HR-Journal.ru :: 7 впечатляющих справочников сотрудника
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

7 впечатляющих справочников сотрудника

© 26.05.2015
Надежда Порываева

Совсем недавно мы рассказали, что такое справочник сотрудника и как его сделать. Превращать ли его в нечто унылое, подобное циркуляру или отчёту? Решать вам! А от нас — копилка идей и вдохновения: семь западных компаний, которые не пошли проторённой дорожкой, разумеется, вместе с их справочниками ;)

Автор о себе

Надежда Порываева. В 2004 году закончила экономический факультет Московского авиационного института («Экономика и управление на предприятии»).

В сфере управления персоналом работаю с 2005 года. Специализируюсь на нормировании и организации труда, мотивации персонала, разработке организационно‑распорядительной документации, организационном развитии компаний.

Самый краткий справочник сотрудника

...на протяжении многих лет с успехом применяется* в американской компании Nordstrom. Она была основана в 1901 году шведским иммигрантом Джоном Нордстромом, разбогатевшим на Клондайке во времена золотой лихорадки. Сегодня Nordstrom — один из основных ритейлеров одежды, обуви и аксессуаров в США.

Руководство для сотрудников Nordstrom представляет собой серую карточку 5×8 дюймов (чуть меньше листа A5) и содержит всего 75 слов (на английском):

Добро пожаловать в Nordstrom!

Мы рады, что теперь вы работаете с нами. Главное для нас — первоклассно обслуживать клиентов. Наши сотрудники не боятся труднодостижимых целей, личных и профессиональных. Мы убеждены, что вы сможете им соответствовать.

Правила Nordstrom: Правило № 1. В любой ситуации хорошенько подумайте. Других правил нет.

Не бойтесь спрашивать. Для этого всегда есть начальник отдела, директор магазина или руководитель подразделения.


Перевод HR‑Journal


* К сожалению ли, к счастью ли, это миф. Но согласитесь, о «справочнике» Nordstrom знают все. Быть может, так и задумывалось ;) — Ред. HR‑Journal

Самый весёлый справочник

...принадлежит американской компании Zingerman's, уникальному бизнес‑сообществу из десяти самостоятельных предприятий. Zingerman's включает в себя продуктовый магазин, пекарню, тренинговую компанию, кейтеринговую компанию, интернет‑магазин (доставка еды по всей Америке), сырный магазин, ресторан настоящей американской еды, компании по производству кофе и кондитерских изделий, и даже ферму.

Справочник сотрудника в Zingerman's — не что иное, как забавный комикс. Это делает знакомство с корпоративными политиками и правилами занятием не скучным и утомительным, а приятным. Даже если такой подход и кажется странным, он отвечает духу этой компании и отражает основной принцип её работы — от веселья к обучению.

Интересная деталь! На уголке каждой правой страницы справочника авторы разместили смешной сэндвич в шляпе и с тростью наперевес. При перелистывании страниц создаётся впечатление, что он танцует.

Справочник с самым образным названием

...сегодня уже не используется. А назывался он The Ropes at Disney's («Узелки на память от Диснея». — Перевод HR-Journal) и был создан в 1943 году в Голливуде. Курировал этот проект один из лучших аниматоров студии, сценарист и художник Том Ореб. Он же и проиллюстрировал справочник.

Казалось бы, студия «Дисней», особенно в золотой век Голливуда (с 1930‑го до начала 1950‑х), была счастливейшим местом на земле, работодателем мечты. Однако справочник это решительно опровергает. Даже при беглом знакомстве с ним создаётся впечатление, что это скорее режимное предприятие, а не творческая мастерская. И в подтверждение тому — выдержки из справочника:

  • Опоздание на работу является основанием для уменьшения заработной платы.

  • По территории студии запрещается передвигаться без бейджа.

  • За личные телефонные разговоры платят сами сотрудники (за исключением экстренных ситуаций).

  • Больничные листы оплачиваются так: женщины — до десяти дней болезни в год, но не более пяти дней подряд; мужчины — до пяти дней болезни в год, но не более трёх дней подряд.

  • Любое нарушение закона США «О шпионаже» влечёт за собой увольнение из студии.

Самый «культурный» справочник

...носит название «Книга культуры» (Culture book). Он ежегодно переиздаётся в американской Zappos (онлайн‑ритейлере одежды и обуви) — компании с «корпоративной культурой № 1 в мире».

В его создании участвуют все сотрудники — вне зависимости от должности и стажа. Раз в год каждый из них получает на e‑mail сообщение с просьбой написать несколько абзацев о своём отношении к культуре, миссии и ключевым ценностям компании.

Это интересно! Присланные ответы никогда не редактируются, исправляются только опечатки.

Получается целый сборник чувств и мыслей сотрудников, рассказывающий о том, что значит для них компания (работа) и какое место она занимает в их жизни. Толщина этого сборника поистине впечатляет — более 200 страниц текста с красочными иллюстрациями и фотографиями с корпоративных мероприятий.

В целом Culture book — это интересный инструмент для поддержания и развития корпоративной культуры. Он позволяет держать руку на пульсе сотрудников и принимать управленческие решения вовремя.

Самый «скаутский» справочник

...разработан в калифорнийской компании IDEO. Это именитая дизайнерская и консалтинговая компания США, а ещё — один из лидеров инноваций.

Специалистами IDEO создан дизайн более пяти тысяч различных продуктов, в том числе первой компьютерной мышки для Apple, ноутбука для NEC, Palm V (стильного карманного органайзера), детского компьютерного джойстика для Phillips и многих других.

Справочник сотрудника IDEO представляет собой небольшую книжку (всего 18 страниц) с простыми иллюстрациями и по-пионерски чеканными лозунгами. В сущности, это декларация основных ценностей компании: «будьте оптимистами», «сотрудничайте», «извлекайте уроки из неудач», «помогайте другим становиться успешными», «берите на себя ответственность», «говорите меньше, делайте больше». При этом значение каждой из заявленных ценностей раскрывается более подробно. Например, «сотрудничайте»: самый мощный актив в нашем арсенале — слово «Мы»; «извлекайте уроки из неудач» — просите прощения, но не разрешения. Таким нехитрым образом в сознании новичков рисуется образ идеального сотрудника IDEO, с которого стоит брать пример.

Президент IDEO Тим Браун не поленился сам выложить The Little Book of IDEO на Slideshare.net. Итак, в эфире — «Пионерская зорька» ;) Слушаем Смотрим.

Самый интригующий справочник

...у американской IT‑компании Valve Corporation, которая подарила миру такие игровые хиты, как Half‑Life, Portal, Counter Strike, DOTA, а также развлекательную онлайн‑платформу Steam.

Компания была основана в 1996 году выходцами из Microsoft Гейбом Ньюэллом и Майком Харрингтоном. Сегодня она носит славу одной из самых закрытых и самых успешных в мире. Примечательно, что совсем недавно и справочник сотрудника Valve был доступен исключительно её работникам. Сегодня же его цифровой вариант очень популярен в Интернете (один из бывших сотрудников компании не удержался и залил на торрент‑трекер).

Так что же особенного в этом справочнике? Что сделало его настолько популярным — и не только среди эйчаров и IT‑специалистов?

Прежде всего, чувство юмора создателей. Справочник изобилует искромётными фразами и весёлыми иллюстрациями. Но, безусловно, основа его успеха — сами правила, по которым работают в Valve. И это совсем не удивительно, ведь большинство из них, мягко говоря, весьма незаурядны.

Наиболее впечатляющие выводы из правил:

  • В Valve нет управленческой элиты, она является компанией с плоской структурой управления, единственный босс в Valve — это клиент.

  • Сотрудники Valve объединяются в проекты, исходя из своих собственных интересов, а не по указанию свыше.

  • Для удобства и продуктивности совместной работы все рабочие столы в Valve оснащены колёсиками.

  • Ошибки сотрудников в Valve — это возможность поучиться, а не основание для взысканий.

  • Ежегодно каждый в Valve получает развёрнутый отзыв о своей работе, который составляется из отзывов других сотрудников.

  • Карьерный рост сотрудников в Valve — это не вертикальное должностное продвижение, а развитие компетенций и получение новых.

Это интересно! Находка создателей справочника и его заключительный аккорд — словарь корпоративного жаргона, кодовых слов и сокращений, используемых в компании. Ниже представлен его небольшой фрагмент:

  • Менеджер — это вид людей, которого нет в нашей компании. Если вы увидите хотя бы одного — немедленно сообщите об этом кому‑нибудь ещё: вероятно, это призрак кого‑то, кто обитал в этом здании до нас.

  • WFH (Working From Home) — работа из дома.

Одним словом, справочник сотрудника Valve — документ фантастический, олицетворяющий собой компанию XXI века. Не пожалейте времени — составьте о нём собственное мнение.

Самый креативный справочник

...принадлежит мексиканской софтверной компании Nearsoft. Как и у Valve, в Nearsoft плоская система управления. «У нас нет боссов», — смело заявляют авторы уже в начале справочника.

Приветствуют новых сотрудников в Nearsoft тоже весьма оригинально: «Добро пожаловать в сказку! Мы хотим, чтобы время с нами стало самым удивительным для вас». Дальше — больше. Авторы зовут в увлекательное путешествие по компании. А между делом сообщают о девайсах, которые выдают сотруднику, о возможности самому выбрать рабочее место, о важности ориентационных занятий, о наставнике, к которому обращаться с вопросами. Не забывают рассказать и о корпоративных правилах. Кстати, они совсем простые. Вот некоторые:

  • Мы не контролируем ваше время, но, пожалуйста, никогда и никого не заставляйте ждать вас. Пунктуальность очень важна.

  • Прибирайтесь за собой после еды. Вашей мамы рядом нет. Вы сами должны заботиться о своём рабочем месте.

  • Если вам нужны книги, но вы не нашли их в библиотеке, то сообщите нам об этом. Наш бюджет на книги кажется бесконечным.

  • Одевайтесь так, как вам удобно, как вам нравится.

  • Будьте самим собой.

  • Если почему-то вам пришлось остаться дома или работать из другого места, это прекрасно. Но, пожалуйста, оставайтесь на связи (по Skype), пока не закончила трудиться ваша команда.

  • Парковка — нужна всем. Вы можете оставить свою машину около офиса, но, пожалуйста, уважайте других людей и никогда никого не блокируйте.

И главное, обращаясь к новым сотрудникам, авторы рассказывают о важности корпоративной культуры для компании. А ещё — мотивируют новичков на успех.

Небольшой фрагмент из справочника: «Наша культура — один из ценнейших активов. <...> Она приводит к нам нужных работников, ответственна за уровень сервиса для наших клиентов и даже за наши финансовые результаты. <...> На собеседовании мы поняли, что вы хорошо вписываетесь в нашу компанию. Теперь дело за вами — докажите, что мы не ошиблись».

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте