели, курс можно испортить и избытком материалов в нем. Когда материалов в курсе слишком много, слушатель может не только потеряться в нем, но и не обратить внимание на главное. Курс должен быть одновременно ёмким и кратким – это повысит его эффективность.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

28.11 17:46 Степан
помощь новичку (7)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте