HR-Journal.ru :: Чему и как учить топ-менеджера?
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Чему и как учить топ-менеджера?

© 08.02.2011

Нужно ли опытному менеджеру «учиться, учиться и еще раз учиться» и если да, то чему? Какие знания теряют свою актуальность, а какие не нуждаются в обновлении?

Когда Станислав Матичный, директор ООО «Автокоминг», в очередной раз, выкроив несколько дней в своем напряженном графике, отправился повышать квалификацию и осваивать новые управленческие навыки, он с первых же часов почувствовал разочарование. «Периодически мне приходилось принимать участие в обучающих мероприятиях, которые, мягко говоря, не приносили пользы. В лучшем случае из четырехчасовой лекции я выносил несколько новых нюансов. Стоило ли оно того? Сомневаюсь. Хотя каждый раз мы клюем на одну и ту же наживку, в надежде найти ответы на свои вопросы», - делится Станислав Матичный. По его словам, такое бессмысленное времяпрепровождение становится следствием школярского подхода самих «учителей», предполагающих, что эффективность может зависеть от количества известных фактов. Поэтому нередко происходит так, что прослушивая очередной семинар, проходя разрекламированный тренинг или модуль МВА, топ-менеджер слышит одни и те же известные теории и концепции, которые мало чем способны помочь не только в его ежедневных практических делах, но и в стратегическом планировании. Возможно, поэтому топ-менеджеры не любят и не хотят учиться на традиционных тренингах и семинарах. Это следствие того, что большинство обучающих проектов, представленных на отечественном рынке, не учитывают специфику требования именно такой аудитории - опытной, думающей, критичной и ценящей свое время. И основными критериями выбора должны бы стать насыщенность учебной программы, высокий уровень подачи информации, ее направленность на индивидуальные потребности руководителя. Как приобрести действительно полезные и нужные знания и пополнить арсенал навыков - выясняли журналисты «ВД».

Чего нет в учебниках

«В постоянной актуализации нуждаются знания по юриспруденции, маркетингу, кризис-менеджменту и другим стремительно развивающимся практикам. В современных быстроменяющихся условиях непрерывно добавляются новые и модернизируются старые рычаги управления в финансовой и информационной сфере», - считает Галина Сельская, старший консультант консалтинговой компании Staff Service. И, действительно, учитывая, что законодательная база в нашей стране меняется с поразительной быстротой, что практические наработки в маркетинге и рекламе значительно опережают теорию, а технологии быстро обновляются, периодическое повышение квалификации в этих областях может быть очень кстати.

Однако получить достаточно полное представление, к примеру, о нюансах юриспруденции в течение небольшого времени, отведенного на ознакомление с базовыми сведениями, вряд ли возможно. «Как известно, быстро забываются те знания, которые оказываются невостребованными и лежат мертвым грузом. А запоминается то, что закреплено практикой. Одна налоговая проверка делает руководителя знатоком законодательства, в то время как даже второе высшее юридическое образование не дает таких знаний. Но нельзя объять необъятное. А для того, чтобы досконально разбираться в той или иной отрасти - существуют узкие специалисты», - считает Артур Рыбин, директор ООО «Комет-Про».

Однако существуют и универсальные навыки, которые оказываются нужны в ситуации, когда нет времени на планомерное обучение. Особенно это касается навыков управления компанией в трудные для развития бизнеса времена. «Навыки и знания, которые необходимы хорошему кризис-менеджеру, будут еще долго оставаться востребованными на нашем рынке. Очевидно, что большинство хороших руководителей в нашей стране, в первую очередь, являются блестящими кризис-менеджерами, а это подразумевает владение очень большим спектром знаний и навыков», - отмечает Анна Дорошук, HR бизнес-партнер компании «Славутич», Carlsberg Group.

Каждому - свое

Овладеть таким уникальным набором навыков, разумеется, не просто, так как в большинстве случаев их наличие является удачным сочетанием личных качеств, впечатляющего опыта и способностей к саморазвитию. Но почти у каждого из успешных топ-менеджеров можно найти свою собственную «ахиллесову пяту».

Именно поэтому обучающие программы для управленцев должны учитывать индивидуальные особенности каждого. Однако некоторые формы обучения, вполне соответствующие высоким требованиям руководителей, практически не используются в нашей стране. К примеру, хорошо зарекомендовавшим себя в международной практике методом обучения являются внешние стажировки для управленцев, ориентированные на получение практической информации в формате деловых встреч в транснациональных корпорациях. Данный метод позволяет ознакомиться со способами ведения бизнеса в ведущих мировых компаниях и тем самым расширить спектр собственных управленческих приемов и инструментов. Кроме того, такая форма обучения позволяет каждому взять для себя самое ценное и актуальное, выработать новые идеи и решения.

Еще одним оригинальным методом, позволяющим повысить эффективность и проработать «слабые места», может стать взаимный коучинг руководителей (peer coaching) - ряд мероприятий, позволяющих ускорить развитие лидеров благодаря качественному и при этом малобюджетному коучингу.

И, наконец, возможность индивидуального подхода предполагают корпоративные программы МВА - специальные проекты, которые имеют индивидуальный характер и создаются под конкретные цели и потребности компании-клиента.

Саморазвитие - работа над собой

Впрочем, для того, чтобы профессиональное развитие топ-менеджера не стало бесполезным и хаотичным действом, очень важно четко представлять - зачем и для чего необходимо углублять знания и навыки в той или иной области. Однако есть сфера поистине огромных возможностей для развития и получения очень важных, своевременных и актуальных знаний. Это - совершенствование своих управленческих качеств, зависящих не столько от наличия или отсутствия формального владения теми или иными инструментами, сколько от умения применять свой личностный потенциал.

«Гибкость, креативность, инновации - это те характеристики, которые всегда позволяют выделяться из общей массы, но на сегодняшний день их применение с утроенной самоотдачей позволит добиться максимального результата», - считает Дмитрий Шкурко, консультант по рекрутингу, рынкам услуг рекрутинговой компании Brain Source International. Однако возникает вопрос - можно ли достаточно эффективно развивать эти качества и как это делать наилучшим образом? По мнению Станислава Матичного, самым оптимальным способом является коучинг. «У Джека Лондона есть повесть («Маленькая хозяйка Большого дома» - прим. «ВД»), где один из героев прошел институтскую программу, совместив круиз на яхте с общением с лучшими специалистами в своих областях. И хотя это может показаться несколько наивным, я уверен в том, что продуктивное обучение и развитие может происходить только, если оно проходит по собственному, индивидуальному плану», - уверен г-н Матичный.

Однако в большинстве случаев - для того, чтобы преодолеть свои слабости и недостатки и начать работать над собой, - должен случиться некий «кризис», который бы ярко продемонстрировал, что «не все гладко в Датском королевстве». Тем не менее, гораздо проще не допускать таких ситуаций, предвосхищая их. Но для этого тоже может понадобиться взгляд со стороны. Ведь те, кто склонен избегать острых ситуаций и исключать риски в работе из боязни пошатнуть авторитет в собственных глазах и глазах коллег, также обречены на вечное убегание от неудач.

Кроме того, от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своими ресурсами, уметь не только «собраться» в нужный момент, но и «отпустить» ситуацию, когда это необходимо. Потому что стрессы и неопределенность - это тот контекст, к которому крайне трудно приспособиться, но в котором постоянно вынужден находиться любой руководитель.

Но не только знания о себе и личностное развитие могут способствовать эффективности управления. Знания особенностей группового поведения (которые изучаются социальной психологией и этологией человека), знание механизмов влияния и технические приемы, позволяющие использовать это на практике, все это и многое другое позволяет не бездумно и трафаретно, а со знанием дела использовать все те инструменты, которыми должен владеть хороший руководитель. Тем более что сейчас активно зарождаются и развиваются такие междисциплинарные направления в науке, как нейроэкономика (изучающая проблемы выбора при принятии решений, распределении риска и вознаграждения), нейромаркетинг или этономика (изучающая инстинктивное поведение в процессе экономических взаимодействий). Так что, как говорится, было бы желание, а то, чем пополнить свой багаж знаний - найдется.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте