HR-Journal.ru :: Как предсказать HR‑судьбу по оргструктуре. Тренируемся на кафешках
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Как предсказать HR‑судьбу по оргструктуре. Тренируемся на кафешках

© 13.09.2016
Елизавета Марголина

Если вы прочтёте этот небольшой текст, вас больше не напугает скучное слово «оргструктура». Автор сумела объяснить сложную тему — нет, не на пальцах, а на кафешках — на них гораздо интереснее. И показала, как всё это влияет на вашу работу. Полезные выводы сделают для себя не только эйчары, но и руководители.

Автор о себе

Елизавета Марголина. Я занимаюсь замечательным делом — обучением и развитием людей. Участвовала в создании образовательных пространств для сотрудников «Ростелекома», «Русала», МТС, «Хоум Кредит Банк». Сейчас сотрудничаю с проектом T&D Dive.

Умею и люблю из множества учебных практик компании создавать полноценную корпоративную образовательную систему, полезную для бизнеса и интересную пользователям. И знаю, как научить этому других :)

Предположим, вы ищете работу менеджера по обучению и развитию персонала. Как быстро понять, какие задачи будут стоять перед вами в конкретной компании? Какую образовательную архитектуру вам предстоит спроектировать и построить? У кандидата на позицию менеджера по обучению есть для этого пара встреч и информация из открытых источников. Конечно, нужно узнать о стратегии и целях предприятия. Поговорить о корпоративной культуре и о бюджете на обучение. Я же предлагаю прежде всего посмотреть на организационную структуру и на то, как в компании принято контролировать исполнение работы. Поможет нам в этом книга Генри Минцберга: «Структура в кулаке: создание эффективной организации». В ней автор предложил типы структур, которыми мы и воспользуемся.

Для иллюстрации возьмём один вид бизнеса. Пусть это будет кафе. Спроектируем его четырьмя разными способами. И посмотрим, как строить обучение в каждом случае.

Способ первый. Адхократия

Адхократия — это когда все со всеми договариваются. У нас будет семейное кафе с оригинальным названием «Прибрежное». Небольшое уютное местечко с домашней кухней. Сам бизнес возник из семейного увлечения, желания всех накормить и на этом заработать. Каждый член семьи совмещает несколько функций. Наёмных официантов нет, эту роль могут выполнять младшие родственники. Да и сам шеф-повар не прочь выйти в зал, чтобы обслужить гостей.

Структурировать и запланировать обучение работников «Прибрежного» можно в очень краткосрочной перспективе. Отдельного человека, который отвечал бы за развитие персонала, нет. Кому куда пойти за новыми знаниями и идеями решают все вместе.

Если вы в такой компании наряду с работой закупщика, посудомойщика и дизайнера интерьеров ещё и за обучение отвечаете, то сделайте так, чтобы вопрос этот можно было обсуждать. Скорее всего, учиться сотрудники будут тому чему надо и деньги при этом не транжирить. Только не забудьте принести все отчётные документы тёте Зое, которая за бухгалтерию отвечает. Именно она тут «точка сборки».

Компании такой структуры — это стартапы, небольшие сервисные и консалтинговые агентства, локальные семейные бизнесы.

Способ второй. Простая структура

Простая структура — это когда есть один самый главный. Наше кафе превращается в ресторан «Иван Громов». Иван Иванович Громов — директор. Ресторан назвал в честь себя. Он, вообще, всё делает в честь себя. Одному, правда, никак не справиться, поэтому есть наёмные работники — люди, которые нуждаются (по его разумению) в постоянном и неусыпном прямом контроле. Все решения Иван Иванович принимает сам. В том числе и те, что касаются развития сотрудников.

Если господин Громов поручил вам координировать обучение, то ни в коем случае не надо думать, что у вас появились полномочия. Ваша задача — ждать распоряжения и сделать ровно то, что приказал Иван Иванович. Планировать и прогнозировать — не надо. Проблем с неявкой на обучение у вас точно не будет. Целесообразность проводимых курсов и тренингов будет зависеть от адекватности и психического здоровья первого лица. «Точка сборки» — Громов.

Компании такой структуры — это малый и средний бизнес самой разной направленности.

