HR-Journal.ru :: Этикет денег
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Этикет денег

© 18.02.2008
Вера Кобзева

Великий писатель О.Бальзак утверждал: «Деньги – это шестое чувство, позволяющее наслаждаться всеми остальными чувствами». У многих других мыслителей и ученых разных эпох можно встретить похожие размышления, связанные с идеей о том, что деньги дают их обладателю свободу.

Современный сотрудник, претендующий на рабочее место в компании, предлагает ей свои ресурсы — время, энергию, знания, способности — в обмен на деньги. Для некоторых сотрудников разговор о зарплате является субъективно сложным. Поэтому руководителю важно демонстрировать уважение при обсуждении этой деликатной темы.

Иногда руководители стереотипно полагают, что деньги – это материальный мотиватор. На самом деле, если рассмотреть вопрос шире, то станет понятно, что деньги, которые получает сотрудник в качестве зарплаты, являются как материальным, так и нематериальным мотиватором. Именно поэтому руководителю важно четко понимать, что означают деньги для данного сотрудника и учитывать это при обсуждении зарплаты.

Если деньги воспринимаются как единицы процесса товарообмена, имеющие определенную покупательную способность, то оплата труда выступает как материальный фактор. В этом случае сотрудник готов прикладывать больше усилий и достигать больших результатов, чтобы иметь возможность что-то купить, где-то отдохнуть и проч. В то же время зачастую оплата труда является символом профессионального и социального статуса. В этом случае она выступает как своеобразный эквивалент жизненного успеха.

Руководителю целесообразно учитывать, что восприятие денег разными сотрудниками может сильно разниться.

Например, материальное вознаграждение может выступать как деньги и как признание вклада сотрудника. В премии зачастую оказывается важной не только выплаченная сумма, но и выраженная в ней позитивная оценка труда. Для многих сотрудников деньги выступают как подтверждение достижения результата.

Чтобы тактично говорить о зарплате с сотрудником важно знать, что означает зарплата для конкретной личности. Выяснить это можно в ходе интервью, анкетирования, наблюдения и слушания.

Необходимо, чтобы в компании существовала понятная сотрудникам и справедливая система материальной мотивации. В этом случае каждый работник будет понимать, из чего складывается его зарплата и что ему необходимо делать, чтобы получать больше денег. Если механизм начисления зарплаты непонятен сотруднику, и он не может прогнозировать, какую именно сумму и за что он получит, то это оказывает демотивирующее влияние.

Некоторые руководители сетуют: «Как зарплату не прибавляй, а подчиненные лучше не работают». Дело в том, что зарплата не является мотивирующим фактором. То есть, нет прямой связи между ростом зарплаты и ростом результативности сотрудников. Многочисленными исследованиями подтверждено, что адекватная зарплата не мотивирует к активной профессиональной деятельности, а всего лишь побуждает сотрудника не искать другую работу. В этом случае сотрудник просто приходит на работу. На результативность персонала влияют другие факторы, такие как достижения, признание, ответственность, полномочия, постановка целей, профессиональное и карьерное продвижение.

Премирование (переменная часть зарплаты) непременно должно быть связано с достижением результатов сотрудником. Целесообразно выделить категории премирования, например, топ-менеджеры, руководители ключевых подразделений, от которых зависит бизнес-результат; руководители и сотрудники поддерживающих подразделений; сотрудники, не влияющие на бизнес-процессы компании и проч. Затем в зависимости от категории установить период постановки целей – полгода, год, месяц, квартал. В зависимости от достижения целей выплачивать премию. Наиболее эффективной будет система оплаты труда, которая учитывает как индивидуальный вклад работника, так и результаты коллективной деятельности. В этом случае сотрудники нацелены на взаимопомощь и наставничество.

Психологически грамотный руководитель уважает материальные потребности своих подчиненных и поэтому спокойно реагирует на просьбы сотрудников пересмотреть уровень зарплаты. Это абсолютно нормально — обсуждать свой вклад в успех компании и вознаграждение за него. Руководителю необходимо поддержать сотрудника и продемонстрировать позитивное отношение к теме денег. Руководителю не стоит показывать, что он негативно относиться к обсуждению заработка подчиненного и изображать, что «все мы здесь работаем только за идею». Имеет смысл провести разговор о повышении зарплаты в позитивном ключе, спокойным тоном, проявляя заинтересованность. Это важно потому, что «потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения – движение физических тел». Дело в том, что если сотрудник существующий уровень своей зарплаты воспринимает как недостаточный, то он будет прилагать усилия, чтобы изменить не устраивающую его ситуацию в своей компании или начнет искать другую работу. В любом случае его профессиональный энтузиазм будет направлен на поиск выхода из ситуации неудовлетворенности, а не на качественное выполнение своих профессиональных обязанностей и уж точно не на творческий подход к работе.

Многочисленные научные исследования на тему «Что побуждает сотрудников остаться работать на прежнем месте?» показывают 5 самых частых ответов:

  • интересная, захватывающая работа;

  • возможность учиться, развиваться профессионально;

  • замечательный коллектив;

  • достойная зарплата;

  • понимающий начальник.

Разумеется, что периодическое повышение зарплаты необходимо. Оно непременно должно быть связано с успехами сотрудника, выполнением им новых или более сложных задач, освоением передовых технологий, качественных изменений его работе и проч. Если подчиненный проработал полгода, год и положительная динамики в его профессиональной деятельности отсутствует, он не достигает более высоких результатов, то повышение зарплаты только из-за того, что стаж увеличился является неоправданным. Вопросы материальной мотивации необходимо открыто обсуждать со всеми сотрудниками, объяснять — публично и лично – какова политика компании в целом и конкретного руководителя в частности в области повышения заработка персонала. Иначе возникнет ситуация, когда подчиненные будут один за другим регулярно подходить к руководителю и задавать одни и те же вопросы про увеличение зарплаты. Руководитель будет тратить время и испытывать стресс. Микроклимат в коллективе ухудшится.

Как самому разговаривать о повышении зарплаты, если Вы — наемный сотрудник? Разумеется, для конструктивного разговора о зарплате и создания уверенности необходима подготовка. Цифры помогут быть убедительным.

  • Подведите итог проделанной Вами работы в письменном виде на аккуратно отпечатанном листе.

  • Проанализируйте Ваш годовой заработок, включая льготы, за последние несколько лет. Добавьте информацию о росте прожиточного минимума и инфляции.

  • Перечислите, какие обязанности Вы выполняли.

  • Рассмотрите вклад, который Вы внесли в работу компании. Где возможно, используйте количественные показатели.

  • Соберите документы, которые подтверждают Ваши достижения, включая благодарственные письма, например, от клиентов.

  • Договоритесь, на что Вы согласны в данный момент. Рассмотрите альтернативы.

  • Не шантажируйте своего руководителя: «Если Вы не поднимите мне зарплату, то я уволюсь».

Иногда сотрудники в организации обсуждают, кто сколько получает и сплетничают об этом. Такая ситуация свидетельствует о кризисе корпоративной культуры и слабо действующей системе мотивации. Как только субъективные факторы в начислении зарплаты будут устранены, а система мотивации станет прозрачной, сплетничать станет не о чем. Руководителю стоит раз и навсегда публично обозначать свою позицию в отношении сплетен. Имеет смысл на собрании заявить, что сплетни и слухи неприемлемы. Если это не помогает, то стоит один на один побеседовать с носителями неформальной информации.

Насколько уместно дарить деньги сотрудникам? Ответ на этот вопрос зависит от корпоративной культуры компании. В одних культурах принято дарить деньги, чтобы сотрудник мог распорядиться ими по своему усмотрению. Например, на юбилей, рождение ребенка. В других культурах – это считается неприемлемым. Чтобы решить стоит ли дарить деньги, надо ответить на вопрос каких целей хочет добиться компания? Если цель — материальная поддержка молодой эффективной сотрудницы, ставшей мамой, то, возможно, деньги в данном случае адекватный подарок. Если же цель — положительное подкрепление эффективной профессиональной деятельности и развитие в сотрудниках определенных моделей поведения — то более уместен памятный ценный подарок с именной надписью. Особо стоит учесть, что публичное награждение всегда более ценно. Торжественная обстановка и приподнятое настроение коллектива, в которых происходит вручение награды, помогут добиться большего эффекта.

Разумеется, деньги играют жизни важную роль. Зарплата дает не только средства на безбедное существование, но и является мерой того, насколько ценен труд работника. Большинство сотрудников ждут от работы гораздо большего, чем деньги. Именно поэтому в современной компании кроме системы материального стимулирования необходимо разработать систему нематериальной мотивации сотрудников, ориентированную на удовлетворение психологических потребностей.

Об авторе:

Вера Кобзева – свободно практикующий бизнес-тренер, консультант по деловому этикету, сертифицированный коуч, кандидат социологических наук.

Автор книг:

«Этикет в вопросах и ответах». – М., 2000, 2003, 2005;

«Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен...Что дальше?». – М., 2003;

«Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга». – М., 2006.

Клиенты:

Германский концерн Beiersdorf, Дрезднер Банк, ЭКСПОБАНК, Западно-Уральский Банк Сбербанка России, Л’Этуаль, САН Интербрю, Группа компаний «АвтоСпецЦентр», Сатари, Алмаз-холдинг, Группа ИНЭК, Торговый Дом «Роллтон», Техномонолит, Мама-Маркет, Тримм-Медицина и др. всего более 110 компаний-клиентов.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Комментарии

Ваш баннер на этом месте