HR-Journal.ru :: Квартирный вопрос на службе у работодателя
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Квартирный вопрос на службе у работодателя

© 19.03.2012
Екатерина Сухорученкова

Москвичи – обыкновенные люди, только квартирный вопрос испортил их. Эта булгаковская фраза с годами становится все более актуальной. Цены на жилье в столице растут космическими темпами, зарплаты – в лучшем случае, в рамках инфляции. Накопить на квартиру могут единицы. Этим пользуются многие компании, особенно строительные, чтобы удержать сотрудников. Особо ценным – предлагают ипотеку на льготных условиях.

Директор департамента по управлению персоналом SKM Group Инна БЕРЕЗОВСКАЯ:

«Мы используем ипотечное кредитование на своих объектах, чтобы удерживать работников. Квартиры сотрудникам продаются с определенным дисконтом. Они кредитуются нашим же банком. В общем-то, процентов десять сотрудников имеют квартиры по этой системе. И это действительно работает – люди остаются в компании. Если хотите, это элемент нашего соцпакета. Если человек решил увольняться, то всю оставшуюся сумму он должен погасить в день увольнения».

Удержали, и что теперь делать?

Казалось бы, все замечательно. Сотрудник доволен. Компания убивает сразу двух зайцев – реализует квартиры на своих объектах и гарантирует себя от переманивания ценных кадров. Но есть два «но». Одно касается сотрудника. В случае, если у компании начинаются финансовые проблемы (а с застройщиками это не редкость) человек вынужден терпеть сокращения и задержки зарплаты, будучи не в состоянии в одночасье расплатиться за квартиру.

Наталья, сотрудница компании-застройщика:

«У нас в компании такая ситуация была в 2005 году. Мы строили жилье эконом-класса в Подмосковье. Тогда цены были раз в десять ниже, чем сейчас. Но недвижимость уже начала стремительно дорожать. Люди покупали квартиры на стадии котлована за одни деньги, а к моменту завершения строительства цены на рынке были раза в полтора-два выше. Дорожало все – и стройматериалы, и электричество. В итоге объекты компания достраивала, только когда набирала деньги на новый проект. Руководство не платило нам зарплаты месяцами. И не дернешься – все напокупали квартиры по льготным ценам. Расплатиться и уйти, как вы понимаете, никто не мог».

Другое «но» касается самих компаний. Что, если руководство само захочет расстаться с сотрудником Согласитесь, всякое бывает. Тогда человек с кредитом становится серьезной обузой.

Вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию Capital Group Юлия СУШКОВА:

«В моей практике был случай, когда пришлось увольнять сотрудницу с такой ссудой и это было целое дело, потому что она буквально зубами держалась за свой кредит. Ситуация была сложной и с этической точки зрения, потому что, с одной стороны, человек не мог сразу погасить ссуду, а с другой стороны мы не могли держать этого человека, пока он не расплатится с долгами. Было несколько этапов погашения, ей всем, чем можно, помогли, перекредитовали. Важно то, что этот момент пришлось отдельно отрабатывать».

Игра не стоит свеч?

Тем не менее, несмотря на все тонкости ипотечного стимулирования, многие компании включают его в свой соцпакет. И зря – уверены в компании «Сити-XXI век». По мнению директора по персоналу Дениса Лисицина, практика удерживания сотрудников через систему обременений устарела.

Директор по персоналу и организационному развитию инвестиционно-девелоперской компании «Сити XXI век» Денис ЛИСИЦИН:

«Тема, которая связана с долгосрочными вложениями в человека, имеет две стороны. В докризисный период, когда людей было очень мало и за каждого сотрудника старались держаться, я и мои коллеги старались брать максимальное количество людей с каким-то обременением – с кредитами, с чем-то еще, чтобы человек максимально долго работал в этой компании. После кризиса ситуация принципиально поменялась. Люди, которые имеют большое количество кредитов и сильно зависимы от компании, на самом деле, объективно не нужны и тянут компанию вниз. Поэтому на сегодняшний день ситуация такова, что чем меньше взаимных обязательств, тем компания мобильней. Процент тех, кто на ближайшие десять лет дорог компании, очень небольшой».

В Capital Group с такой постановкой вопроса не согласны. По словам Юлии Сушковой, компания не хотела бы расставаться с 80% людей, по крайней мере, в ближайшие четыре года. Вице-президент компании не понаслышке знает, как сложно найти грамотного специалиста среднего звена, а уж тем более топ-менеджера со строительным образованием. А льготная ипотека показала свою эффективность.

Поручите это профессионалам!

В Penny Lane Realty предлагают компромиссный вариант – перепоручить кредитование сотрудников тем, кто этим и должен заниматься – банкам.

Директор департамента частного и корпоративного кредитования Penny Lane Realty Роман СТРОИЛОВ:

«Когда компания за счет своих собственных средств предоставляет некие ссуды, это ненормально. Я лично против того, чтобы, предположим, даже заместитель генерального директора имел возможность вытащить деньги из компании. Никогда, ни под какие проценты. Если вы занимаетесь риэлтерским бизнесом, вы не профессионал, не надо никого кредитовать. На это есть банки, отдельные финансовые институты».

Роман Строилов уверен – в деле удержания работников куда эффективнее пряник, чем кнут. Тем более, что для компании он может быть абсолютно бесплатным. Достаточно просто довести до сведения работников информацию об особых условиях и скидках на кредитование в банке, в котором люди получают зарплату. Причем, если компания не хочет заводить карточки для сотрудников, она может просто пройти процедуру аккредитации в банке. В результате работники как минимум получат возможность получить займ по упрощенной схеме, а как максимум – скидки на все виды кредитов.

«Предположим, вы договорились с банком, что он предоставит небольшую – в полтора процента – скидку. Но с учетом того, что речь идет об ипотеке, для человека с доходом в 50-70 тыс. рублей это колоссальная скидка. Поверьте, люди это очень ценят. Я понимаю, что его в любом случае ждут проблемы, но проблемы с банком. Банк может отсрочить платеж, сделать какую-то реструктуризацию. Он этим занимается, он этим зарабатывает, у него есть инструменты, которых нет и не будет у девелопера», – считает Роман Строилов.

Однако подобные программы не позволят вам удержать действительно ценного сотрудника – такого, которого могут «перекупить». В золотой кадровый фонд все равно придется, что называется, «вложиться». Например, оплатить человеку первоначальный взнос по ипотеке. А чтобы не оказаться в ситуации, когда сотрудник, получив солидный бонус, уйдет к конкуренту – оформить все как беспроцентную ссуду с серьезными штрафными санкциями в случае увольнения в период действия рассрочки. Еще один вариант – оплата процентов по ипотечному кредиту. Здесь все еще проще. Пока человек работает, компания платит за обслуживание кредита. Как только увольняется – перестает. Поскольку договор сотрудник оформляет непосредственно с банком, никаких юридических и моральных проблем такая схема не предполагает.

Предлагать или нет сотрудникам льготную ипотеку и как это делать – каждая компания решает сама. Универсальных советов здесь не существует. Главное – постараться просчитать все риски. Это касается не только случаев с предоставлением льготных ссуд, но и с отказом от подобного стимулирования. В ближайшие годы в столице и окрестностях ожидается настоящий строительный бум, спрос на квалифицированных специалистов неизбежно увеличится. А их и сейчас немного. И предпосылок, что ситуация в ближайшее время изменится к лучшему, пока нет.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте