HR-Journal.ru :: Стратегические задачи HR-службы
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Стратегические задачи HR-службы

© 10.04.2006
Иванова Марина ЛЬвовна,
советник юстиции 2 класса,
руководитель проекта HRinform,
HR-Journal.ru

В настоящее время можно найти множество материалов по управлению персоналом, проводятся многочисленные тренинги, семинары, но, несмотря на это, вопросов в сфере управления HR не становиться меньше. Это, как я полагаю, связано с самой спецификой деятельности службы персонала. Управление персоналом — одна из немногих сфер управления, где нет готовых рецептов по руководству, а есть только общая теория, для которой невозможно шаблонное применение. Как руководитель отдельного направления деятельности, директор HR-службы взаимодействует с высшим руководством организации для решения вопросов по управлению персоналом и наряду с этим обеспечивает баланс интересов работников и работодателей. При этом ему приходиться преодолевать сопротивление производимым изменениям со стороны всего коллектива, включая и руководителей других отраслевых направлений. Разумеется, каждая организация имеет свою специфику, связанную с ее сферой деятельности, но, тем не менее, есть общая для всех HR-ров проблема — построение общего руководства службой персонала.

От отдела кадров к HR-службе

На протяжении предшествующих десятилетий работа с кадрами в организации сводилась к ведению кадрового делопроизводства. Такие понятия как «персонал» и «HR служба» вошли в обиход около 15 лет назад. Несмотря на то, что 15 лет — довольно большой срок, сфера управления персоналом является достаточно новым направлением для многих работодателей. Еще существуют традиционные отделы кадров, функция которых ограничена ведением кадровой документации. Иногда на них возлагается функция подбора персонала, при этом работа сводится к приглашению кандидатов на собеседование, (так называемый «первичный отбор»), а фактически подбором персонала занимаются руководители направлений, проводя повторное собеседование. При этом зачастую руководство организации считает, что у них налажена работа HR-службы и выводить «кадровиков» в самостоятельную структуру не имеет смысла. Как правило, такой подход к работе с персоналом приводит к печальным последствиям: несмотря на довольно высокий уровень зарплат увеличивается «текучка» персонала, все сложнее становиться подбирать квалифицированных сотрудников с опытом работы, особенно если речь идет о таких специалистах, как аудиторы, юристы, маркетологи и т.д. Все чаще таким работодателям приходиться сталкиваться с ситуацией «переманивания» кадров конкурентами.

Директор по персоналу: кто он?

Единственным выходом в данной ситуации представляется создание HR-службы, как подразделения организации. Прежде всего это предполагает создание должности директора по персоналу или руководителя отдела персонала с предоставлением ему полномочий «первого уровня» — топ-менеджера. При этом возникает резонный вопрос: учебную дисциплину «управление персоналом» ввели в образовательный стандарт несколько лет назад, следовательно, и дипломированных специалистов в этой отрасли немного. Да и сама работа директора по персоналу затрагивает несколько сфер деятельности организации: трудовые отношения с работниками — пригодится юрист, отбор персонала — нужен психолог, разработка системы оплаты труда — без знаний финансов не обойтись, впору экономистом быть. Кто же он должен быть директор по персоналу: психолог, юрист, финансист? Конечно, в идеале он должен сочетать в себе все перечисленные качества и знания, но для участия в построении стратегии организации он в первую очередь должен быть управленцем. Ведь его задача — определение целей управления персоналом. Это и является главным отличием руководителя службы персонала от других сотрудников этого отдела — инспекторов по кадрам, менеджеров по персоналу и подбору персонала, так как каждый из них отвечает за определенный участок работы — делопроизводство, подбор, мотивацию, обучение и т.д.

С чего начинается построение стратегии

Основанная задача директора по персоналу — сбалансировать экономические аспекты управления с потребностями работодателя и работников.

Как уже отмечалось, директор по персоналу отвечает за определение целей управления персоналом и является стратегом. На практике ему приходиться решать множество разноплановых задач и часто действовать методом проб и ошибок, ведь готовых схем в сфере управления персоналом не существует.

Теоретически построение стратегии начинается с определения целей, но на практике работа директора по персоналу начинается с исследования текущей ситуации в организации. При этом необходимо провести как общий мониторинг, так и мониторинг работы службы персонала. На этом этапе работы изучаются внутренние нормативные документы, анализируется кадровый состав, размер заработной платы и нематериальная мотивация, оценивается нагрузка на сотрудников, условия их работы и множество других аспектов. Это позволяет получить информацию о фактической работе персонала. После этого нелишним будет сравнение своих показателей с показателями конкурентов по отрасли. На практике этап занимает от двух месяцев до полугода — с учетом сферы деятельности компании, организационной структуры и штатной численности, например, при наличии региональных представительств приходиться изучать ситуацию на местах, выезжая в командировки. Мониторинг и анализ ситуации позволяет выявить наиболее проблемные участки работы с персоналом. После этого составляется текущий план работы HR-службы.

И тут руководителя службы персонала подстерегает главная опасность — рутинная работа по составленному плану, устранение выявленных недостатков, и здесь фактически работа над стратегией заканчивается, не успев начаться.

Теоретически для построения стратегии необходимо определить цели и иерархию целей, в том числе цели для конкретных работников с учетом их знаний, желания, умений и способностей. Вопрос определения целей — задача для всего руководства организации. На этом этапе выделяются приоритетные направления работы службы персонала и составляется перспективный план.

Какой персонал нужен организации?

Вслед за определением целей организации необходимо определить профиль ее сотрудников. Профиль — это описание компетенций и опыта, необходимых для выполнения данной работы в данной организации. В целом профиль сотрудников зависит от стратегических задач организации. Если в планах развитие новых направлений деятельности — необходимы «создатели идеи», а также сотрудники, способные реализовать инновации. При необходимости поддержать стабильность в организации стоит искать работников с системным мышлением, умеющих работать на долгосрочные перспективы. Кроме этого при составлении профиля сотрудников необходимо также учитывать, какие функциональные задачи им предстоит решать. Например, для отдела рекламы подойдут сотрудники с нестандартным мышлением, способные находить нестандартные решения, а для бухгалтерии нужен персонал, способный четко выполнять текущую работу и действовать по уже отлаженной схеме. Обычно профиль сотрудников составляется путем опроса руководителей. Т.е. из предложенного списка компетенций и ценностей выбираются значимые для конкретных должностей, затем указанные критерии ранжируются по значимости. Например, выбранные критерии: образование, профессиональный опыт, мотивационные факторы, личностные качества (коммуникабельность, тактичность, умение убеждать, желание работать с людьми, хорошо поставленная грамотная речь, умение работать в команде) и т.д. Понятно, что значимость этих критериев для различных должностей неодинакова. Менеджеры должны четко представлять, каких сотрудников они предпочитают видеть у себя в подчинении для достижения поставленных целей. Это в теории. На практике руководители от линейных менеджеров до руководителей направлений затрудняются с определением характеристик сотрудников. В лучшем случае все сводится к «типовой заявке на подбор персонала».

Для эффективного подбора персонала необходимо разработать систему подбора сотрудников на вакантные позиции. Система подбора персонала — это совокупность управленческих действий, обеспечивающих укомплектование штата организации в соответствии с ее стратегическими целями. Построение системы подбора персонала, как уже отмечалось, начинается с определения профиля сотрудников организации. После этого определяются методы и способы подбора. Для каких-то вакансий подойдут традиционные способы подбора: обращение в СМИ, работа с кадровыми агентствами, самостоятельный подбор, а для других же вакансий придется разрабатывать отдельную методику подбора, особенно если речь идет о редких, дефицитных на рынке труда профессиях или конкретных специалистах. Для обеспечения системного подбора необходимо решить вопрос о целесообразности создания базы кандидатов. Кроме этого разработка и согласование схемы подбора персонала включает в себя:

  • разработку формы «заявки на персонал» (с учетом профиля кандидата),

  • построение системы отбора персонала: методика проведения собеседований, определение уровней собеседования (возможны многоуровневые, в несколько этапов, интервью с кандидатами), использование различных тестов (IQ, профессиональные, психологические),

  • методику проверки рекомендаций и сведений о кандидатах (для тех вакансий, где это действительно необходимо, разрабатывается система взаимодействия со службой собственной безопасности),

  • согласование процедуры принятия решения по кандидатам.

Построение системы подбора невозможно без взаимодействия руководителя HR-службы с руководителями различных подразделений — на уровне начальников отделов. При этом типовая заявка, направленная в службу персонала, нередко может выглядеть следующим образом: «М/ж от 25 до 40 в/о, опыт работы от 2 лет». Как говорится — без комментариев.

Помимо уже названной проблемы с заявками на персонал, руководитель HR-службы нередко сталкивается с проблемой оптимизации процесса принятия решения по кандидатам. А ведь это заключительная стадия системы подбора и именно здесь могут сойти на нет все усилия по ее построению. Принятие решения в течение более двух недель по рядовым позициям и позициям среднего уровня нецелесообразны. Учитывая, что на рынке труда существует реальная конкуренция, затягивание принятия решения по кандидатурам соискателей приводит к тому, что поиск приходиться начинать заново. Разумеется, работа HR-службы при этом требует дополнительных затрат, связанных с подбором персонала и, кроме этого, приводит к снижению мотивации сотрудников, работающих на участке подбора — становится все меньше желания делать работу, которая в конечном итоге оказывается никому не нужна.

Мотивация персонала — баланс интересов

Мотивация сотрудников считается одним из основных направлений работы руководителя службы персонала. Для мотивации рядовых сотрудников и менеджеров среднего уровня наиболее приемлемой считается «теория ожидания». Здесь работает схема «усилия — выполнение работы — вознаграждение». При этом под «вознаграждением» руководители организаций зачастую понимают только выплату заработной платы — т.е. материальное вознаграждение. При этом они сталкиваются со «странной ситуацией» — при повышении заработной платы работники не начинают работать лучше, премиальные выплаты уже не воспринимаются как награда за работу, зато снятие премиальных вызывает бурную негативную реакцию на тему сокращения зарплаты. Следовательно, резкое увеличение заработной платы — не выход. Другой часто встречающейся крайностью является изобретение различных нематериальных стимулов для персонала, при сохранении уровня оплаты ниже среднерыночного для данной категории работников. В этом случае в организации помимо низкой работоспособности персонала часто наблюдается высокая «текучка». Задача руководителя службы персонала — сбалансировать материальные и нематериальные составляющие системы мотивации. (Это в теории). Для построения системы мотивации на практике необходимо знать личные и профессиональные цели работников. Невозможно повысить интерес к выполняемой работе, если нет четких представлений о потребностях персонала. При этом не следует забывать, что существуют разные виды мотивации: для привлечения персонала в организацию, для сохранения сотрудников в организации, для развития организации. И здесь на практике приходиться еще раз убеждаться насколько важно грамотно разработать профиль сотрудников. Фактически это краеугольный камень построения системы мотивации. В зависимости от выработанного профиля сотрудников происходит оценка уже имеющихся в организации «человеческих ресурсов». При этом важно соблюсти баланс интересов работника и работодателя. Например, выявляется потребность работодателя в квалифицированных кадрах и, наряду с этим, выявляется потребность самих работников в профессиональном и карьерном росте, включая потребность в обучении. При этом инструментом для создания «мотивационного пакета», помимо создания указанного профиля сотрудников, служит аттестация персонала. Разрабатывая план организационных преобразований, включающих в себя разработку новой системы оплаты труда, построение системы адаптации новых сотрудников и системы обучения, главная задача директора по персоналу — преодолеть сопротивления изменениям и негативный настой в коллективе.

Роль HR-службы в преодолении сопротивления изменениям

Любые организационные изменения могут повлечь за собой недовольство сотрудников, и руководителю HR-службы надо быть готовым к этому как никому другому. Его главная задача при проведении любых реорганизационных мероприятий — прежде всего в разъяснении сотрудникам целей производимых изменений. Известно, что любая недосказанность порождает слухи и подозрения, создает напряженную обстановку в коллективе. Но вряд ли какое другое событие способно вызвать столько настороженности и недовольства в коллективе, как проведение аттестации. И хотя она имеет целью улучшение подбора и расстановки кадров, стимулирование работников к повышению квалификации, повышению качества и эффективности работы, обеспечение карьерного роста, сложившейся в сознании большинства работников стереотип вызывает ассоциации с такими последствиями аттестации как понижение в должности, снижение заработной платы, а то и вовсе увольнение. При этом сам факт проведения аттестации многими сотрудниками воспринимается как недоверие их профессионализму и желание руководства избавиться от неугодных. На практике преодолеть настороженность работников бывает сложнее, чем разработать систему реорганизационных преобразований. В этом случае целесообразно привлекать самих работников, из числа подлежащих аттестации, к разработке документов по ее проведению, в том числе аттестационных стандартов организации и к выборам аттестационной комиссии. Хороший результат в таких случаях дает пробная добровольная аттестация. Это позволяет вовлечь сотрудников в процесс изменений и построить фундамент новой организационной структуры.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

06.12 15:20 EKG1987
Анкета при приеме на работу (2)

05.12 22:50 EKG1987
Помощь новичку (1)

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте