HR-Journal.ru :: Как эйчар работу искал, или <br />Технологии поиска персонала vs. технологии поиска работы
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Как эйчар работу искал, или
Технологии поиска персонала vs. технологии поиска работы

© 01.10.2014
Ольга Иваненко

Поиск работы — шанс найти новое, лучшее место. Для эйчара это ещё и редкая возможность взглянуть на подбор глазами соискателя, да непростого, а хорошо подготовленного, вооруженного технологиями. О том, что же он видит, рассказывает Ольга Иваненко.

Автор о себе

Иваненко Ольга Валерьевна, дипломированный специалист в экспериментальной и теоретической физике, а также в стратегическом управлении. На практике знакома с оценкой эффективности персонала, HR-брендингом, организационным развитием, стратегическим управлением, документоведением и архивным делом, ITIL, PMBoK и др.

Работала в финансовой корпорации, производственных компаниях, IT-консалтинге. Везде разрабатывала и внедряла технологии, методологии, информационные системы, процессы и процедуры.

Считаю, что любую задачу нужно решать комплексно. Любимое слово — концепция. Жизненное кредо: «Не столько следовать трендам, сколько формировать их самой».


Работая над концепцией развития HR-бренда и в силу природной любознательности, я изучила много материала по современным технологиям подбора персонала. Внедряя модуль подбора в корпоративную HR-систему — много общалась с коллегами-практиками. Как руководитель — не единожды побывала «заказчиком» службы подбора. Так что лично для меня в этом процессе всё логично, ясно и понятно, всё работает, никаких белых пятен.

И вот настал тот день, когда мне самой пришлось искать работу. Казалось бы, чего проще? И теоретически подкована, и на работу сама принимала. Вперёд!

И вот уже несколько месяцев я в поисках работы. Безуспешных поисках. Да-да, всё знаю: лежащий в неудобной позе рынок, предчувствие кризиса (или уже кризис?), модная нынче «оптимизация издержек», читай — банальное уменьшение ФОТ путём массовых сокращений. Но не настолько же всё печально? Я задумалась о причинах, по которым мои поиски затянулись. Результатом раздумий и стало это эссе. А теперь, собственно, история в шести частях.

Часть первая. Немного статистики. Первым делом обновила резюме и показала знакомым — специалистам по подбору и не только. Получила одобрение 100 % опрошенных; 90 % сказали, что резюме реально впечатляет и в безработных я не засижусь. Каждый пообещал разослать резюме своим знакомым, сопроводив рекомендациями. 70 % так и поступили. Результат — нулевой.

Часть вторая. Классика жанра. Впервые в жизни разместила резюме на работном сайте. До этого поступала по-другому — сама отправляла его на интересующие меня вакансии, перед этим слегка дорабатывая. Именно так я когда-то уже сменила сферу деятельности. Вторая «технология»: бывшие коллеги и руководители приглашали или рекомендовали в свои новые компании. Это, собственно, и не технология вовсе, а репутация... И что же на этот раз? Вакансий «под меня» крайне мало: видимо, сказывается сузившаяся до уникальности специализация. Ну что ж, я готова предложить себя рынку «по частям». Поэтому просто размещаю резюме. Результат: иногда неделями не бывает просмотров (никто не ищет по ключевым словам?). Иногда попадаются вакансии специалистов, но даже если я и направляю своё резюме, оно гарантированно отправляется в корзину с пометкой «overqualified» (сама держу это словечко в лексиконе).

Часть третья. Совпадения. И всё-таки иногда она появлялась — та самая вакансия, которую буквально скопипастили с моего резюме. У меня так было дважды. Оба раза я думала недолго — сразу откликалась, и даже не корректировала резюме (какая может быть корректировка для копипаста?). В первом случае очень быстро пришёл отказ, вежливый и без деталей, во втором же — резюме даже не было прочитано (у HH есть возможность мониторить свои отклики).

Часть четвёртая. Инсайд. По удивительному совпадению оба раза я могла выяснить судьбу своего отклика, а заодно — причину отказа, а также повторно направить резюме по другим каналам. Разумеется, я использовала эту возможность. В первом случае причина была банальна и легко объяснима — язык. Я несколько лет посещала языковые курсы, в том числе за рубежом, читаю СМИ, книги, смотрю фильмы, общаюсь с носителями. Но это другой язык — не тот, что требуется. Соответственно, весь опыт и квалификация тоже становятся не нужны. Во втором же случае причина ещё банальнее и ОБЪЯСНИМЕЕ (только что ввела это слово в свой лексикон) — руководитель отразил в вакансии формальные требования, а неформальные оставил при себе. И уже дело десятое, почему я «не соответствую» неформальным требованиям, поскольку это настолько индивидуально, что знание самих причин в дальнейшем мне точно не поможет. Например, я сама сперва смотрю на почту, которую указывает в резюме соискатель. Если я вижу там «лапуля», «ленусик» и т. п. — резюме даже не читаю. Или, например, человек слишком долго проработал в определённой компании. Случай из моей практики: со скрипом согласилась на уговоры подборщика — встретилась с кандидатом, отработавшим в компании с очень специфической неформальной корп. культурой, некогда меня попросту шокировавшей; время на это собеседование было совершенно ОЖИДАННО (мой лексикон продолжает пополняться) потрачено зря.

Часть пятая. Рефлексия. И всё-таки это случилось: меня пригласили на собеседование. Это был тот самый случай overqualified. По крайней мере, мне видится именно так. Востребованной оказалась лишь часть моего опыта. На собеседовании приходилось снова и снова отвечать на вопросы, сводящиеся к следующему: «А Вам не будет скучно? Вы ведь много чем занимались, а здесь придётся сосредоточиться на одном направлении». Для себя я на это отвечаю однозначно: «Да, будет!» Но вовсе не из-за того, что направление одно, а потому, что на собеседовании не только компания в лице руководителя присматривается к потенциальному сотруднику, но и соискатель оценивает компанию и будущее руководство. В общем, это была не моя компания. Много думала по итогам встречи: неужели у меня мания величия и пора обращаться к специалистам?

Часть шестая. Работа над ошибками. Сегодня мне совершенно ясно, что технологии, при помощи которых я искала работу, — не действуют. Поэтому я обратилась за советом к коллегам из кадровых агентств и просто знакомым, а также поинтересовалась советами, которые, быть может, получили некогда они. Результаты удивили. Один сказал, что кадровое агентство возьмёт тебя «в работу», если уберёшь резюме из открытого доступа на сайтах (?!); другой порекомендовал не указывать желаемый уровень зарплаты; третий посоветовал обратное — обязательно указать; четвёртый авторитетно заявил, что нужно резюме писать не на основании реального опыта, а брать уже существующие для какой-либо вакансии требования и добавить немного отсебятины общего характера. Пятый предложил рассылать резюме во все компании, где я бы хотела работать, вне зависимости от того, есть ли у них вакансии (ну конечно, резюме на конкретную вакансию не читаются, а направленные «на всякий пожарный» — рассматриваются в первую очередь!).

В общем, провалила я и работу над ошибками, ведь если принять во внимание сразу все замечания и советы, то ошибкой следует признать всё: и само резюме, и поиск как таковой, и, по-видимому, себя саму как профессионала. Такой вывод я, разумеется, не могу принять.

И картина мне как представителю HR-сообщества видится таковой: как ни в одном другом HR-направлении, в подборе сильны субъективные факторы, которые обусловлены совершенно разными и не всегда предсказуемыми причинами, например, привычками или предрассудками работодателя. Либо основаниями более уважительными — вроде оценки социальной роли, которую на соискателя «примеряет» уже сложившийся коллектив. Означает ли это, что распространённые технологии поиска работы неэффективны? Не думаю. Но соискателям стоит помнить, что можно прочесть все ИСТОРИИ УСПЕХА искавших работу — известных и не очень — личностей, а потом просто добавить к ним СВОЮ.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

05.12 22:50 EKG1987
Помощь новичку (1)

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

Все

Комментарии

светлана · 27 окт 2014 в 09:51
Такому умному, образованному специалисту нужно не искать работу, а открыть свою компанию и стать ее директором. Весь полученный багаж знаний, опыта и наличие математического склада ума принесут реальную пользу нашей стране.
Юлия · 27 окт 2014 в 11:35
А я думала, я одна такая... Сначала воодушевление, месяца через 2–3 готова перекроить резюме на среднестатистического специалиста, со среднестатистической зарплатой (зачем тогда вообще строить карьеру?) и закопать свои знания «до лучших времен», остается только зашить рот и на собеседовании прикинуться среднестатистическим винтиком, ан нет... Язык мой — враг мой. Но мне несказанно повезло: сами нашли, сами позвонили, именно на «специфику». «Своей» компании я ждала более трех лет...
Татьяна · 10 дек 2014 в 19:34
Да, я сейчас в такой же ситуации. "Вам не будет скучно?" - слышу частенько. Видимо, у нас в городе в понятие HR вкладывают совершенно иные понятия.
Нина · 29 янв 2015 в 20:25
О, оказывается я не одинока... "Вам будет скучно у нас с Вашим опытом" - именно так мне ответили несколько девочек-рекрутеров. А мне кажется, что если соискатель после 45 (как я), то уже никто даже не читает внимательно резюме, опыт не интересен, тем более что благодаря опыту можно нечаянно "подсидеть" нынешнее руководство.
Елена · 24 фев 2015 в 21:03
Отличная статья! До боли знакома ситуация. Когда ты за бортом и не известно, когда на это борт залезешь. Когда на собеседовании унижают, когда твоя квалификация, образование и отличный опыт работы нафиг никому не нужна, когда выбирают по субъективному фактору и т.д., и т.п.
Юлия · 26 сен 2015 в 02:20
В такой же ситуации сейчас. В шоке.
Anastasia Gibatdinova · 22 сен 2016 в 12:13
Спасибо автору, стало сразу легче. когда понимаешь, что ты не одна в такой ситуации...не сдаемся!)
Ваш баннер на этом месте