HR-Journal.ru :: Где «прячется» корпоративная культура?
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Где «прячется» корпоративная культура?

© 15.05.2013

Сергей Карпов, PhD, старший научный сотрудник Advanced Management Institute (Бизнес-школа AMI)


Автор о себе:

Профессиональный управленец, инженер и исследователь. Работаю директором по сервису в ГК «Взлет», в свободное время сотрудничаю
с исследовательскими центрами инноваций и организационного развития
бизнес-школы Advanced Management Institute. Несколько лет назад получил PhD
в области культурологи. Изучаю кросс-культурные различия в
менеджменте Европы и Азии, написал большое количество статей по современному
менеджменту. Опыт работы с компаниями разных стран — Голландии, Италии,
Германии, Китая, Великобритании, Японии.

– Даже в гражданской войне генералиссимусу не мешает знать традиции родной армии.

А. Мариенгоф «Циники»

Занимавшиеся консалтингом или обучением специалисты, нередко при обсуждении программы сталкиваются с категоричным требованием: «только никакой «культуры», это лишнее». Есть еще более смелые утверждения: «Что Вы мне тут про какую-то корпоративную культуру говорите? У нас в фирме ничего такого нет!» Как ни странно, это можно услышать в самых различных компаниях, вне зависимости от их размера и области деятельности.

Как следует из одного из определений, культура есть система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, сосредоточенных в материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Создавая и развивая компанию, собственники и руководители создают не только инструмент для реализации свих амбиций и зарабатывания денег, но и новый конгломерат значений, понятий, символов, правил, – то есть именно ту самую корпоративную культуру, о которой потом так не хотят говорить. С чем это может быть связано?

Не секрет, что одной из бед российской культуры управления, является изменение отношения к подчиненным в процессе становления и укрупнения компании. Если в самом начале деятельности, когда компания еще строится по «семейному» типу, существует кажущееся равенство между всеми, от собственников до грузчиков и подмастерий, то по мере роста хозяева все больше удаляются в «заоблачные выси», появляется определенное «барство» и желание продемонстрировать своё превосходство над вчерашними соратниками. Это желание «барства», доводит до признаний типа: «Я не буду вводить грейды по зарплате! Я же не смогу тогда платить так, как считаю нужным!», «Старые сотрудники зажрались, разгонять пора. Я им говорю, что делать, а они делают не то и не так, а потом еще и ждут чего-то...». Незнакомо?

А объяснения очень просты, и, как ни странно, корень проблем находится именно в культуре. Удаляющиеся ввысь собственники теряют культуру общения, и – в первую очередь – лишают сотрудников обратной связи. Позитивной обратной связи. Негативная же обратная связь, переходит из плоскости объяснения (что и почему не так, и как нужно действовать, чтобы изменить ситуацию), к рычагу финансового давления на персонал – штрафам и перекосам в выплатах. Детские комплексы и желания, вскармливаемые историей успеха, усыпляют разум хозяев бизнеса и рождают чудовищ. Единственное, что может помешать такому рождению, – это культура и дисциплина. В первую очередь – культура и самодисциплина руководителя. К сожалению, часто в российских компаниях нет ни одного, ни другого. Попытка решить вопросы копированием западных стандартов хозяйствования и методик документооборота, могут лишь усугубить ситуацию, но не вылечить проблему отсутствия фундамента. Отсутствия единой монолитной корпоративной культуры, способной нести на себе постоянно продолжающее достраиваться и развиваться здание компании.

Невозможно перенесение методов и методик управления и хозяйствования с одной культурной среды на другую без изменения либо в методиках, либо в культурной среде. Но изменения должны затрагивать всех действующих лиц – физику не обманешь. А в это так не хочется верить. И уж тем более – так не хочется меняться людям, достигшим определенного уровня власти. Однако корпоративная культура – это игра, в которую играют все. От собственника до уборщицы. И это единственный механизм, способный как создать компанию, так и развалить ее. Чем скорее российскому бизнесу удастся это осознать, тем быстрее он получит шанс на выздоровление.

Известный советский бард Юрий Алексеевич Кукин на своих выступлениях очень любил вспоминать, как в одном отдаленном районе страны его поразил говор местных жителей. Они постоянно дублировали часть слов: пальто-мальто, двери-шмери, а в конце фразы неизменно добавляли – туда-сюда. Имея возможность пообщаться с высокопоставленным лицом, он не преминул задать вопрос: а с чем связаны такие странные языковые традиции? Предсказуемый ответ надолго стал «притчей во языцех» не только по поводу описанных речевых оборотов. Зачастую, анализируя проблемные компании, на вопрос: «С чем связаны наши беды?» консультанты вынуждены повторять как мантру (но пока еще, в основном, про себя), все ту же, уже привычную нашему уху фразу: «Культур-мультур не хватает, туда-сюда».

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

28.11 17:46 Степан
помощь новичку (7)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте