HR-Journal.ru :: От тренинга к деловым играм, или Булка из изюма
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

От тренинга к деловым играм, или Булка из изюма

© 18.09.2013
Андрей Прохоренко. Бизнес-тренер, консультант Консалтинговой группы BI TO BE.

Как изменилось отношение к тренингам за последние 20 лет? Почему сотрудникам некоторых компаний «приелся» тренинговый формат? Чем тренинг похож на плановую прививку? Как тренеру эмоционально вовлечь участников в тренинговый процесс? И чем хороша деловая игра? Своим мнением делится Андрей Прохоренко, бизнес-тренер, консультант.

Об авторе:

Андрей Прохоренко. Бизнес-тренер, консультант Консалтинговой группы BI TO BE. Специалист в области управленческого и кадрового консалтинга, оценки и обучения персонала.

Персонал многих компаний уже привык к командообразующим тренингам, и в этом нет ничего странного: двадцать лет назад тренинг был относительно нов на рынке России, и само это слово воздействовало на работников разных компаний магически, внося в их повседневность волнующее ожидание, вдохновение и заряд бодрости от новизны происходящего. И вот все чаще нам приходится слышать, что формат тренингового обучения сотрудников «приелся»: надо отдать должное тому, насколько быстро мозг адаптируется к обучающей ситуации и как скоро находит в бурном потоке информации тихие лиманы для своего отдыха. При этом учащиеся искренне хотят воспринимать информацию, овладевать новыми умениями и формировать у себя полезные навыки. Просто мозг человека устроен таким образом, что, ухватив общий алгоритм и за несколько минут оценив обстановку, погружается в поток личных воспоминаний, эмоций, сравнений и застревает в них.

Тот, кто пытался хоть однажды самостоятельно преодолеть у себя вредную привычку (например, бросить курить) и выработать вместо нее полезную (например, делать зарядку по утрам), поймет, что я имею в виду. Эмоциональная вовлеченность должна быть на уровне шока, а тренинг вместо того, чтобы быть «шоковой терапией», с каждым годом все больше похож на плановую прививку.

Поэтому бизнес-тренерам приходится постоянно преодолевать это привыкание, разрабатывая все новые способы эмоционального вовлечения. Так, в «АЭМ-Технологиях», когда в его состав вошел «ПетрозаводскМаш», мы вместе строили город из фольги – олицетворение единства компании, ее ценностей и сплоченности. В компании «Призма» мы провели деловую игру «Невероятное путешествие». А зримый результат для любого человека очень важен, так как позволяет ему осознать, что его вклад в общее дело ощутим, весом и признан другими.

Чем же будем удивлять? Это не вопрос, а задача для всех тренеров. И мы обратили внимание на те блоки тренинга, которые не только постоянно держат внимание учащегося, а активно и эмоционально вовлекают его в процесс. Человек, независимо от того, ребенок это или взрослый, втягивается в игру быстро и продолжает ее «про себя» даже тогда, когда игра закончена. А так как эмоциональная вовлеченность в игре сильнее, чем в обычном тренинге, то она и закрепляет навыки, и ломает многие психологические барьеры в группе. Правильно выстроенная игра способна дать то, чего не даст ни один тренинг: участники игры учатся и сразу же передают опыт в личной интерпретации другим членам своей команды.

Они активно делятся опытом, и такая разминка в группах дает им возможности, формируя предложения от лица группы, делится своими соображениями, аргументировать случаями из собственной успешной практики, высказывать интересные догадки. Этот процесс можно сравнить с экспресс-экзаменовкой, потому что каждый способен увидеть и сравнить, как он проявляет себя в данной ситуации, чья трансляция знания лучше, в совокупности каких причин и чья модель реагирования действенна, и чего он может ею добиться. Разумеется, для каждой игры характерен свой алгоритм: введение в легенду; инструктаж с раздачей материалов, если они предусмотрены; непосредственно игра, которая может быть разбита на этапы, после которых происходит закрепление или мини-лекция с демонстрацией того, как только что отработанный навык можно применить в повседневной практике. В конце игры обязательно должно состояться обсуждение – извлечение уроков и проговаривание выводов самими участниками. Многое зависит от того, является ли игра контекстной или неконтекстной, т.е. можно ли ее модифицировать под конкретного Заказчика или нет.

Когда мы вводим в тренинг небольшую игру для решения конкретной задачи, то мы наблюдаем участников «в коротком забеге», и лидеры-спринтеры сразу поднимают свой авторитет в группе, а в деловой игре мы можем оценить вклад лидера-марафонца, который спокойно и уверенно ведет группу к победе, когда спринтеру уже не хватает терпения и заряда энергии. Деловая игра, помимо создания единого поля, в котором каждый может получить часть компетенций другого, создает адекватную замену личной конкуренции, именно поэтому в ней лучше проявляются «марафонские» качества, которые не просят лавров и оваций. В этом отношении она нейтрализует личные амбиции самовыражения, заменяя их коллективными стремлениями.

Обучение в игре пробуждает к активности всех участников, поэтому дает возможности проявления неожиданных, скрытых талантов, которые трудно выявить в обычных неигровых упражнениях. Упражнение всегда специализировано, и в нем, как правило, довольно четко отражены рамки соответствия и несоответствия выбранного алгоритма действий для решения задачи. Деловая игра позволяет искать нестандартные решения, таким образом, активируя инновационность и креативность и провоцируя поиск тех инструментов, которые могут серьезно повлиять на работу. В игре мечтатели-фантазеры, которые, например, раньше не получали поддержки в работе с реализаторами-прагматиками, живущими старыми и проверенными схемами, могут доказать состоятельность своих идей и заручится лояльным отношением и вниманием к своим гипотезам и предложениям. А ведь консолидация «полного бреда» мечтателей с «занудством» реализаторов – вероятно, самая острая проблема в любом производственном коллективе. Преодолеть разрыв между ними в обычном тренинге крайне проблематично, потому что для этого нужен пусть игровой, но вполне реальный и эмоционально закрепленный в памяти опыт эффективного группового решения.

Конечно, не надо думать, что деловая игра – это один сплошной изюм без хлеба теории. Деловая игра гармонично сочетает в себе и изюм, и хлеб, потому что теория является ресурсом для игры, а это значит, что она не просто принимается к сведению, а активно запрашивается для решения игровой задачи.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте