HR-Journal.ru :: Дневник Успеха, или Как избежать передозировки в мотивации
закрыть Х
Мы в соцсетях

Во всех наших группах мы делимся интересными постами, шутим и раздаём прочие вкусности ;)

Добро пожаловать!!!

Логин:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?

Дневник Успеха, или Как избежать передозировки в мотивации

© 22.10.2008
Станислава Валерьевна Лесная

Различные приемы и схемы мотивации персонала, продуманная политика в этой сфере стали «модными» в жизни наших предприятий относительно недавно. Но к хорошему, как известно, привыкаешь быстро. И уже встает вопрос: а может ли быть мотивации слишком много? Что тогда? Эта статья – о том, как чувствовать меру в мотивации и переходить к такому положению вещей, когда сотрудники сами умеют мотивировать себя.

Уже всем известно и не требует доказательств: чем лучше сотрудник мотивирован, стремится показать наилучший результат – тем больше пользы для организации в целом. А в чьей сфере ответственности находится степень «мотивированности» сотрудников? С появлением должности менеджера по персоналу зачастую эта ответственность вручается именно ему: отслеживать ситуацию, ставить «диагноз» и определять «средства воздействия» в виде различных систем мотивации.

Разумеется, выполнение своих обязанностей, поиск эффективных методов мотивации – это сфера компетенции данного специалиста. Но отвечает ли он целиком и полностью за «результат», т.е. состояние, в котором находятся сотрудники? Не стоит забывать, что мотивы деятельности, вообще-то, определяются в первую очередь самим сотрудником, и на это влияют личные ценности и приоритеты человека, а также действия руководства и политика организации в целом. При самом лучшем подходе и приемах мотивации, продуманных менеджером по персоналу, коллектив может не включиться в процесс.

Если все привыкли, что их состоянием «мотивированности» должны заниматься «назначенные для этого» специалисты – происходит систематическое перекладывание ответственности. Менеджер и так старается, и этак, а в результате в коллективе наступает привыкание, люди с удовольствием говорят «да, классно, кормите нас еще!». Если что не так – «это не к нам вопросы, нас недостаточно промотивировали. Проведите с нами тренинг, тестирование, опросы, пусть с нами побеседует психолог – и тогда, может быть, если вы будете хорошо работать, вам удастся нас смотивировать...».

Чтобы подобный эффект не наступал, нужно изначально определить цели работы менеджера по персоналу в сфере мотивации. Его задача – провести энное количество тренингов и мотивирующих мероприятий, или все-таки повысить качество работы сотрудников? Ведь все механизмы мотивации – это только методы для достижения главной цели. Если менеджер эту цель видит и творчески подходит к ее достижению, применяя различные методы, он не станет «зацикливаться» и «перекармливать» коллектив излишним вниманием.

Необходимо создать механизм, который будет работать для достижения поставленной цели. В нем может быть множество компонентов, различных приемов материальной и нематериальной мотивации. В каждом конкретном случае «рецепт» будет свой, наиболее эффективный именно для данного предприятия и сотрудников. Но в любом случае важны те приемы, которые помогут сделать процесс самодостаточным и саморазвивающимся. Если, конечно, у вас нет желания постоянно носить всех на ручках и кормить с ложечки, а потом еще выслушивать, что вы недорабатываете.

Одним из таких методов включения способности сотрудников мотивировать самих себя является «Дневник Успеха». Дневник Успеха – это личный дневник, в котором сотрудник сам регулярно отмечает собственные достижения. Периодичность заполнения дневника, какие именно достижения и насколько подробно описывать, что с этим делать дальше – есть разные варианты. Главное, чтобы был запущен процесс отслеживания позитивных событий и достигнутых результатов, анализ – как удалось этого достичь, а в идеале – еще и прогнозирование ближайших успехов.

Основной принцип при ведении Дневника Успеха: он должен включать «соревнование» с самим собой, а не с другими сотрудниками. Отмечая свои достижения, новые ступени в профессиональном росте, сравнивая по записям текущую ситуацию с тем, что было полгода назад – каждый человек может увидеть свои изменения, и отследить, какие решения, победы над проблемами помогли получить позитивные результаты. Сравнение идет не с другими, а с самим собой, это важно как для самооценки, так и для комфортного климата в коллективе. Ведь у каждого человека свой набор раскрытых способностей, скорость обучения, жизненные обстоятельства. «Соревнование» с собственными недостатками и недоработками, стремление их преодолеть, раскрыть свой потенциал, выйти на предел возможностей – это позитивные мотивы, которые будут вести сотрудника к новым достижениям и вершинам профессионализма.

Кроме этого, ведение Дневника Успеха помогает развить множество полезных качеств: пунктуальность, дисциплину, аналитические способности, умение адекватно оценивать себя. Можно периодически проводить мотивационные мероприятия, на которых сотрудники читают записи из своих Дневников Успеха. Это помогает лучше узнавать и адекватно оценивать своих коллег, формировать единство коллектива. Материал Дневников может служить хорошим помощником в проведении различных тренингов, например, направленных на умение говорить и принимать комплименты, планировать свою деятельность на месяц, год.

Немаловажно, что этот способ помогает сотрудникам ощутить: их жизнью и развитием интересуются, руководству они небезразличны. Конечно, дневник этот личный, и будет неправильно, чтобы его «сдавали на проверку» и получали оценки. Человек сам выбирает, какой информацией из своего Дневника он готов поделиться, тогда и заполнять его он будет искренне. Но должны быть ситуации, в которых Дневник нужно показывать другим, например, те же тренинги. Если постоянное его заполнение и прекрасно описанные достижения, которыми сотрудник поделился с остальными, поощряются какой-либо наградой, даже просто аплодисментами и общим вниманием – это дополнительная мотивация к постоянному росту.

Итак, давайте перечислим пункты, которые можно отражать в Дневнике Успеха.

1. Название. «Дневник моего Успеха», «Дневник Успеха Ольги Ивановой» — эта надпись уже помогает привыкнуть к мысли, что успех не за горами, и имеет непосредственное отношение к личности сотрудника.

2. Даты, числа. Важно отмечать точные даты событий, их количество, ведь память может какие-то события «сглаживать», а другие «выпячивать», и в результате картина своего профессионального и личного роста получается неправильной. Например, у человека создается впечатление, что он все время ничего не успевает, растет чувство вины, недовольство своей неорганизованностью. Но если четко вести записи, можно будет посчитать: за прошедший месяц сделано 19 дел из 20 намеченных, из них 16 сделаны вовремя. Но человек так волновался из-за трех затянутых дел и одного невыполненного, что помнит именно об этом, а 16 успехов считает просто нормой, о которой не стоит и говорить. Такой анализ позволит повысить самооценку и принять решения – например, о новом графике работы, более реальных сроках реализации дел.

3. Описание своих достижений. Основная информация может быть предельно краткой: в чем именно достигнут успех. Например, «заключил контракт с фирмой Х на сумму Z», «разработанный мною план принят без единой поправки» и т.д. При желании сотрудник описывает ситуацию более подробно. Достижения могут касаться исключительно работы, а могут отражать все сферы жизни.

4. Выводы. Их лучше всего делать после каждого достижения: благодаря чему это удалось. Бывает, что эту графу сложно заполнить сразу, тогда нужно оставить место и вернуться к этому вопросу позже, когда легче проанализировать все события и их связи. Успехи могут быть однотипными, с одной и той же причиной, и сотруднику не хочется каждый раз делать одинаковые записи, но лучше все-таки все записывать: тогда становится очевидным, что, например, благодаря пройденному курсу повышения квалификации достигнуто 20 новых успехов. Важно, чтобы регулярно человек задавал себе вопрос об основах своих успехов и искал на него ответ.

5. Итоги за период: неделя, месяц, полгода, год. Подводя черту под списком успехов после какой-либо даты (конец года, начало месяца, отпуск, т.д.), необходимо проанализировать, чего же удалось достичь за прошедший период. Отметить самые яркие достижения, которые запомнились больше всего, и какие из них открывают перспективы на будущее. Сравнить с предыдущим периодом: стало ли успехов больше, или, возможно, увеличился их масштаб. В идеале эта информация помогает спрогнозировать свое развитие на ближайшее будущее, определить, чего бы хотелось достичь и как это можно сделать.

Запись целей и планов можно вести здесь же, а можно в отдельном дневнике.

Задача эффективной мотивации – чтобы человек сам сделал выбор: да, я этого хочу, это моя цель! Тогда он будет стараться ее достичь, искать для этого способы, преодолевать трудности, и его не нужно будет подталкивать и уговаривать через каждые два шага. Дневник Успеха помогает сотруднику включить долговременную мотивацию на развитие и достижение новых вершин. Он сам записывает свои успехи, сам делает выводы и ставит себе следующие задачи. Это прекрасный способ самостоятельной мотивации. Нужно только показать сотрудникам все его преимущества, помочь освоить и периодически создавать ситуации для возможности поделиться своими успехами.

условия копирования

Дорогой HR-Journal, потрудись сообщать мне о новых статьях ;)

Комментарии

Новые обсуждения

04.12 15:14 Лана72
Повестка в суд (0)

03.12 00:59 publicmd
Подарок шефу на Новый Год (7)

30.11 20:52 Raket
Анкета при приеме на работу (1)

30.11 18:49 EKG1987
Помощь новичку (0)

Все

Комментарии

Ваш баннер на этом месте