Способ третий. Механистическая бюрократия

Механистическая бюрократия — когда одного контролёра уже недостаточно, появляются техноструктуры внутри компании, которые берут эту функцию на себя. Они разрабатывают процедуры, нормативы, стандарты. В нашем случае это будет сеть кафе быстрого обслуживания «Блины с начинкой». Замысел этого заведения — зарабатывание денег для акционеров. Кроме самих точек общественного питания, у «Блинов» есть головной офис. И трудятся здесь — технократы, великие теоретики пищевой промышленности и сервиса. Именно так считают повара и официанты сети. Блины пекут по одному рецепту, из одинаковых продуктов. Появление новой начинки сопровождается глобальной рекламой и двухлетней подготовкой. Официанты-кассиры наряжены в одинаковую униформу, для них прописаны скрипты: как общаться с кухней, с клиентами, друг с другом.

Если вы отвечаете за обучение в «Блинах с начинкой», то ваша первейшая задача — разработать соответствующий стандарт и составить план его исполнения. Основной упор надо сделать на обучение стандарту работы, вовлечение в работу по стандарту и убеждение тому, что это и есть корпоративная культура. И не надо ничего про творчество и инновации! Не путайте людей! У вас и так очень много работы, которая, кстати, напрямую влияет на эффективность бизнеса. Результат своих усилий, вы будете видеть в отчётах о продажах. Планировать, прогнозировать и постоянно измерять KPI обучения — ваша рутина. А главная-преглавная задача — обо всём отчитываться технократам. «Точка сборки» — именно они.

Компании, которые выбрали такой вид структуры — средние и крупные производственные и торговые предприятия с развитой региональной сетью.

Способ четвёртый. Профессиональная бюрократия

Профессиональная бюрократия — это когда прописать стандарты всех процедур невозможно. Возникает такое в силу высокой неопределённости и большой вариативности событий, которые в компании происходят. В таком случае — вся надежда на людей, на их знания и навыки. Кадры решают всё именно в профессиональных бюрократиях.

Компании этого типа создаются для того, чтобы что-то изменить в мире. А мы открываем мегаресторан «Вавилон» — огромное заведение в месте культурного паломничества людей из разных стран. Сюда захаживают итальянцы, саудиты, китайцы, израильтяне, французы, австралийцы и нигерийцы. Да и вообще много кого! Некоторые говорят только на своём диалекте. У всех есть особые предпочтения и ограничения в выборе блюд. В том числе — критические. Правила этикета — самые разные. Повара, официанты, работники зала, бармены, администраторы в каждый момент времени должны быть готовы к новым требованиям клиентов. При этом уровень сервиса и обслуживания предполагается высочайший.

Если вы отвечаете за обучение в «Вавилоне», то у вас много разноплановой работы, результат которой в цифрах, увы, не всегда можно представить. Вам предстоит определить, какие сотрудники добиваются наибольшего результата и сильнее всего нравятся публике. Найти что-то общее в их поведении, описать это и сформулировать профиль успеха. Речь о личных качествах, мотивации, стиле работы, реакциях на разные ситуации, манере общения. Вам не нужны одинаковые люди, вам нужны одинаково хорошие. А дальше — оценка, обучение, развитие — согласно профилю успеха. Пример того, что вы будете делать: гостевые лекции для культурного развития, тренинги для оттачивания наиболее важных навыков, круглые столы для обмена опытом и коучинг для поиска новых возможностей. Планирование должно быть гибким, а обучение интересным. Сотрудники — это ваше конкурентное преимущество. «Точка сборки» — они.

Организации с профессиональной бюрократией — IT-интеграторы и разработчики, исследовательские компании, консалтинг разного направления, а также больницы, школы, институты.

* * *

Надо сказать, что в рамках одной организации могут существовать два-три вида управления. Адхократия — на уровне топ-менеджмента, профессиональная бюрократия — на уровне головной компании, технократия — на операционном. Поэтому узнавайте, с персоналом какой категории вам предстоит иметь дело, и примеряйте на себя потенциальные обязанности.

Если вы предпочитаете исполнительскую работу, то компания с прямым управлением вполне подойдёт. Уделите особое внимание знакомству с первым лицом.

Если вы хотите видеть результат своих усилий и руководить масштабными проектами, то всё это возможно в технократических структурах.

Если же вам важно заниматься творческой работой, общаться с интересными людьми и вас не страшит неопределённость, то профессиональная бюрократия вам понравится.

А если вам не выжить без свободы мнений и товарищества на работе, то обратите внимание на адхократию.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте