HR-Journal.ru :: Как не стать кузницей кадров для конкурентов (защита инвестиций в персонал)
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Как не стать кузницей кадров для конкурентов (защита инвестиций в персонал)

© 20.03.2007
Федор Нестеров, Виктор Компанеец, Нестеров консалтинг – повышение эффективности людей и организаций. fedor@nesterov.com.ua

Если невеста уходит к другому, то неизвестно кому повезло...

Тема данной статьи является неким обобщением вопросов руководителей разного ранга, остается актуальной уже много лет и, вероятно, будет оставаться таковой еще очень долго. В обозримом будущем - пока будет жива конкуренция в любом ее проявлении. Каждое новое поколение аналитиков и руководителей предлагает собственные решения для этой проблемы, которые будут востребованы в течение некоторого периода. До прихода следующего поколения аналитиков и руководителей, которые назовут эти подходы устаревшими и предложат какие-то другие.

Поэтому цель данного доклада предложить собственные варианты очередных новых подходов и практических идей для этой поистине неисчерпаемой темы.

Прежде всего, давайте попробуем проанализировать прямой эмоциональный подтекст задачи: какие чувства вызывает в нас эта фраза? Явно отслеживаются два желания:

  • Как сделать так, чтобы они не уходили?

    В теории ответ прост – надо создать им такие условия для работы, чтобы им не хотелось никуда уходить. И к этому все, так или иначе, стремятся, составляют бесконечные списки того, что нужно сделать для достижения этой цели, и все равно не получают 100% успеха как бы ни старались.

    Другой вариант – запретить им уходить. На практике это также невозможно, как юридически (ограничение прав граждан) так и практически – люди иногда уезжают в другое место, уходят в декрет, умирают, в общем - живут, так что естественная убыль сотрудников просто неизбежна.

  • Как сделать так, чтобы не уходили к конкурентам?

В теории можно включить в контракты с сотрудниками запрет на уход к конкурентам, но на практике эти контракты пока имеют ограниченное распространение. Кроме того, штрафы, заложенные в контрактах, могут перекрываться обещаниями конкурента.

Судя по всему, в эмоциях мы ничего нового и тем более реального не найдем. Поэтому, оставляем в покое эмоции и возвращаемся к логике. Логическая постановка задачи приводит к разделению ее на следующие вопросы.

  • Почему они уходят?

    • Темпы личного роста сотрудника больше темпов роста компании – он уже перерос требования своей должности, но в компании для него нет перспектив, поэтому он уходит туда, где видит перспективы

    • Темпы личного роста сотрудника меньше темпов роста компании – он уже не успевает расти одновременно с компанией и уходит в более спокойную жизнь – туда, где, как ему кажется, его не будут заставлять так быстро расти.

    • Уход как результат чей-то управленческой ошибки – в народе такая практика известна под названием «сейчас разберусь как следует и накажу кого попало» или «поощрение непричастных и наказание невиновных».

  • Хорошо или плохо то, что они уходят?

    • Хорошо, если темпы роста сотрудника не соответствует темпам роста компании

      При этом совершенно не имеет значения, чьи темпы роста выше. Главное, что они не соответствуют друг другу и поэтому дальнейшая совместная работа невозможна.

    • Плохо, если уход – результат управленческих ошибок

    Сотрудник еще мог приносить пользу, но в результате чьей-то некомпетентности покидает компанию.

    И, наконец, главный вопрос:

    ЕСЛИ УХОД НЕКОТОРЫХ СОТРУДНИКОВ НЕИЗБЕЖЕН, ТО, КАК ЗАЩИТИТЬ ИНВЕСТИЦИИ В ПЕРСОНАЛ, СДЕЛАННЫЕ ДО МОМЕНТА ИХ УХОДА?

    Для ответа на вопрос необходимо разобраться более подробно, что такое инвестиции вообще и в персонал в частности.

    ИНВЕСТИЦИЯ = затраты ресурсов в расчете на получение дохода в виде потока ресурсов, превышающего размер первоначальных затрат.

    ИНВЕСТИЦИИ В ПЕРСОНАЛ = затраты денег и/или времени

    ДОХОД ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ПЕРСОНАЛ = Интенсивность использования * Период использования

    Задача защиты инвестиций = задача повышения дохода.

    Традиционный подход – увеличение интенсивности использования персонала. Но его возможности ограничены из-за того, что конечны сами физические возможности человека – можно попробовать заставить своих сотрудников работать по 12 часов в день в течение некоторого периода времени, но долго они так работать не захотят или не смогут.

    Попробуем, что можно сделать с другой частью формулы

    Период использования = Период использования до ухода + Период использования после ухода

    Вот Вам и решение. Повышение дохода от использования персонала = создание условий для возможности его использования после ухода из компании.

    Возможные варианты сотрудничества после ухода сотрудника из компании (только то, что очевидно и находится на поверхности):

    • Помощь в поиске заказов для компании, вплоть до заказа услуг компании самостоятельно

      Пример подобной практики – всемирно известная консалтинговая компания McKinsey. Большинство ее бывших сотрудников, проработав в компании в бешеном темпе несколько лет, уходят из консалтинга в реальный бизнес и, как правило, занимают руководящие позиции в других компаниях. Очень часто они впоследствии выступают как заказчики услуг McKinsey.

    • Помощь в подборе, обучении и воспитании будущего персонала компании

    • Поиск потенциальных возможностей для дальнейшего развития компании – от маркетинга до стратегических партнеров

    Чем дальше от бизнеса материнской компании уходят сотрудники – тем лучше. Тем более нестандартные решения они могут увидеть. Предложить доступ к скрытым ото всех ресурсам. Тем большие возможности и перспективы они смогут создать для своей альма-матер (Более подробно этот вопрос рассмотрен в докладе Ф. Нестерова «Оценка эффективности инвестиций в развитие персонала»).

    Обязательные условия будущего сотрудничества:

    • Вера сотрудника в ценность услуг компании

      Один из самых главных факторов, без которого не имеют смысла все остальные. При прочих равных условиях, компания должна предлагать достаточно ценные продукты и услуги, чтобы ее собственные сотрудники считали их ценными даже после своего ухода.

    • Сохранение лояльности сотрудника к компании после его ухода

      Если мы хотим сохранить возможность сотрудничества, то все процедуры, связанные с уходом должны быть проведены максимально корректно и доброжелательно. Никаких хлопаний дверями, криков о предательстве, невыплат обещанных денег и прочих глупостей.

    • Поддержание интереса сотрудника к продолжению сотрудничества

      • Материальный интерес – денежные поощрения и подарки во всех видах

      • Моральный интерес – слава и признание - доски почета, истории о наших героях, звания почетных сотрудников и многое, многое другое.

    Все изложенное выше очень хорошо звучит в теории, но на практике заработает только в том случае, если на основе этих знаний Вы поставите своей задачей в своих компаниях ИЗМЕНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ таким образом, чтобы НА ПОСТОЯННОЙ И РЕГУЛЯРНОЙ ОСНОВЕ производились следующие действия:

    • Анализ каждого случая ухода и увольнения – как стандартная обязательная процедура обратной связи по проверке работы системы управления:

      • Не является ли уход данного сотрудника следствием управленческой ошибки, кто персонально ее совершил и что нужно сделать для ее исправления и предотвращения подобных ошибок в будущем.

      • При уходе сотрудника к конкурентам сравнивать темпы роста свои и конкурента, а также темпы роста ушедшего сотрудника

    Темпы роста уходящего сотрудника по сравнению с темпами роста нашей компании, из которой он уходит
    ВышеНиже
    Темпы роста компании конкурента в которую он уходит по сравнению с нашейВышеВозможно, наша компания стала проигрывать конкуренту настолько, что это уже всем заметноНаша оценка темпов роста сотрудника или конкурента возможно ошибочна
    НижеВозможно, компания конкурент имеет амбициозные планы по поводу своего ростаУход сотрудника, скорее благо, чем потеря для нас
    • Заранее разработать направления и условия сотрудничества компании и сотрудника после его возможного ухода из компании и стандартно сообщать их всем сотрудникам, как возможную перспективу в будущем, еще при приеме на работу

    • Отработать процедуры ухода и увольнения таким образом, чтобы сохранить лояльность сотрудника к компании после его ухода.

    • Создать отдельное направление деятельности компании – отслеживание карьеры бывших сотрудников, создание сообщества бывших сотрудников и организация сотрудничества с каждым из них

    Если темпы роста и организационные культуры нашей компании и компаний-конкурентов различны, то и наши оценки подходящих нам сотрудников будут существенно различаться. Имеет смысл попробовать договориться с конкурентами, чтобы направлять друг другу на рассмотрение тех сотрудников, которые попали в поле зрения каждой из компании, но были признаны неподходящими – а вдруг они подойдут другому. Такой подход, кстати, может дополнительно стимулировать отказ участников соглашения от прямого переманивания ведущих сотрудников друг у друга.

    условия копирования

    Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

    Комментарии

  • Новые обсуждения

    03.12 00:59 publicmd
    Подарок шефу на Новый Год (7)

    30.11 20:52 Raket
    Анкета при приеме на работу (1)

    30.11 18:49 EKG1987
    Помощь новичку (0)

    28.11 17:46 Степан
    помощь новичку (7)

    Все

    Комментарии

    Ваш баннер на этом месте