HR-Journal.ru :: Подходы к изучению иностранного языка. Какой выбрать?
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Подходы к изучению иностранного языка. Какой выбрать?

© 26.11.2014
Светлана Скрипник

Все знакомы со «школьным» подходом к изучению иностранного — через объяснения учителя, освоение теории. Результат известен и не всегда радует. Но есть и другой путь! Как изучать язык увлечённо, развить языковое чутьё, а саму дорогу за знаниями сделать короче, рассказывает Светлана Скрипник.

Об авторе

Светлана Скрипник. Академический директор образовательного центра IPT, экзаменатор Cambridge ESOL, тренер преподавателей английского языка, преподаватель Business English с 14-летним стажем.


Без постоянных ошибок при использовании языка
невозможны ни открытия, ни прогресс.

Пол Карл Фейерабенд


Добровольно ли, по принуждению ли, в группах или индивидуально — все мы изучали иностранный язык. Для большинства из нас такое изучение — это класс или аудитория, преподаватель у доски и соседи за партами, слушающие внимательно или не очень, впитывающие знания или же оставляющие их витать в воздухе.

К сожалению, далеко не каждый преподаватель и студент осознают, что изучить иностранный язык — значит не просто приобрести знания, но и выработать соответствующие навыки, позволяющие понимать речь на слух, выражать свои мысли чётко и доходчиво, голосом и на письме. Просто слушая преподавателя и выполняя упражнения из учебника, достичь этого почти невозможно.

Джим Скривенер, опытный преподаватель, директор института подготовки преподавателей английского языка в Кембридже, утверждает:

«...самый эффективный способ обучения — это когда студент действительно активно вовлечён в занятие. Объяснения, особенно длинные, оставляют меня равнодушным; мне скучно, я отключаюсь. Однако бросьте мне вызов, дайте мне проблему, которую необходимо решить — и я научусь гораздо большему, экспериментируя, применяя знания на практике, пробуя и ошибаясь».

Как же внести эти самые «пробы и ошибки» в урок? Как сделать его сразу и практическим, и практичным?

Представьте себе, что сегодня ваше занятие по английскому языку посвящено способам выражения будущего времени. Вы уже готовы к 30-минутному объяснению и упражнениям из Мёрфи, а преподаватель вдруг рассказывает о письме своего приятеля из другой страны, который делится планами на выходные. Вы обсуждаете эти планы, интересный ли предстоит уик-энд, слово за слово — естественно, на английском. И незаметно для себя, работая с наводящими вопросами и текстом письма, вы (сами!) вдруг понимаете, как и какими средствами в английском языке можно сказать о планах на будущее. Роль преподавателя в таком уроке не сводится к менторству, перед вами уже и не лектор. Теперь учитель создаёт условия и ситуации, близкие к реальным, в которых студент сам, по подсказкам, наводящим вопросам и заданиям, приходит к знаниям и открытиям. И эти знания усваиваются, они запоминаются легко и надолго, так как уже стали частью собственного опыта студента. В этом и заключается метод Discovery Learning Techniques.

Конечно, любые знания можно донести, просто объяснив материал. Это так называемый прямой метод (explicit approach). Например, преподаватель в самом начале урока объявляет: «Сегодня мы будем изучать Present Perfect». И далее следует объяснение с примерами. Это то, к чему большинство из нас привыкло. Но при таком подходе Present Perfect для студента остаётся абсолютно чуждым явлением: оно абстрактно, не связано ни с жизнью, ни с ситуацией, в общем — малоинтересно. У многих сразу возникают вопросы: «А что это такое? О чём вообще идёт речь? И какое отношение это имеет ко мне? А как мне вспомнить, когда и как применять такое?» И это справедливо, этого стоило ожидать, ведь материал оторван от жизни, не было реальной необходимости воспользоваться этим самым Present Perfect, чтобы выразить свои мысли и идеи, навык не зародился.

И напротив, непрямой, косвенный метод (implicit approach), на котором и основана идея Discovery Technique, предлагает погрузить студентов в ситуацию, близкую к реальной жизни. Это стимулирует мысль, заставляет анализировать (теперь вы не пассивный слушатель!), сравнивать, проникаться контекстом и делать выводы, связывать новые знания с уже имеющимся багажом. И вот, шагая от общего к частному, вы открываете и форму, и значение. Именно такой подход в конечном счёте развивает языковое чутьё, способность догадываться, как устроен иностранный язык, что так важно на продвинутых этапах изучения. И именно этот подход использует образовательный центр IPT.

А если мы не до конца вас убедили, пускай попробует блестящий учёный, писатель и философ Блез Паскаль :)

«Человека, как правило, намного легче убедить аргументами и причинами, им самим открытыми, чем теми, что пришли на ум кому-то другому».

Ещё один аргумент в пользу Discovery Approach: теперь усилия студента делают обучение более запоминающимся. И это не голословное утверждение, а доказанный психологией факт. Так называемый механизм импринтинга (imprinting) памяти позволяет надолго запомнить информацию и не утратить навык, если они получены в яркой (даже смешной) ситуации или имеют личную значимость.

Подведём итог

Вот основные преимущества Discovery Technique в обучении иностранным языкам:

  • Студенты мысленно вовлечены в процесс.

  • Обучение носит более глубокий характер.

  • Личная связь между студентом и изучаемым материалом.

  • Близость к естественному познанию языка.

  • Обучение через решение проблемы.

  • Развитие когнитивных и умственных навыков.

  • Активный подход со стороны студента.

  • Дополнительная разговорная практика.

Что ж, какой тропинкой шагать к языковым целям — решать вам, а мы предлагаем путь естественный и короткий!

* * *

По вопросам обучения обращайтесь:

Операционный директор IPT, Ольга Панина:

olga.panina@iptrussia.ru

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте