HR-Journal.ru :: Корпоративные битвы за «матрицу»
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Корпоративные битвы за «матрицу»

© 11.08.2005
Мария Хованская, «Кадровый менеджмент»

Бизнес-сообщество уже неоднократно сталкивалось со скандалами и судебными исками, вызванными неправомерным использованием Интернета на работе. Может ли работодатель отслеживать электронные коммуникации сотрудников? Как соблюсти тайну личной переписки и одновременно обеспечить информационную безопасность компании? Точных ответов на эти вопросы пока не дал никто.

В свое время многие работодатели приветствовали появление Интернета. Подключение к мировой «паутине» давало возможность моментально связываться с любой точкой мира, в считаные минуты находить нужные сведения в поисковой системе и быстро обмениваться знаниями и опытом. Исследование, проведенное недавно компанией Xerox, показало, что 52% работников считают электронную почту одним из самых эффективных способов обмена информацией.

Интернет позволил во много раз повысить производительность труда и сэкономил компаниям много средств. Однако вскоре выяснилось, что виртуальное пространство приносит работодателям не только дивиденды, но и проблемы. По данным исследовательской фирмы IDC, количество электронных писем, ежедневно отправляемых и получаемых в США, выросло с 1999 года более чем в три раза. А консалтинговая компания ePolicy Institute подсчитала, что 48% американских работников проводят за чтением электронных посланий от одного до двух часов в день, а еще 10% посвящают этому более половины рабочего времени. При этом сотрудники не всегда читают только деловую корреспонденцию.

Для борьбы с этим компании стали устанавливать систему электронного мониторинга. По данным Американского общества управления персоналом (Society for Human Resource Management), сегодня 80% американских работодателей просматривают электронную почту сотрудников и следят за тем, какие сайты они посещают. Еще 70% считают себя в полном праве читать письма сотрудников. Правда, это убеждение не разделяют американские законодатели. Они часто ссылаются на принятый в 1986 году Акт об охране тайны электронных коммуникаций (Electronic Communications Privacy Act). В соответствии с ним никто не вправе перехватывать и выяснять «содержимое беспроводной или электронной коммуникации» или незаконно пользоваться чужими сообщениями.

Подобные законы существуют и в Евопе. Например, в Великобритании мониторинг личной электронной почты без согласия ее автора или получателя подпадает под статью закона, которая запрещает проверку электронных сообщений, даже если рабочим почтовым ящиком пользуются для личной переписки.

Работники не преминули воспользоваться тем, что закон защищает их права. В 1990-х годах по США и Европе прокатилась волна судебных процессов, предметом которых стали увольнения за использование электронных ресурсов компании в личных целях. Оставшиеся без работы сотрудники подавали иски и выигрывали процессы. Например, в 1995 году одна французская организация уволила инженера за то, что тот занимался на работе личными делами, пользуясь при этом интернет-ресурсами работодателя. Официальным поводом послужил тот факт, что системный администратор обнаружил два сообщения в папке под названием «личная корреспонденция» на жестком диске. Работник подал иск в окружной суд Парижа, но тот встал на сторону компании. Тогда дело передали в кассационный суд, верховную судебную инстанцию Франции. Судьи вынесли решение в пользу инженера, заявив, что «работник имеет право на тайну личной жизни повсюду и в любое время, в том числе в течение рабочего дня и на своем рабочем месте».

Но бывали и другие случаи. В том же 1995 году в окружном суде Восточной Пенсильвании рассматривалось дело по иску, поданному неким Майклом Смитом (Michael Smith) против компании The Pilsbury. Смита уволили за пересылку небольшого сообщения, касающегося другого сотрудника компании, по корпоративной почте. На суде пострадавший возмущался тем, что компания гарантировала персоналу конфиденциальность переписки. Тем не менее The Pilsbury выиграла процесс. В решении суда указывалось, что «работодатель не может не пресекать передачу по своей электронной почте неуместных и непрофессиональных комментариев. Его интересы ставятся выше любых частных амбиций сотрудников».

Можно было бы подумать, что решение суда противоречит Акту об охране тайны электронных коммуникаций. Но в акте есть статьи, которые освобождают компанию от ответственности, если вмешательство обусловлено «требованиями бизнеса». Подобные оговорки есть в законах многих стран.

Законодатели разрешают работодателям отслеживать, пользуются ли сотрудники интернет-ресурсами в личных целях, если это представляет угрозу для бизнеса. Тем не менее работодатель обязан известить сотрудников о том, что он осуществляет мониторинг их деятельности в сети.

В целом законы многих стран о пользовании Интернетом на работе очень противоречивы. Юристы пока не могут провести четкой грани между интересами корпораций и тайной личной переписки. Западные консультанты в области управления персоналом тоже не дают однозначного ответа. От них можно услышать лишь общие рассуждения об этике и более конструктивном использовании Интернета в офисе.

В Россию Интернет пришел сравнительно недавно. Специальных законов в отношении использования электронных ресурсов работодателя пока не существует. «Эти вопросы регламентируются внутренними документами фирмы, а возникшие конфликты решаются в рамках Трудового кодекса», – объясняет Алексей Бакулев, управляющий юридического бюро «Правовая основа бизнеса». Если работник злоупотребляет Интернетом в личных целях, работодатель может сделать выговор, строгий выговор или, в крайнем случае, уволить сотрудника.

Именно так поступает Семен Буденный, гендиректор компании по разработке веб-сайтов и рекламе «Сема.ру». «Когда я вижу, что человек сидит и болтает на личные темы по ICQ или пишет личные письма, то сразу его увольняю.

Двух таких увольнений хватило, чтобы остудить пыл любителей пользоваться Интернетом в неслужебных целях», – заявляет он. Семен убежден, что на работе сотрудник обязан подчиняться правилам, установленным компанией.

Он честно предупреждает новичков, что пользование Интернетом на работе в личных целях воспрещается. Ведь это стоит компании денег. Пункт о запрете на личное общение по ICQ, электронные письма и прочую не связанную с работой активность в сети записывается в трудовой договор. «Я считаю, что переписка по ICQ ворует драгоценное рабочее время и негативно сказывается на производительности труда», – заключает Буденный.

И все же не все работодатели так категоричны. «Полностью запретить личное пользование Интернетом на работе невозможно. Ведь это вариант отдыха, возможность отвлечься и расслабиться, как и выпить чашку кофе, поговорить с коллегами о прошедших выходных. Ведь работа оценивается по результатам, а не по действиям», – считает Саяна Янданова, руководитель отдела подбора персонала Huawei Technologies. Не важно, как именно сотрудник выполняет задание, какие электронные письма в это время пишет и какие сайты открывает. Он должен сделать работу хорошо и сдать ее в срок. В целом правила пользования Интернетом оговариваются с персоналом при приеме на работу. Если работник их не соблюдает, то его предупреждают, а потом делают выговор. Но Саяна не может вспомнить, чтобы людей увольняли за пользование интернет-ресурсами компании в неслужебных целях.

Чтобы избежать конфликтов, специалисты в области менеджмента советуют работодателям составлять четкие инструкции по пользованию средствами электронной коммуникации в офисе. «С точки зрения эффективного управления нужно разработать четкие и ясные корпоративные документы, регламентирующие деятельность сотрудников в виртуальном пространстве, – объясняет Григорий Бутырин, заведующий кафедрой социологической организации и менеджмента социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. – Сегодня, в эпоху информационного общества, большое значение будет иметь создание четкой корпоративной политики в сфере электронных коммуникаций». К сожалению, не во всех российских компаниях установлены такие правила.

Еще одна ошибка работодателей заключается в том, что они редко информируют сотрудников о стоимости интернет-траффика и расценках на разные услуги в сети. Порой сотрудники даже не задумываются о том, что могут нанести урон компании. Им кажется, что они быстро скачают информацию и не потратят много мегабайтов. В действительности оказывается, что компания должна заплатить за их «маленькие шалости» дополнительные деньги. Например, Ольга Подлесная, пресс-секретарь Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), однажды попала в такую ситуацию на прошлой работе. Ольга работала в туристическом бизнесе. Директор компании строго высчитывал количество мегабайтов, потраченных каждым сотрудником. Работники об этом знали и пытались не выходить за установленный лимит, даже если смотрели не связанные с работой сайты. Перед Новым годом все начальство ушло в отпуск. Работа в компании замерла, как это всегда бывает в туристическом бизнесе зимой. Сотрудники приходили в офис, но заняться им было нечем. Поэтому Ольга скачивала из Интернета музыку, фотографии, компьютерные игры и переписывалась в чате. Она и не догадывалась, что это стоит очень дорого. Когда начальник вернулся из отпуска, ему принесли счет, в котором было расписано количество мегабайтов, истраченных каждым компьютером. У Ольги был самый большой перерасход во всем офисе. «Начальник устроил скандал и пригрозил, что в качестве наказания я оплачу из собственного кармана общий счет компании за пользование Интернетом, – вспоминает она. – Но потом руководитель смягчился. Он сказал, что я хорошо работаю, и поэтому он не станет применять строгие меры. Однако он потребовал, чтобы я нашла ему более дешевого провайдера».

Ольга, как и многие другие работники, убеждена, что человек должен нести ответственность за свою работу и не тратить попусту времени на личную переписку или игры. Тем не менее полностью запретить пользование Интернетом в личных целях в офисе невозможно. «Любой человек имеет право на минутку отдыха на работе. Каждый сам выбирает, как потратить это свободное время», – считает Ольга. Интересно, что психологи не одобряют отдыха перед компьютером. «Человеку нужна эмоциональная разрядка. Но если он сидел перед компьютером целый день и отдыхает тоже перед его экраном, то у него не происходит психологического переключения на другой вид деятельности», – поясняет Галина Сартан, кандидат психологических наук и директор центра бизнес-технологий «Катарсис». В качестве кратковременного отдыха Галина советует короткие прогулки, перекур, общение с окружающими за чашкой кофе или чая. Если же человек постоянно работает с компьютером, то производительность его труда падает.

В целом проблема регулирования пользования Интернетом на рабочем месте сейчас довольно актуальна, утверждает Джан Хан-Магомедов, исполнительный директор общественной организации «Региональный общественный центр интернет-технологий» (РОЦИТ). «Невозможно запретить работнику заходить на разные сайты. Это то же самое, что пытаться запретить курить. Один из способов борьбы с использованием Интернета на работе в личных целях – это создание более тонкого механизма регулирования по траффику и по адресам», – утверждает он. Хан-Магомедов видит решение в предоставлении каждому сотруднику определенного количества траффика, который он может переслать. Таким образом, сотрудник сможет пользоваться Интернетом и в рабочих целях, и в личных. Но он будет знать, что не должен превышать установленный лимит.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте