HR-Journal.ru :: Тренды корпоративного e-learning: куда мы идем и куда идти нужно?
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Тренды корпоративного e-learning: куда мы идем и куда идти нужно?

© 28.08.2013
Елена Тихомирова, генеральный директор компании «Центр eLearning»

Какие тренды — позитивные и негативные — действуют в современном e-learning? Что мешает электронному обучению быть эффективным? Как получается, что сотрудник хочет учиться, но в итоге не может? И что общего у обуви и систем электронного обучения?) Об удобстве, мобильности и доступности СДО размышляет Елена Тихомирова, эксперт в области e-learning.

Об авторе:

Елена Тихомирова — учредитель, идейный лидер и генеральный директор компании «Центр eLearning». Более десяти лет занимается разработкой курсов и электронным обучением. Основной принцип работы — «обучение должно быть интересным и приносить удовольствие». Основатель и руководитель профессионального сообщества eLearning PRO, которое ежегодно организует более 30 вебинаров, посвящённых актуальным проблемам e-learning. Организатор конференции «eLearning elements» — крупнейшего ежегодного мероприятия в России в области e-learning. Елена ведет личный профессиональный блог «Живое обучение». Эксперт HR-Journal.ru.

Вот что интересно: тренд — это реальное направление развития или то, куда нужно стремиться идти? Если посмотреть на определения в Википедии, то можно выяснить следующее:

  • Тренд в экономике — направление преимущественного движения показателей.

  • Тренд в моде — актуальное (ближайшее, краткосрочное) направление, периодически повторяющаяся тенденция развития моды.

  • Тренд в интернет — увеличение количества поисковых запросов, сообщений, тем, статей по определенной тематике.

То есть получается, что тренд — это уже набравшее силу движение в определенную сторону. И он, тренд, может быть как позитивным, так и негативным. Негатив — не значит, что, например, e-learning, становится все менее популярным. Это может быть использование методов и подходов, которые на самом деле неэффективны, но укоренились как стереотип. Ими пользуются, и это приводит к тому, что развитие идет не по самому перспективному пути. Важно посмотреть «правде в глаза» и понять направление, куда мы идем сейчас и куда идти желательно.

Тренд 1. Доступность за семью печатями

Большинство корпоративных СДО закрыты. К ним не так просто получить доступ из дома или с личного ноутбука. Крайне редко они работают с мобильных устройств, причем как по причине отсутствия адаптации для использования на этих устройствах, так и по тем же причинам закрытости для внешнего доступа. Это пугает, поскольку создает сразу две проблемы:

  • E-learning перестает соответствовать своему лозунгу «В любое время, в любом месте». Если у меня вечером появилась возможность пройти курс, сидя дома, то зачастую сделать я это не смогу. А если я отношусь к категории часто перемещающихся сотрудников, для которых единственное спокойное время — это перелеты и ожидание транспорта, то мне совсем не просто отвечать поставленным компанией требованиям по количеству пройденных курсов.

  • Это снижает мотивацию к обучению. Опять же, захотела я пройти курс из дома, а доступа нет. Значит, был упущен момент очень высокой мотивации — я хотела по собственному желанию, в свое свободное время, пройти обучение, но не получила такой возможности. К моменту, когда у меня к курсам будет доступ, мотивации такой уже, скорее всего, не будет. Мотивация вообще в большинстве случаев держится не очень долго.

Есть и другой аспект закрытости. После прохождения курса он чаще всего перестает быть доступным. Во многих компаниях сейчас именно такая картина — курс пройден сотрудниками, и доступ к нему закрывается через какое-то время. Для повторного открытия нужно совершить ряд действий, на которые далеко не каждый согласится — запрос, согласования и все прочее. Вы спросите — зачем открывать курс еще раз, если сотрудник его уже прошел? Большинство нормальных людей не в состоянии запомнить информацию, которая размещена, скажем, на 40 слайдах с одного раза. Вот прочитали вы книжку, полезную для работы. Если не записывать по ходу чтения то, что нужно сделать или изменить в вашей работе, или просто не выписывать важные вещи, то вы еще не раз будете ее перелистывать и искать то, что вам особенно нужно. Просто наш мозг сразу много запомнить не может. И чем менее этот самый мозг опытен в заданной теме, тем сложнее ему запоминать большие объемы новой информации.

Прошли курс, запомнили одну десятую часть материала, хотим повторить — а никак, доступа нет. Тут нужно или сразу предупреждать, что курс лучше проходить с ручкой и бумагой (что само по себе не так-то и плохо) или не ожидать какого-то результата от обучения. Ну, или можно систему дистанционного обучения открыть… Сегодня это один из основных мировых трендов в электронном обучении — действительно открытая и доступная из любого места СДО. Прошел курс, он остается с тобой до последнего дня работы в компании, да еще его можно посмотреть на планшете по пути к клиенту и даже сохранить оффлайн версию на случай отсутствия сети.

Наблюдала недавно, как агент одной крупной страховой компании оформляла мне полис на автомобиль. Агент работает независимо, к клиентам приезжает сама. Страховка типовая, но это продление — были выплаты по страховым случаям. И вот пока она звонила коллеге в офис, чтобы та что-то посмотрела/проверила, пока она смотрела какие-то данные то в телефоне, то на бумажках, я представляла себе такую картину: лежит перед ней простой недорогой планшет, перед началом заполнения полиса она открывает приложение или сайт, где выбирает, что именно она будет оформлять, и дальше идет по дереву принятия решения, с примерами и подсказками — как и что заполнять и считать. Красота! А может быть, прямо перед встречей со мной она прошла небольшой курс — с того же самого планшета, и уже готова работать со мной без подсказок. Точно красота!

Тренд 2. Гибкость и мобильность

С мобильного можно не только звонить! В современных условиях открытость СДО сразу тянет за собой другой вопрос — использование мобильных устройств. Мне сразу вспомнилось: 2007 год, США, конференция по обучению и много-много разговоров о том, что мобильные телефоны можно использовать не только для звонков, но и для обучения. Тогда это было что-то отдельное, для тех целевых аудиторий, которые вообще не имеют доступа к стационарным ПК и которым очень важно иметь под руками оперативную и актуальную информацию. Казалось, что это такая классная и инновационная идея, но так сложно ее воплотить в жизнь, нужно все специальное и сложное.

Сегодня это уже не вопрос какой-то отдельной разработки. Если подходить к вопросу с умом, то один и тот же курс будет работать и на ПК, и на планшете, и на мобильном телефоне. Тот же самый Articulate позволяет делать курс сразу адаптированным для всех устройств. Да, некоторые тонкости там возникают при конвертации, но они совсем не сложные и не страшные, нужно просто про них знать. А мобильные операторы в своих стратегиях развития на ближайший год уже делают ставку не на «голос», как они говорят, а на «цифру», то есть на мобильный интернет. И смартфон уже можно купить совсем недорого — простой, но со всеми возможностям.

Всемирный тренд среди пользователей Интернета — «Если не работает везде, значит, не для меня». Сейчас чуть ли не в 100% случаев, если потребность в открытии сайта возникла при использовании мобильного устройства и сайт не открылся, то его никто с ПК открывать уже не будет. Только в очень редких случаях и тогда, когда это чуть ли не жизненно важно. Значит и система электронного обучения и электронные курсы должны работать на мобильных устройствах. Хотя бы на планшете. Это удобно (а это тоже тренд и про него чуть дальше). Электронное обучение должно быть гибким, а сегодня гибкость — это только через использование мобильных устройств.

Когда ботинки не жмут… По сути все, что говорилось выше, можно легко объединить в один большой глобальный тренд — удобство. Все так активно заговорили про любовь к слушателям, к умению их слышать и понимать. Как думаете, почему? Просто за технологическими новшествами и попытками все новые инструменты и гаджеты освоить, мы упустили из виду главное — речь идет о простых людях. С чувствами, эмоциями, желаниями и потребностями. И если они не находят в нашем предложении что-то для себя, то использовать все эти инновации для них просто бессмысленно.

Тренд 3. Удобство

Удобство — это очень важная штука в нашей жизни. Я неспроста написала про ботинки. Вспомните последний раз, когда вы на целый активный рабочий день надели обувь, которая оказалась неудобной. Сколько ваших мыслей это заняло?.. Я однажды на выставке потеряла нить разговора с важным заказчиком, потому что мы разговаривали стоя, а мои туфли страшно мне жали. Я постоянно думала, что нужно бы пойти в машину и найти забытые там балетки. Было очень некомфортно! Собственно, электронное обучение ничем от обуви не отличается — оно тоже бывает неудобным. И вот получается одна очень нехорошая история: нам неудобно и не хочется это делать. И наш мозг нам всячески помогает не делать то, что нам не хочется: забывает, убеждает отложить на потом, ищет причины, почему это вообще не стоит делать.

Удобство в электронном обучении можно рассмотреть с разных сторон:

  • Удобство доступа — когда я могу легко и просто зайти в систему, быстро открыть нужный курс и начать обучение. Да, в любом месте, в любое время, с любого устройства.

  • Удобство использования — это относится и к СДО, и к курсам. И если с СДО пользователь контактирует в целом меньше, чем с курсом, то удобство именно в процессе освоения курса имеет большое значение. Кнопки удобные и понятные, инструкции есть, цвета и оформление не мешают и не раздражают, текст простой — не нужно расшифровывать, что именно там написано и что имели в виду.

  • Удобство повторного доступа — это не только возможность повторить пройденное. Это еще и снижение стресса, уверенность, что я не должна прилагать огромные ментальные усилия, чтобы запомнить все-все. Я могу сфокусироваться только на самом важном, а потом какие-то детали повторить и вспомнить.

Удобство еще является очень хорошей мотивацией к обучению и к использованию того или иного ресурса. Очень долгое время искала на свой iPhone приложение для учета личных финансов. Причем ничего особенного мне не нужно — просто фиксировать все, что я потратила и отмечать, на что и когда. А потом посмотреть и поругать себя за то, что какая-то строка бюджета сильно выросла из-за вовсе не нужных мне трат. Я попробовала минимум десяток платных и бесплатных приложений, но их жизненный цикл был не больше пары суток: установить, занести первую пару-тройку покупок, создать категории и забыть. И тут совершенно случайно мне подвернулась бесплатная и очень простая программка, которая так прижилась, что вот уже 3 месяца я гордо веду учет всех затрат, даже на чашку кофе на 100 рублей. Почему так? Да просто она такая удобная и приятная в использовании, что именно желание нажимать эти милые кнопочки двигало мною первые пару недель. А потом появилась привычка, которая теперь уже вполне устойчивая и подкрепляется действительно положительными моментами запуска и использования программы.

Удобством можно мотивировать. Если вашей СДО и курсами приятно пользоваться, то люди могут пойти сначала потому, что им будет просто приятно смотреть на интерфейс и нажимать на кнопки, а уже потом поймут, что кроме всего этого там есть много всего полезного и нужного. Кстати сказать, удобством мотивировать проще и легче, чем полезностью содержания. Потому как последнее чаще бывает под вопросом для каждого конкретного человека. И когда вы скажете своим слушателям, что это обучение, которое будет удобно использовать, то они с радостью хотя бы проверят. Главное, в этот момент оправдать ожидания.

Положительная динамика. На самом деле, я ни в коем случае не хочу сказать, что в нашем отечественном электронном обучении все плохо и неудобно. Наоборот, сейчас есть очень положительный тренд — все больше e-learning специалистов начинают верить в свою профессию и вкладываться в саморазвитие и поиск новых решений. Это действительно происходит и нужно обращать на это внимание — надо эти возможности предоставлять и расширять, давать возможность расти. Еще всего масса всего позитивного, например, освоение смешанного обучения и сочетания самых различных методов и технологий. Запросы на e-learning становятся все более обдуманными и осмысленными. Лично для меня это особенно важно, потому как я уверена, что прежде, чем внедрять, нужно хорошо подумать. И как приятно, когда видишь, что за простым запросом на разработку курса стоит действительно серьезная работа по определению кому и зачем это нужно.

Наша главная задача — не идти против течения. И даже если не везде и не всегда с первого раза получается убедить заинтересованные лица в том, что СДО нужно открыть или в том, что нужно ориентироваться на мобильные устройства, то совершенно точно всегда и везде можно начинать в этом направлении работать, постепенно приходя к желаемому результату.

«Меняйтесь раньше, чем вас заставят это сделать.» (Джек Уэлш)

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

05.12 22:50 EKG1987
Помощь новичку (1)

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте