HR-Journal.ru :: Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть 3.
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть 3.

© 16.05.2012
Елена Ходак – директор по маркетингу компании РаКурс

Предыдущие части:

Понятно, что идеал недостижим, но к нему можно стремиться. А для того, чтобы стремиться - неплохо бы знать его параметры. Если описать идеальную программную платформу для электронного обучения, то в ее структуру должны входить следующие функциональные подсистемы.

Подсистема поддержки коллективной работы и информационного взаимодействия.

Назначение: обеспечение консультационной поддержки обучаемых и взаимодействия участников процесса обучения, а также синхронного взаимодействия в форме вебинаров с одновременным участием нескольких ведущих и асинхронного взаимодействия: форумы, wiki, блоги (технология взаимодействия пользователя с веб-сайтом), интеграция с сервисами Facebook, «ВКонтакте», YouTube, SlideShare, Twitter, RSS и другими.

Подсистема подготовки.

Назначение: планирование, организация, контроль набора групп, анализ результатов подготовки, настройка и распределение ролей, формирование программ подготовки и образования, учебных планов и индивидуальных образовательных траекторий, обучение в синхронном и асинхронном режимах, сопровождение договорной работы, подготовка отчетов.

Подсистема управления качеством.

Назначение: автоматизация выработки решений и корректирующих воздействий (подразделения, сотрудники), включая записи СМК, направленных на улучшение показателей качества обучения, с использованием механизмов опросов и тестирования.

Учебный портал.

Назначение: единая точка входа в СДО, прохождение обучения, тестирования, решение задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создание личных кабинетов

Подсистема тестирования и контроля знаний.

Назначение: контроль знаний, умений и навыков обучаемых.

В свою очередь, каждая подсистема состоит из модулей и выполняет определенные функции.

Подсистема организации обучения состоит из следующих модулей:

  • модуль администрирования;
  • модуль планирования обучения;
  • модуль управления учебным процессом;
  • модуль обучения;
  • модуль контроля учебного процесса.

Модуль администрирования должен:

  • использовать ролевой принцип доступа к функциям, сохранение персональных данных пользователей;
  • обеспечивать возможность создания пользовательских ролей с произвольным набором функций;
  • отвечать за хранение данных зарегистрированного пользователя СДО во время обучения и по его окончании;
  • предоставлять возможность управления учетными записями пользователей: создание новых учетных записей, блокировка/разблокировка, редактирование учетной записи;
  • обеспечивать возможность определения прав доступа пользователей (назначения роли).

Помимо этого, модуль администрирования должен предоставлять администратору системы доступ к различным настройкам, таким как:

  • параметры формы регистрации пользователей: для разных категорий пользователей настраивается произвольный набор полей в форме регистрации – посредством выбора необходимых элементов из базового набора информационных блоков, установленного в системе по умолчанию (например, «паспортные данные»), а также создания и включения в форму произвольных текстовых полей (должны настраиваться в конфигурационном файле);
  • параметры email-рассылок (адреса, шаблоны писем);
  • если система интегрирована с внешними информационными системами – параметры интеграции.

Модуль администрирования должен иметь встроенные средства для диагностики технических компонентов системы, таких как база данных и файловые ресурсы общего доступа.

Модуль планирования обучения должен:

  • позволять создавать, редактировать и загружать в систему (из файлов в формате csv и xls) учебные планы;
  • предоставлять возможность формировать учебные планы для групп слушателей;
  • позволять создавать индивидуальные учебные планы для отдельных слушателей;
  • использовать адаптивные методики обучения для разработки индивидуальных программ обучения;
  • предоставлять возможность формирования ожидаемого контингента на будущий период с учетом ротации кадров – по данным анализа уже обученных слушателей, с учетом периодичности обучения с произвольным циклом (1 год – 2 года – 3 года – 4 года – 5 лет).

Модуль управления учебным процессом предназначен для решения задач документального обеспечения учебного процесса. Это:

  • учебный документооборот;
  • управление индивидуальными учебными планами;
  • контроль академических задолженностей;
  • сетка занятий (регламент обучения).

А если еще более конкретно, то с его помощью можно решать следующие задачи:

  • ведение списков специальностей, дисциплин, ввод данных о базовом учебном плане;
  • ввод перечня занятий по каждой дисциплине из базового учебного плана;
  • регистрация заявлений студента и ввод данных в его личную карточку;
  • составление индивидуального учебного плана с перезачетом дисциплин;
  • формирование договора на выполнение преподавательской работы с почасовой оплатой;
  • учет результатов проведения занятий с формированием экзаменационных листов;
  • создание ведомости нагрузки профессорско-преподавательского состава и сводной ведомости нагрузки ППС для бухгалтерии;
  • формирование приказов (распоряжений) о переводе на следующий курс, отчислении, предоставлении академического отпуска, допуске к занятиям, переводе студента;
  • подготовка протокола защиты диплома и учет результатов защиты;
  • формирование протокола итогового (междисциплинарного) экзамена и учет его результатов;
  • создание протокола о присвоении квалификации и учет решения ГАК;
  • учет выданных документов об окончании обучения;
  • печать дипломов и приложений к ним.

Модуль обучения должен:

  • предоставлять возможности обучения и передачи знаний в асинхронном режиме (обращаясь к материалам курсов в удобное время) и участия в online-занятиях в режиме реального времени;
  • поддерживать различные режимы прохождения курса слушателем: произвольный, последовательный, с привязкой к определенным датам;
  • обеспечивать сбор и хранение статистической информации о работе пользователей с материалами курсов, а именно: время начала сессии, ее окончания, статус завершения (закончено, не закончено и т. д.);
  • предоставлять возможность подключения внешних по отношению к системе обучения программ (например, тренажеров) и использования их в учебном процессе;
  • отвечать за создание дискуссионных площадок, где пользователи могут размещать комментарии, связанные с определенным курсом. Необходимо, чтобы все записи, оставленные в дискуссии курса, были доступны в течение всего времени его изучения, а пользователи должны иметь возможность отвечать на сообщения;
  • позволять просматривать список пользователей, работающих в данный момент в СДО, и общаться с ними online;
  • предоставлять возможность обмена электронными почтовыми сообщениями;
  • обеспечивать обучающимся просмотр назначенных и пройденных курсов, сообщений от преподавателя и куратора обучения.

Модуль контроля учебного процесса должен позволять осуществлять следующие функции:

  • автоматизированный сбор, хранение информации о посещении занятий, об изучении материала и успеваемости слушателей;
  • автоматическое накопление результатов контроля качества обучения;
  • автоматический расчет статистических данных по посещаемости (обращению к учебным материалам) и успеваемости;
  • анализ хода учебного процесса на основе текущих и статистических данных о посещаемости и успеваемости, а также результатов контроля качества обучения;
  • автоматизированное наблюдение за обучаемыми при тестировании и управление их деятельностью на самостоятельных занятиях, проводимых в очной форме;
  • автоматическое накопление сведений о работниках, прошедших обучение или повышение квалификации;
  • автоматизированное формирование отчетной документации по учебному процессу, контенту и слушателям.

Модуль контроля учебного процесса должен позволять пользователям формировать отчеты по всем вышеперечисленным пунктам. Важно, чтобы механизм построения отчетов обладал следующими возможностями:

  • указание произвольных диапазонов входных данных;
  • предварительный просмотр массива данных и дополнительная его настройка; фильтрация и сортировка по любому полю;
  • возможность вычисления агрегатных функций по любому числовому полю и включения их в отчет;
  • вывод массива данных на печать;
  • экспорт данных в Microsoft Excel.

Система должна позволять пользователю формировать отчет на базе уже существующих (преднастроенных) видов отчетов, а также создавать собственные шаблоны отчетов непосредственно через веб-интерфейс на основании имеющихся источников данных. Готовые шаблоны могут сохраняться в системе и использоваться наряду с видами отчетов, установленными по умолчанию.

Кроме того, система должна обеспечивать создание необходимой сопроводительной документации учебного процесса (учебные планы, приказы на открытие группы, формирование аттестационной комиссии; журналы проведения теоретических и практических занятий, журнал первичных и вводных инструктажей; формирование документации на закрытие группы и выходных документов – протоколов, актов, приказов, удостоверений, матриц успеваемости, аналитических отчетов).

Система должна поддерживать «банк отчетов»– специальное хранилище ранее подготовленных отчетов. Если у СДО есть функция персонализации интерфейса, это дает дополнительное удобство, так как она обеспечивает настройки представления в соответствии с индивидуальными предпочтениями пользователя, а также хранение и модификацию этих настроек. Пользователь системы должен иметь возможность выбирать необходимый набор блоков для отображения их на главной странице, а также менять их компоновку, размеры и взаимное расположение.

По умолчанию главная страница портала содержит начальный набор блоков, определенный для данной роли (например, новости, расписание занятий, форум и др.). Администратор системы должен иметь возможность определять конфигурацию для каждой категории пользователей.

Естественно, совершенству нет предела, но оно для того и существует, чтобы к нему стремиться. Как минимум, нужно понять, что является совершенством в сфере дистанционного обучения, и осознанно выбирать нужные опции, отказываясь от излишних. Тогда дистанционное обучение уже не будет казаться чем-то очень сложным и далеким.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте